или Закулисье современного искусства
Любите ли Вы Вудхауса? Любите ли Вы его, так как я? Если да, то поймете, почему размышляя о современном искусстве, я вспоминаю его. Точнее, историю про очередные приключения Дживса и Берти Вустера из третьей серии третьего сезона. Для тех, кто не видел – мои пометки в скобках.
Берти: Дживс, что ты делаешь? (удивленно)
Дживс: Вешаю эту картину, сэр (снисходительно)
Берти: Но мы же не будем вешать здесь эту ужасную вещь?! (возмущенно)
Дживс: Это же Коркоран, сэр! (укоризненно)
Тетя Агата: Мой племянник ничего не понимает в искусстве, мистер Прайсак (уничижительно)
Берти: Вовсе нет! Когда я вижу плохую картину, я знаю, что она плохая (обиженно)
Тетя Агата: Дайте взглянуть (раздраженно)
Галерист Прайсак: Да! О! Да! (восхищенно)
Тетя Агата: Да! Да! Да! Это подлинный…? (вопросительно-растерянно)
Дживс: Коркоран. Да, мадам. (утвердительно)
Тетя Агата: Ну конечно! Колорит, линии… Ошибки быть не может (убежденно)
Галерист Прайсак: Типично для его ранних работ (глубокомысленно)
Дживс: Тихая жизнь с баклажаном, так называется эта картина (уверенно)
Галерист Прайсак: Как глубоко, как тонко. А сначала мне показалось, что это похоже на человеческое лицо (воодушевленно)
Тетя Агата: Нужно приобрести эту картину для галереи! (ажиатажно)
Дальше следует непревзойденный мастер класс по торговле, который должен войти в учебники про успешные продажи. Но речь сегодня не о них. А о высоком. Я не причисляю себя к знатокам, разбирающимся в искусстве. Честно признаюсь, что следую критерию «нравится - не нравится», или, если быть точнее «чувствую – не чувствую».
Так случилось, что за в один из месяцев договорной эпохи мне посчастливилось прикоснуться к искусству так часто, так разнообразно и так (я не побоюсь этого слова) качественно, как редко случается. И это было настолько непохоже и настолько хорошо, что мне захотелось поделиться эмоциями. Во-первых, утонченное Биеналле антиквариата и ювелирного искусства в Париже. Во-вторых, как это не странно, Лувр, до которого я добралась только с третьей в своей жизни попытки. В третьих, сенсационная выставка Искусства ислама там же в Лувре. Но обо всем по порядку.
Выставочный павильон в Grand Palais оформлял Лагерфельд. Но даже, если бы я этого не знала, то рука Мастера, или просто талантливого человека чувствовалась во всем. Расходящиеся лучами улицы-павильоны, повторяющие архитектурную идею барона Османа, воздушный шар, словно взмывший под небеса, волшебный стеклянный купол, тихий гул голосов, искрящееся в бокалах шампанское, импозантный охранник, отвечающий своему невидимому коллеге в микрофон «о’кей, мон амур», и пропускающий очередную группу в павильон Cartier, вежливые улыбки и тихие восторженные реплики. Это было искусство в искусстве, потому что впечатляли не только сами экспонаты, но и то, как они были представлены. Знаменитые ювелирные дома словно вступили в негласное соревнование за самое креативное оформление. Я бы отдала пальму первенства Bvlgari, с их керамическими черно-белыми вазами-фигурами, хотя… может быть я необъективна и запомнила его из-за невероятной красоты изумрудного ожерелья Элизабет Тейлор?
В Лувр мы проникли через секретный вход, минуя привычную очередь у пирамиды. Много, много, очень много людей. Они мешают, но только до тех пор, пока я не увидела ее. Она улыбалась, незаметно шевеля губами, и следила за мной взглядом. И стало понятно, почему ею так восхищаются и почему она в одиночестве. Вы, конечно, понимаете, о ком я.
Что касается выставки Искусства ислама, то честно говоря, это напоминало скорее этнографию, чем арт. Но то как это было представлено, поразило. Новейшие технологии, интерактивные экраны, эргономичные выставочные стенды, свет, переходы, цветовой ряд – все тонко продуманно. Была бы моя воля, вручила бы устроителям премию за лучшее оформление. Наверняка, такая существует среди галеристов.
Вечером, накануне отъезда, я наблюдала, как десятки рабочих разбирали выставку в Grand Palais, грузили экспонаты в машины и деловито переговаривали между собой под моросящий дождь. Не думаю, что их сильно беспокоил, какую оценку дал этим экспонатам Национальный Синдикат Антикваров. Для этих людей это была просто работа.
P.S. Независимо от того, любите ли Вы Вудхауса как я или нет, посмотри третью серию третьего сезона сериала Дживс и Вустер. Смех и хорошее настроение гарантирую.