Почему я решил написать эту статью
Уважаемые коллеги! В качестве комментария на мою статью в Дзен «О лесном машиностроении. Предлагаю план действий» я получил от подписчика моего канала информацию о работе компаний Красноярска по обеспечению запчастями импортной техники.
Из другого источника я узнал, что в Красноярске 30 июня и 1 июля на площадке МВДЦ «Сибирь» пройдёт Всероссийский форум «импортозамещение».
Судя по этим публикациям я решил, что жизнь в лесном комплексе Красноярского края является примером для всех. Это побудило меня заглянуть в Лесной план Красноярского края. Лесной план на период 2019 - 2028 годы утверждён указом Губернатора Александра Викторовича Усс от 01.11.2019 г. № 300-уг. Что я в нём увидел?
Что собой представляет лесной комплекс Красноярского края
Красноярский край занимает второе место в Российской Федерации по территории после Республики Саха (Якутия) и тринадцатое место по численности населения – самый крупный по численности населения субъект Российской Федерации на территории Сибири и Дальнего Востока.
Основой экономики региона выступает промышленный комплекс, он обеспечивает половину валового регионального продукта. В составе промышленного комплекса выделяются цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс и нефтегазовая отрасль. На сегодняшний день их доля в объеме промышленного производства составляет порядка 80,0 %.
Лесопромышленный и агропромышленный комплексы разработчики Лесного плана считают социально значимыми отраслями, доля которых в структуре региональной экономики уступает базовым отраслям, однако они выполняют важную социальную роль – обеспечивают занятость населения и сохраняют систему расселения на территории региона.
На 01.01.2018 года общий запас древесины по Красноярскому краю оценивался в 11 419,483 млн куб.м. Объем древесины хвойных пород составляет 9 534,771 млн куб м, то есть 83,5%, из которых 6 722,155 млн куб. м (58,6 %) представлены спелыми и перестойными лесными насаждениями. Главными лесообразующими породами являются, лиственница – 43 676,4 тыс. га, сосна – 13 305,5 тыс. га, кедр – 9 688,8 тыс. га, береза – 15 470,8 тыс. га.
Казалось бы, при таком лесосечном фонде лесной комплекс должен процветать. Однако, это не так. В лесном комплексе занято всего 2,14 % населения, из них в деревообработке и производстве мебели - 1,14 %. Фактическая заготовка древесины от всех видов рубок составляет 140 516,1 тыс. куб. м. Лесосека осваивается всего на 15,9 %. По этой причине лес стареет, подвергается болезням и гибнет.
Цель и задачи Лесного плана
Цель Лесного плана сформулирована следующим образом: «... улучшение санитарной и лесопатологической ситуации в лесах и снижение площади погибших и поврежденных лесов за счет организации своевременного обнаружения, и ликвидации возникающих и действующих очагов вредителей и болезней леса, в том числе при ослаблении и гибели насаждений от лесных пожаров и других факторов, особенно в районе удаленных лесных населенных пунктов с традиционными лесными промыслами, обеспечивающими экономическое благосостояние населения».
Задачи лесного плана Красноярского края:
1) увеличение объема рубок лесных насаждений с 1 га занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;
2) обеспечение рационального многоцелевого и неистощимого использования лесов;
3) сохранение экологической функции лесов и их биологического разнообразия;
4) увеличение соотношения стоимости 1 куб. м древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации;
5) увеличение объёмов платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчёте на 1 га земель лесного фонда;
6) уменьшение удельной площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, погибшей от пожаров;
7) уменьшение удельной площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, погибшей от вредителей и болезней леса;
8) увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений;
9) возмещение ущерба от нарушений требований лесного законодательства;
10) повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора.
11) создание современной конкурентоспособной лесной промышленности.
Как видим, в цели Лесного плана нет ни слова о развитии лесной промышленности и ЛПК в целом.
В задачах, решение которых должно обеспечить достижение цели, из 11 пунктов развитию лесной промышленности посвящён лишь один.
Основная часть Лесного плана посвящена решению проблем лесного хозяйства, включая описание лесосырьевой базы, неблагоприятной лесопатологической ситуации в лесах в связи с пожарной опасностью и поражением лесов гусеницами сибирского шелкопряда, а также мерам борьбы с этими бедами, включая использование химикатов. Но только химической обработкой заражённых лесов проблему решить невозможно.
Лесной план разработан Министерством лесного хозяйства Красноярского края. Проект Лесного плана рассмотрен на заседании комиссии Федерального агентства лесного хозяйства и 26.11.2018 согласован в установленном порядке (письмо Рослесхоза от 26.11.2018 № НК-06-27/19857).
Эти специалисты должны бы помнить слова великого русского лесовода Георгия Фёдоровича Морозова: «Рубка леса – синоним его восстановления». Они должны были предусмотреть все меры по усилению развития в Крае лесной промышленности, строительству новых лесозаготовительных предприятий в местах гибели леса. Но в Плане прямо написано, что «на перспективу до 2028 года в лесном фонде активного развития лесопереработки не прогнозируется. Основная причина – отсутствие в лесном фонде необходимой энергетической и иной инфраструктуры».
Как сегодня работает лесопромышленный комплекс Края
Информация о работе лесопромышленного комплекса в Лесном плане крайне скудна. Я не нашёл в нём анализа состояния действующих лесозаготовительных предприятий, технологии их работы, используемых машинах и оборудования, их проблем. Приводится лишь информация о том, что основными видами деревообрабатывающих производств в Крае является производство пиломатериалов, клееной строганой продукции и древесных топливных гранул - пеллет.
Основной упор делается на плачевное состояние дорожной инфраструктуры как основной причины лесных бед. Протяженность всех типов лесных дорог в лесах края составляет 185,987 тыс. км, из них протяженность дорог круглогодового действия составляет лишь 142,841 тыс. км. Основная масса лесных дорог представлена грунтовыми дорогами сезонного действия, нормальная работа которых зависит от погодных условий.
Общая протяженность автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную доступность эксплуатационных лесов Края, составляет 37,8 тыс. км. Информация о количестве автомобильных дорог на 1000 га леса противоречива. В одном месте написано, что на каждую 1000 га леса приходится в среднем 0,6 км автомобильных дорог, в другом 1,2 км. Но оба показателя говорят о том, что они значительно ниже среднего уровня по России и Сибирскому федеральному округу.
Шокирует информация о том, что основная часть существующих автодорог была построена в 1980-1994 годы, в основном силами леспромхозов. А затем в течение более чем 10 лет эти дороги не ремонтировались и в настоящее время требуют капитального ремонта, реконструкции, строительства заново части участков дорог и мостовых сооружений. Порядка 80,0 % лесовозных дорог – это зимники, которые значительно ограничивают период работы лесозаготовительных организаций до 6–4 месяцев в год.
Предложения по развитию деревообрабатывающих производств в Крае касаются лишь действующих предприятий. Сообщается о том, что в перечень приоритетных включены десять инвестиционных проектов освоения лесов Красноярского края. В Богучанском районе АО «Краслесинвест» предусматривается строительство производств по выпуску продукции лесопиления и деревообработки, а также пеллет. На уровне Правительства Российской Федерации рассматривается целесообразность строительства целлюлозного комбината. Планируется развитие производства пиломатериалов и пеллет в г. Лесосибирске, реализуемое ООО «Ксилотек – Сибирь». Создание в ООО «ФорТрейд» производства комплектов каркасно-панельного домостроения в городе Минусинске. Строительство ООО «Сибирский Лес» лесохимического комплекса в Енисейском районе, а также ряд проектов по расширению лесопильно-деревообрабатывающих производств другими компаниями.
С учётом того, что, как показывает практика, большая часть приоритетных проектов не выполняется, особенно в части развития целлюлозно-бумажной промышленности, приведённая в лесном плане информация показывает, что в нём нет никаких прорывных мер по решению проблем лесопромышленного комплекса. Следовательно, неблагоприятная лесопатологическая ситуация в лесах будет только усугубляться.
