Информации вокруг нас много. Очень много. Находиться в хаосе разнородных фактов неприятно. Чтобы упорядочить и разобраться в окружающем мире наш мозг нанизывает сведения на нитку единого сюжета.
К примеру, Нассим Талеб предлагает простой тест. Прочтите:
ЛУЧШЕ СИНИЦА В
В РУКАХ, ЧЕМ ЖУРАВЛЬ
В НЕБЕ
Как правило – ничего особого люди не видят. Пословица как пословица. Короткая история.
А истории нравятся людям, так как упрощают восприятие действительности. В результате, на наше поведение влияет логика услышанного сюжета, а не элементы, из которых он состоит. Это когнитивная ошибка искажения нарратива.
Наличие связи между фактами для человека важнее самих фактов. К примеру, посетители казино знают о низких шансах выигрыша в азартных играх. Но сюжет случайного обретения богатства притягательнее скучных и неэмоциональных данных.
Более того, даже в те редкие моменты, когда мы решаем включить «критическое мышление», исследовать инфу на фейковость, то проверяем факты. Бросаемся выяснять - правда ли случилось то-то и то-то. А вот о логике объяснений, насколько правильно связаны между собой эти факты, практически не думаем.
Ну а в пословице – тесте Талеба - есть лишняя буква «В». Ошибка незаметна, ведь когда мозг понял идею, он игнорирует делали. Поэтому побуду репетитором и дам совет школьникам: на ошибки проверяйте сочинение с конца, читая предложения от последнего слова к первому. Когда смысл отсутствует, внимание к отдельным словам возрастает.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - лучшая деловая книга 2022 года по версии PWC.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты