Найти в Дзене

Как возникают сообщества и общественные движения?

Оглавление

Что такое сообщество?

Установленный факт, что человек не может существовать в отрыве от общества, поскольку является его производным и одновременно его частью. При этом конкретный человек часто принадлежат сразу к нескольким социальным кругам общества, которые далее я буду называть сообществами. Например, это может быть сотрудники в офис, одногруппники или компания, с которой регулярно приятно куда-нибудь выбраться. Главная характеристика сообщества — это целеполагание, в отличие от более глобального общества, которое формируется стихийно на основании общих законов развития человеческих обществ. Участники сообщества взаимодействуют друг с другом добровольно, потому что только посредством такого взаимодействия могут достигнуть общих целей.

Роль принципов в организациях

Когда человек строит планы на жизнь, перед ним возникает целый ряд вопросов, которые необходимо разрешить в ходе реализации этих планов. Стратегия решения этих вопросов определяется принципами, по которым живет человек. Кто-то отказывается сотрудничать с нечистыми на руку людьми, а для кого-то важнее результат любой ценой. В то же время осознание того факта, что один в поле не воин, толкает отдельных индивидов к объединению. Самые успешные объединения, которые возникают не столько на почве схожих целей, сколько на непротиворечивости принципов их участников. Так вегетарианцу сложно будет найти общий язык с любителем поохотиться. В случае, если позиции по принципиальным вопросам у членов сообщества расходятся, то раскол такого сообщества неизбежен. Поэтому с самого начала любой организации важно обратить внимание на совместимость взглядов и приемлемость тех или иных решений новоиспеченных адептов.

Генерация новых идей

Помимо практической деятельности, в сообществе постоянно должна вестись работа теоретическая. Это можно описать в виде следующей модели:

1) мозговой штурм — генерация идей без оглядки на возможность их реализации;
2) обсуждение и отбор идей — участники обсуждают потенциал, плюсы и минус выдвинутых предложений, а затем выбирают самые реалистические;
3) создание рабочих групп и разработка концепций — участники объединяются и подробно прорабатывают идею, доводя ее до ума, а также предлагают стратегию ее реализации и последующего внедрения;
4) интеграция в идеологию сообщества — сообщество знакомится с новой концепцией, после чего принимает или не принимает ее.

Важным фактором в процессе разработки адекватной теории является наличие демократических институтов в сообществе. Отсутствие таких институтов часто приводит к отчуждению той части сообщества, которая имеет полноту власти и оказывает влияние на формирование идеологических концепций. Проблема здесь заключается в том, что без критической оценки рано или поздно идеология вырождается, то есть перестает соответствовать актуальному запросу сообщества. В дальнейшем это приводит к усугублению внутренних противоречий и дальнейшему распаду сообщества.

-2

Обратная связь

Организовать людей в сообщество можно сотней разных способов, что стало особо заметно с появлением интернета, где большинство из них и функционирует. Самый интересный, как мне кажется, это собрать единомышленников в качестве аудитории тематического блога, которая затем эволюционирует в полноценное комьюнити. Для эффективного развития такого сообщества уже на самом раннем этапе требуется прислушиваться к аудитории и адаптировать контент под нее, однако при этом держаться в рамках изначально заданной концепции. Metapsy — пример такого блога, где каждый может стать частью сообщества и активно принимать участие в его становлении. В первую очередь, необходимо давать обратную связь, например в комментариях, как можно чаще, но главное, чтобы это было уместно и принесло пользу сообществу.

У читателя возникнет закономерный вопрос: «А мне собственно это зачем?» Действительно, участие в сообществе подразумевает какие-то преимущества, будь то этическое удовлетворение от социального взаимодействия с единомышленниками или материальные выгоды от участия в совместных мероприятиях. Однако в данном случае мотивацию для себя человек должен обнаружить самостоятельно, потому что в отличие от коммерческого предложения, вся деятельность сообщества базируется исключительно на добровольных началах. Это определенно даст свои плоды тем, кто хорошо потрудится, но совершенно будет без толку для тех, кому совсем не интересно участвовать в организации. Подробнее о том как самостоятельно выявлять мотивационные факторы в различных видах деятельности для мобилизации себя на активность мы поговорим в будущих постах. Поэтому сейчас предлагаю подписаться на канал всем, кто заинтересовался!