Что можно предложить Администрации Красноярского края для исправления положения в лесном комплексе
Я кратко сформулировал предложения, которые могли бы дополнить мероприятия Лесного плана, а их реализация - ускорить развитие лесного комплекса Красноярского края и способствовать улучшению санитарной и лесопатологической ситуации в лесах, снижению площади погибших и поврежденных лесов.
1. Министерство Лесного хозяйства Края, как не справившееся со своими обязанностями, предлагается преобразовать в министерство Лесного комплекса. Министром назначить лесопромышленника, проявившего свою успешность в реализации крупных проектов.
2. Для более полного освоения расчётной лесосеки предлагается строить новые лесозаготовительные предприятия, расположенные в местности, где наблюдается заболевание и гибель леса. Эти предприятия должны быть ориентированы на использование собственных источников тепловой и электрической энергии – тепловые электростанции на древесном топливе. Это позволит эффективно использовать всю низкокачественную (дровяную) древесину, объём которой в повреждённых лесах может превышать 50 % общего объёма заготовок, а также вырабатывать более дешёвую энергию по сравнению с действующими тарифами.
Дровяную древесину следует перерабатывать на топливную щепу деревьями. Это позволит сделать заготовку древесины в повреждённых лесах рентабельной.
Ниже приведена технологическая схема лесозаготовительного предприятия XXI века, которая предлагается для реализации. Создание такого предприятия послужит примером для его тиражирования.
В Советский период подобное предприятие было построено ЦНИИМЭ в Игирме Иркутской области.
3. В качестве основной технологии следует принять заготовку и вывозку древесины деревьями (хлыстами). Мировой практикой доказано (СССР, Канада, США), что при освоении перестойных лесов, не пройденных рубками ухода, наиболее эффективна именно эта технология. Более высокий экономический эффект, по сравнению с сортиментной технологией, достигается за счёт того, что почти половина заготавливаемой древесины, то есть вся низкокачественная древесина, не перерабатывается на сортименты, а перерабатывается на сырьё для других производств прямо деревьями. Это кратно повышает производительность труда и снижает затраты.
4. Лесовозные дороги и магистральные дороги для связи с «большой землёй» предлагается строить с использованием инвентарных деревянных щитов из лиственницы с металлическими оголовниками, которые могут производиться непосредственно в лесозаготовительных предприятиях. Расчёты показали, что это самые дешёвые лесовозные дороги с твёрдым покрытием. Их можно строить круглый год. Ниже приведён вид лесовозной дороги из инвентарных деревянных щитов.
5. Возводимые посёлки лесозаготовителей должны быть застроены комфортными, со всеми удобствами, деревянными домами с приусадебными участками, с теплицами, отапливаемыми собственной дешёвой электроэнергией. Посёлки должны иметь школы, больницы и клубы.
6. Вся заготавливаемая древесина должна перерабатываться на месте, что позволит дать работу всем другим членам семей лесозаготовителей. Деревообработку целесообразно ориентировать на внутренний рынок, на деревянное домостроение и всё, что с ним связано: сухие строганые пиломатериалы, окна, двери, мебель, древесные плиты и пр.
7. Предлагаемый проект строительства лесозаготовительного предприятия XXI века имеет большое значение, поскольку развитие лесного комплекса, направленное на обустройство одноэтажной России – это давно назревшая проблема, решение которой имеет не только экономическое, но и социальное, политическое значение, затягивание решения которого отрицательно сказывается на международном имидже страны.
Для реализации предлагаемого проекта, если Администрация Красноярска примет его, потребуется государственная поддержка, поэтому его следует представить в Правительство РФ в качестве пилотного, с целью тиражирования в других регионах страны.
К большому сожалению, Губернатор вряд ли сможет всё это сделать. Проблемы лесов в регионах не решить, пока они не будут решаться на уровне Государства. Разве леса болеют только в Красноярском крае? Подобная картина имеет место в Архангельской области и даже в Подмосковье.
