Найти тему
Радистка Кэт

«Тотем»: "иконография власти" в современной России

Цель данного "очерка" - неполитическая. Смеяться над происходящим, винить кого-то, закатывать глаза со словами "Дожились!" - не к такому выводу я хочу привести своих читателей. Языческие основы нашей культуры – это то, о чем я пишу.

В официальном бюрократическом и политическом немецком пространстве вы не найдете портретов. Не Меркель, не Шольца, не Зеленых, вы там не найдете. Максимум, что могут позволить себе немцы из символов для почитания на рабочем месте – это крест - символ власти духовных законов. Да и сам крест чаще всего просто деревянная конструкция, без религиозных надписей и фигур.

А тут, значит, Алексей Анатольевич жалуется: "После работы ты продолжаешь сидеть. Несколько часов на деревянной лавке под портретом Путина. Это называется "воспитательные мероприятия". В субботу рабочий день 5 часов и снова сидишь на лавке под портретом".

Под этим портретом сидит не только он. Сидят судьи, губернаторы, чиновники, большие и маленькие директора. И сидят они, в отличие от Алексея Анатольевича под воспитывающим образом дольше и потому, как им кажется, прочнее. Сами воспитываются и других воспитывают.

Портретных регламентаций в РФ нет. Однако, вешают. А повесив, снимать не позволяют.

Так, 18 ноября 2020 в здании муниципального образования "Смольнинское" депутат от "Яблока" Никита Юферев порвал повешенную в зале заседаний фотографию Путина. Говорит, раньше там Пушкин был – назад верните. Затем полиция, проверки, все дела. И портрет президента снова оказался на своем месте.

Похожая история произошла и в 2018 году в Набережных Челнах. Учитель истории, член участкового избиркома Раушан Валиуллин обратился в Верховный суд РТ, требуя убрать из школьных фойе портреты Путина, так как они являются незаконной агитацией. ЦИК ответил отказом: "…портреты Путина и иную госсимволику размещают с целью патриотического воспитания". Прокуратура также ответила Валиеву, что изображения главы государства "изначально несут смысловую нагрузку, не относящуюся к выборам".

Что это за смысловая нагрузка такая - попробуем разобраться.

«Иконизация» современной власти (тиражирование и почитание портретов вождей сродни почитанию икон) берет свои корни, несомненно, в СССР. Изображения вождей, излучающие святость, непорочность, силу и сулящие неминуемую справедливую кару, распространяли "энергию" страха и благоволения. Государство-Империя, изобретшая ядерную бомбу, вдруг неожиданно впало в эйфорию "танцев" на площадях и поклонения портретам.

Неумение разделять предмет и его изображение, нужно сказать, черта древнеплеменного индивида. Первобытная магия ясно предписывает, что нанесение вреда изображению предмета, это нанесения вреда предмету, ведь изображение и есть предмет. А ношение амулетов – явный способ избежать несчастий ("Как повяжешь галстук – береги его…").

Подобные синкретические верования еще досоветского периода хорошо описаны у искусствоведа А.В. Лебедева. Автор утверждает, что в восприятии русского человека портрет "мог замещать изображенное на нем лицо": живописный образ высокопоставленной персоны мог представлять ее во время торжественных мероприятий и даже заменять отсутствующего перед судом. Например, в 1770-х годах наместники произносили торжественную речь перед портретом Екатерины II.

Первобытные обряды, странным образом всегда сопутствующие русскому народу, именно в сознании пролетариев расцвели красивыми мифами о всесильных Вождях. Попытка тотального выкорчевывания данных структур из коллективного бессознательного в течение последних 30 лет оказалась тщетной – политический символ веры, чудесный амулет – ТОТЕМ-портрет никуда не исчез.

Русский политический тотемизм – вещь неординарная и "динамично" развивающаяся. Если в СССР портрет Сталина занимал (или спокойно мог занимать) достойное место на стене каждого обывателя, то сегодня это привилегия. Нынешний "сакральный тотем" хоть и принадлежит всему русскому роду - отказывается покровительствовать "некоторым смертным" (напоминает это чем-то древние обряды, призванные при помощи тотема выявить чужаков - укусила тотемная змея человека - не место ему в племени).

