Найти тему
NOIR

Почему Брюки клеш обожали во всем мире и презирали в СССР. Почему они вернулись в моду?

Оглавление

Брюки клёш – это длинные штаны, расширяющиеся книзу от колен, бедер или талии. Их шьют из джинсовой ткани, шерсти, вельвета, хлопка, тонких эластичных синтетических волокон.

История появления
История появления

В начале XIX века американские моряки носили широкие брюки, заканчивающиеся манжетами колоколообразной формы. В 1813 году в американском флоте была официально утверждена униформа моряков. Они носили синие брюки с клёшами от бедра и молнией сбоку. Моряк мог легко их снять, если окажется за бортом, и всплыть на поверхность. Благодаря широким клёшам брюки соскальзывали сами, не задевая ботинок. В брюках клёш было удобно убирать палубу, штанины легко подворачивались.

Среди моряков выделялись модники. Они вшивали в края брюк небольшие куски свинца. В выходной день на суше штанины-«колокола» штормило во все стороны. Таких стиляг высшее начальство наказывало за порчу формы.

С середины XIX века расклешенные брюки стали частью униформы и королевского флота Великобритании.

Слово «clocher» французского происхождения, переводится как «колокол». Наши соотечественники, не владевшие иностранными языками, употребляли слова: «клёш», а также «клеша», ставя ударение на второй слог. В начале ХХ столетия матроса считали «бравым», если он носил белую бескозырку и черные расклешенные брюки. Однако такой фасон официально был под запретом. Моряка, надевшего клёши ради щегольства на суше, могли задержать патрульные.

Моряк на прогулке, 1955 год I Моряки, курсанты морской академии 1930 гг.
Моряк на прогулке, 1955 год I Моряки, курсанты морской академии 1930 гг.

Брюки клёш в 60-е гг. ХХ века

В первой половине ХХ века брюки клёш не были популярными среди гражданского населения, но во второй половине все кардинально изменилось. Уже к середине 60-х гг. их стала активно носить молодежь. Брюки клёш стали частью не только мужского, но и женского гардероба, хотя раньше их носили исключительно представители «сильного» пола.

Расклешенные брюки делали фигуру визуально более стройной и элегантной. Они были уместны в разных ситуациях и в любое время года. Летом шили брюки клёш из легких трикотажных тканей, зимой – из вельвета и мягкой шерсти. В них было комфортно на прогулке, дома, на торжественных мероприятиях.

Расклешенные брюки сочетались с жакетами, пиджаками, классическими блузами и свитерами. С ними надевали босоножки и туфли-лодочки на высоких каблуках.

Джейн Биркин, Дэвид Боуи и Твигги в клёшах
Джейн Биркин, Дэвид Боуи и Твигги в клёшах

Брюки клёш в 70 – 80-е гг. ХХ века в США и Европе

В 70-е гг. ХХ века брюки клёш стали очень популярными в Северной Америке и Европе. В этих странах начался их массовый фабричный выпуск, соответствовавший запросам покупателей.

Одним из основных видов массового досуга молодежи стали дискотеки. Одежда девушек и юношей на танцевальных площадках не стесняла движений, отличалась демократичностью стиля, простотой покроя, яркостью и эротизмом. Возникло направление молодежной моды – диско, заключающееся в подражании сценической одежде диско-групп.

Джинсы клёш носили звезды США и Великобритании. Среди них певец и автор песен Джимми Хендрикс, американская певица, актриса и кинорежиссер Тони Бэзил, британский рок-музыкант Мик Джаггер, британская супермодель и певица Твигги. Их надевали американцы Сони и Шер, когда вели телевизионное шоу.

Джинсы клёш были популярны в среде неформалов, особенно у хиппи – «детей цветов».

У клёшей 70-х гг. карманы были расположены на внешней стороне бедер. Модники засовывали «руки в брюки» (именно в те годы и возникло это выражение), сгибали спину и шли маленькими шагами, раскачиваясь то влево, то вправо.

Еще большую популярность брюки клёш приобрели после Вудстока – знаменитого американского рок-фестиваля. На нем пропагандировались свобода любви и пацифистические убеждения. Люди обоих полов и всех возрастов стали носить брюки клёш с цветочным узором и вышитым на них знаком «пацифик». В целом брюки клёш символизировали свободу, яркость и неординарность личности. За это их любили носить за рубежом.

-4

Брюки клёш в СССР

Не обошла эта мода и СССР. Однако в Советский Союз мода на брюки клёш пришла позже. Ее не одобряли и жестко критиковали представители органов власти, члены Коммунистической партии, общественные активисты, журналисты и художники-карикатуристы. Господствовало мнение, что джинсы клёш носят буржуазные элементы. В номерах сатирического журнала «Крокодил» периодически появлялись рисунки непричесанных стиляг в широких расклешенных штанах. Им противопоставлялись молодые идейные комсомольцы в строгих классических костюмах. В фильме «Служебный роман» в клёшах приходила на работу секретарь Верочка, другие герои кинокартины к ней относились осуждающе и с иронией.

Брюки клёш были дефицитным товаром, их приобретали у спекулянтов-фарцовщиков, шили их самостоятельно или перекраивали стандартные брюки.

Клёши носили знаменитые актеры и звезды советской эстрады. В них появлялись перед публикой Александр Абдуллов и Алла Пугачева. Кумир 70-х гг. Владимир Высоцкий предпочитал этот фасон. Ходили слухи, что он таким способом зрительно увеличивал свой небольшой рост, с клёшами можно было надевать обувь на высокой платформе.

Таким образом, брюки клёш имеют давнюю и интересную историю. В наши дни мода на них возрождается.