Но в Правительстве сегодня нет ни одного профессионала ЛПК. Рослесхоз, исходя из своей специализации, управлять ЛПК не способен. Это хорошо видно на примере Красноярского края. Отдел Минпромторга России в 10 человек – не в счёт. ЛПК сегодня, это огромный корабль «без руля и без ветрил». Как следствие - вклад лесопромышленного комплекса в ВВП страны за 30 лет снизился в 3,5 раза, доля России в мировой торговле лесной продукцией сократилась почти на порядок – с 18 до 2 процентов. Разрушена наука ЛПК, лесное машиностроение. Без науки и лесного машиностроения ничего сделать не удастся. Потуги возродить лесное машиностроение с помощью ВУЗов – такая же бредовая идея, как внедрение в стране ЕГЭ и болонской системы образования.
Переработанная Правительством Стратегия развития лесного комплекса на период до 2030 года имеет в области ЛПК всё те же ошибки принципиального характера. Исправить ошибки в процессе реализации Стратегии не удастся, поскольку нет Стратега и его штаба – полноценного органа управления комплексом. Поэтому её ожидает та же судьба, что и стратегию до 2020 года.
За абсолютно безответственное отношение к лесному комплексу, уничтожение науки ЛПК и лесного машиностроения никто не отправлен на работу по моей специальности в места не столь отдалённые. Правительство не принимает никаких мер по излечению тяжело больного лесного комплекса. Ожидать чего-либо хорошего пока не приходится. Поэтому лесопромышленникам придётся рассчитывать только на себя.
«Учиться, учиться, учиться»!
Многие проблемы лесопромышленного комплекса возникли вследствие элементарной технической безграмотности руководящих работников. В Советский период повышению квалификации специалистов уделялось большое внимание. Была развита наука, которая не давала ЛПК сбиться с курса. Существовали институты повышения квалификации. Даже профессионалы должны были периодически повышать квалификацию.
В настоящее время ни науки, ни института повышения квалификации в ЛПК нет. В лес пришли бизнесмены, многие из которых вообще не имеют специального образования. Такие «специалисты» с деньгами купили харвестеры-форвардеры и решили, что «схватили бога за бороду». Но «не всё золото, что блестит». Часто в таких делах даже настоящим специалистам разобраться не просто. Руководителям ЛПК необходимо учиться.
В качестве первого шага на пути к самообразованию я предложил бы лесопромышленникам найти возможность опубликовать две подготовленные мной монографии с тем, чтобы обеспечить ими себя и ВУЗы.
В одной из них «Как обустроить леспром. О стратегии и тактике развития лесопромышленного комплекса России» изложен передовой опыт развития ЛПК в Советский период, а также пути решения основных современных проблем ЛПК, разработанные группой учёных под моим руководством. Объём книги 476 стр.
Вторая монография «Ресурсосберегающая технология лесозаготовок», содержит описание разработки и исследования технологий, позволяющих осуществить практически безотходную разработку лесосек главного пользования и повысить производительность труда до 40 %, а также сделать рубки ухода за лесом на стадии прореживания и реконструкцию низкотоварных древостоев рентабельными. Технологии прошли многолетнюю промышленную проверку. Объём книги 328 стр.
В монографиях содержится материал, которого не найти в других источниках. Реализация изложенных в них мер может существенно повысить эффективность работы ЛПК, поскольку содержит ряд технологий, которые проверены на практике в промышленных условиях. Надеюсь, книги будут полезны лесопромышленникам, специалистам лесного машиностроения, а также студентам и аспирантам.
Я предпочёл бы видеть книги в варианте, когда их можно взять в руки и положить на стол, то есть сделать их настольными книгами. E-mail для контактов lav_39@mail.ru.
Коллеги, спасибо, что дочитали до конца.
С пожеланием успехов, В.С. Суханов, д.т.н., Заслуженный работник лесной промышленности РФ.