Так, весьма интересный инцидент случился в столичном СИЗО №6.

Далее цитирую вам целиком текст из МК от 20.06.2022:

"Авторитетный предприниматель" Эдуард Хорьков (задержанный по делу Олега Медведева, которому вменяют занятие лидирующего положения в преступном сообществе)… известен своей набожностью, и в его камере всегда было много иконок. Но помимо них на стене у Хорькова висели два портрета Владимира Путина. После проверки сотрудников УФСИН по Москве от него потребовали снять со стены и иконки, и фотографии президента. Заключенный отказался. Он аргументировал это тем, что держать фото президента имеют право не только чиновники и правоохранители в своих кабинетах, но и ОБЫЧНЫЕ (выд. авт.) люди в своих жилищах (а камера СИЗО - это и есть временное жилище).

Отметим, что правила внутреннего распорядка СИЗО запрещают заключенным украшать стены камер фотографиями, рисунками, вырезками из газет. Однако в действующих Правилах внутреннего распорядка есть формулировка "оклеивать". Это означает, что арестанты могут приставлять к стене фотографии (не рискуя при этом как испортить стены, так и получить замечание)… Имеет ли право заключенный вешать в своей камере портреты руководителей страны - этот вопрос, возможно, скоро будет рассматривать суд".

Если советский "тотемизм" в деле изображения вождей лишь отдаленно напоминал поклонение иконам, то современное официальное тиражирование "портретов" использует уже и прямой религиозный посыл:

В Аэропорту Пулково: подарочный набор, напоминающий каноническую икону. 2020.
В Аэропорту Пулково: подарочный набор, напоминающий каноническую икону. 2020.
Матушка Фотиния официально назвала портрет иконой: «Путин -это иной путь для России. - говорит матушка. - В одной из своих прошлых жизней он был князем Владимиром и крестил Русь, теперь ему предстоит заново крестить нашу языческую страну».
Матушка Фотиния официально назвала портрет иконой: «Путин -это иной путь для России. - говорит матушка. - В одной из своих прошлых жизней он был князем Владимиром и крестил Русь, теперь ему предстоит заново крестить нашу языческую страну».

"Икона" с Путиным появилась в современной России как официально находящаяся при церкви (после Нижнего Новгорода в 2012) в 2019 в ЛНР. Там местные жители предлагали молиться на икону с изображением Владимира Путина в оккупированном Алчевске. Данное фото опубликовал в Twitter украинский журналист Денис Казанский:

Это, наверное, первая "официальная" "политическая икона" в современной России
Это, наверное, первая "официальная" "политическая икона" в современной России

Стоит упомянуть и про "Национальный комитет+60", созданный петербургскими общественниками для празднования 60-летия Путина. Существует он и по сей день (уже 10 лет), выступая с инициативами.

В январе 2021 указанный комитет направил обращение патриарху Кириллу с требованием "направить все усилия на сакрализацию" президента , поскольку "антихрист Нав….ный" прибудет в страну "сеять смуту":

"В преддверии пришествия Антихриста (в личине Нав…ого), ангажированного враждебным Западом, РПЦ по воле божией просто обязана предать его анафеме! Однозначно, на днях он прибудет в Первопрестольную с главной целью - посеять смуту и опорочить праведного правителя РФ!... для укрепления государства все иерархи РПЦ должны у себя разместить парадные портреты Владимира Путина в полный рост с белым квадратным нимбом…Белый ореол вокруг головы - символически отображает тайну божественного присутствия в нем"

Исчезновение, потеря, осквернение "тотема" для языческого общества равносильно его гибели и всегда воспринимаются апокалиптически. Так что "все эти разговоры"- мечты о сильном парламенте, независимости субъектов, власти права не реализуются в российском обществе до тех пор, пока будут мироточить властьизобращающие иконы.