В ходе Второй мировой войны авиация активно применялась для решения самых различных тактических задач. Битва за господстве в воздухе приобрела важнейшее стратегическое значение.
Битва за Британию
Не рискнув высадить в Британии немецкий десант, Гитлер принял решение заставить англичан заключить мир на немецких условиях путем постоянных бомбардировок городов и уничтожения промышленности и инфраструктуры.
Налеты немецкой авиации начались в июле 1940 года, вскоре после падения Франции. Схватку за господство в воздухе над Британией английский премьер-министр Уинстон Черчилль назвал Битвой за Британию. В России она стала известна как битва за Англию.
Изначально немецкие люфтваффе имели двукратное превосходство в технике - 4 тысячи самолетов против 2 тысяч. Столь явный перевес должен был обеспечить стремительную победу немцев и вывод Англии из войны.
Битва за Британию продолжалась вплоть до конца октября 1940 года. Кульминацией битвы стало 15 сентября 1940 года, когда дневные потери люфтваффе привели немецкое командование к выводу о неудаче операции.
Победу Англии обеспечили умелые и иногда отчаянные действия британских летчиков. Потери немецкой авиации были катастрофическими - в среднем на 1 английский самолет приходилось 2 немецких.
Потеряв к ноябрю более половину всех самолетов, Гитлер и Геринг решили отказаться от идеи массированных воздушных налетов на Англию. Также была отменена идея высадки немецких войск в Британии. Так была одержана первая крупная стратегическая победа на Германией.
Бомбардировщики британских ВВС
Основным тяжелым бомбардировщиком британских ВВС во Второй мировой войне был четырехмоторный Avro Lancaster, разработанный в начале 1941 года.
Поступив на вооружение в начале 1942 года, Lancaster стал самым эффективным бомбардировщиком королевских ВВС, совершив более 156 тысяч вылетов и сбросив более 600 тысяч тонн бомб на немецкие города, что составило более 75% от всех британских бомбардировок.
Всего за годы войны было выпущено более 7 тысяч таких самолетов, более половину которых были потеряны в ходе выполнения боевых операций.
В качестве дальних бомбардировщиков и транспортников британские ВВС использовали самолеты Vickers Wellington, экипаж которых состоял из 6 человек. Именно эти бомбардировщики осуществили первую во Второй мировой войне успешную бомбардировку Берлина в августе 1940 года.
До принятия на вооружение самолета Avro Lancaster именно Wellington были основными бомбардировщиками королевских ВВС. Всего за годы войны было выпущено более 11 тысяч экземпляров.
Обучение пилотов
Американские бипланы Stearman Model 75 или PT-17 использовались в ВВС США в качестве учебных самолетов для начинающих пилотов. Самолеты выпускались совместно компаниями Stearman и Boeing.
Ввиду небольшой стоимости учебных бипланов, около 10 тысяч долларов, военные активно заказывали их в учебные центры. Всего с 1934 года было выпущено более 10 тысяч экземпляров.
Подавляющее большинство американских летчиков-участников войны учились летать именно на этих самолетах. Кроме того, американцы активно предоставляли возможность тренировок для пилотов британских ВВС, в том числе на территории США.
В авиации союзников, то есть Великобритании и США, тренировочные самолеты традиционно окрашивали желтой краской. Курс активной подготовки пилотов для фронта был рассчитан на 6 недель практики.
Эскадрилья "Акула"
Истребители Kittyhawk Mk III были модификацией самолета Curtiss P-40 американской корпорации Curtiss-Wright. За годы Второй мировой войны по ленд-лизу США поставили в СССР почти 2,5 тысяч таких самолетов.
По причинам неподготовленности к суровым климатическим условиям восточного фронта, истребитель постоянно выходил из строя, поэтому после ноября 1941 стал использоваться, по большей части, как самолет-разведчик.
В 112 эскадрилье ВВС Великобритании носовую часть самолета раскрашивали таким образом, чтобы получалась пасть акулы. Отсюда эскадрилья получила наименование "Акула".
Самолет "Консервный нож"
Самолет Hawker Hurricane был самым массовым истребителем британских ВВС в ходе Битвы за Британию и во Второй мировой войне в целом. К концу войны было выпущено в общей сложности более 14,5 тысяч летательных аппаратов.
За характерный профиль версии Mk IID самолет получил название "Консервный нож". В СССР по ленд-лизу было поставлено почти 3 тысячи таких самолетов. В общей сложности за штурвалом британских Hurricane советские летчики за годы войны сбили 252 вражеских самолета.
Американские ВВС
Двухмоторные семиместные американские бомбардировщики Martin B-26 Marauder поступили на вооружение ВВС США в 1941 году, и вскоре начали активно поставляться британским союзникам.
Эти самолеты активно использовались британцами и американцами сначала с Северной Африке и Италии, а затем и в Западной Европе после открытия второго фронта летом 1944 года.
Всего за годы войны было выпущено более 5 тысяч таких самолетов, 500 из которых по ленд-лизу поступили в британские ВВС.
Большое спасибо за просмотр! Если вам понравилась эта статья, прошу поставить лайк и подписаться на канал! До новых встреч!
#битва за британию #битва за англию #вторая мировая война #королевские ввс #истребители #бомбардировщики #avro lancaster #hawker hurricane #kittyhawk #stearman pt-17