Итак, в прошлой статье мы говорили с Вами о книгах, которые помогут в нелегком труде писателя. Какие-то из них похожи сборник советов и мнений. Другие - учат полезным навыкам. Один из таких навыков, необходимый к освоению любым начинающим писателем - умение строить рассказ. Здесь нам не обойтись без понятия "Путь героя" и лучше всего это понятие описал Джозеф Кэмпбелл в своем произведении "Тысячеликий герой".
Это большой и многослойный труд, который очень сложно уместить в небольшую статью. Поэтому сегодня мы рассмотрим только самое главное и важное. Если статься заинтересует вас и захочется углубиться в тему - смело покупайте книгу и вооружайтесь карандашом и закладками, потому что там есть что почерпнуть не только для дальнейшей работы, но и для диалога с самим собой.
У всех книг, написанных ранее и тех, которые напишут потом есть одна общая черта, которую невозможно просто взять и вычеркнуть - наличие главного героя, или "избранного". Откуда же возник этот образ? Кто первым употребил его и почему избранному приходится сражаться с врагом, проходить испытания и спасать принцессу, поговорим об этом далее.
Даже Кэмпбелл не берется рассказать нам в какой момент появился этот образ, но неоспоримо то, что пришел он к нам очень и очень давно. Вместе с первыми мифами, которые стали передавать из поколения в поколение и из уст в уста. Странно подумать, но похожие истории были зафиксированы даже у племен, совсем отрезанных от цивилизации, что может говорить о том, что "избранный" это не просто собирательный образ каких-то людей или сказание о путешествиях, это взгляд глубоко внутри себя. Ведь в каждом из нас живет герой.
Чтобы более детально окунуться внутрь себя стоит вспомнить классический психоанализ. В начале XX века Карл Густав Юнг выдвинул теорию «коллективного бессознательного». Он утверждал, что в уме каждого человека содержатся общечеловеческие первообразы, архетипы. Теория Юнга объясняет, почему мифы народов, никогда не соприкасавшихся друг с другом, схожи. Сказки — упрощённый вариант героического мифа. Кэмпбелл же приходит к выводу, что истории о становлении героя и спасении мира сформированы самой психикой человека под влиянием образов общечеловеческой символики — архетипов.
Истинный избранный — тот, кому пришло время взрослеть и развиваться. Если перед нами сказка, он должен расстаться с детством и вступить во взрослую жизнь, полную трудностей (они же чудища и подвиги). Если миф или религиозный текст — подняться над обыденностью, вырасти духовно и морально. А если фэнтези… идейная нагрузка остаётся на совести автора.
Этапы Путешествия героя по Джозефу Кэмпбеллу.
В своей книге «Тысячеликий герой» доказал, что среди мифов всех культур, континентов и времен есть свои мифы о героях, и все они укладываются в одну и ту же схему. В ней 17 элементов, умещающихся в трёх фазах. Выглядят эти фазы примерно так:
— отчуждение — герой покидает родной дом и добирается до границы обычного и неизведанного мира;
— инициация — преодолев сопротивление «привратников» на границе миров, герой путешествует по «волшебному» миру, побеждает всех врагов, отгадывает все загадки и завладевает главным сокровищем;
— возвращение — герой решает вернуться в родной дом, чтобы поделиться сокровищем с родными.
Этап 1
На данном этапе мы знакомимся с героем, узнаем его. Кто он, чего хочет.
1. Призыв к приключениям
Герой понимает сам (или ему дают понять) что пора отправиться в путешествие. В каноничной истории герой не хочет выходить из зоны комфорта.
2. Отказ от зова
Герой считает призыв к приключению ошибкой, он считает себя недостойным, даже боится.
3. Сверхъестественная помощь
Если герой встаёт на предначертанный путь, ему будут помогать волшебные силы. К примеру, наставник, учитель, добрые существа, наследство родителя-героя и т.д.
4. Пересечение первого порога
Герой покидает безопасное место и отправляется в неизведанное и опасное путешествие. На границе его может встретить "привратник" и подвергнуть испытанию. Если герой справляется - то получает помощь и проходит дальше, а если нет - его не пускают.
5. Брюхо Кита или "во чреве Кита"
Часто мифических героев проглатывают огромные звери или рыбы. В брюхе зверя герой обнаруживает нечто ценное, например, целый мир с лесами и реками, полями и городами, либо просто полезный артефакт, после чего разрубает брюхо зверя и освобождается, к удивлению односельчан, заочно похоронивших его. Итак, в конце первой фазы герой переживает «ложную смерть», в результате наступает окончательный разрыв с обыденным прошлым.
Этап 2
Второй этап это становление героя в мире, полном приключений и опасностей, читатель наблюдает за тем, как герой проходит опасные виражи и учится, становится сильнее, обретает и теряет друзей.
6. Дорога испытаний
Собственно, первые испытания на пути героя. На этом этапе мы обычно узнаем, чего стоит герой сам по себе — без посторонней помощи. Здесь же он демонстрирует и слабые стороны.
7. Встреча с Богиней
Кэмпбелл пишет: «Встреча с богиней (которая воплощена в каждой женщине) является последним испытанием способности героя заслужить благо любви, которая, как оболочка вечности, присуща самой жизни».
8. Женщина как искусительница
На этом этапе герой встаёт лицом к лицу с тайными желаниями, которые могут помешать выполнить миссию и которые часто — но не всегда! — олицетворяются женщиной.
9. Искупление с отцом
Кэмпбелл был неофрейдистом и рассматривал мифы как аллегорию взросления, поэтому считал, что кульминация пути героя символизирует момент в жизни, когда сын становится равен отцу и преодолевает эдипов комплекс. Это не единственная возможная трактовка, и сам Кэмпбелл пишет, что речь идёт о приобретении контроля над самой страшной силой в жизни героя, и символизировать её может любой персонаж или предмет, обладающий властью над жизнью и смертью.
10. Апофеоз
Герой уже опытен, он прошел много испытаний, домой пока возвращаться не надо и ему предстоит пожинать плоды своих трудов.
11. Величайшее благо
Это та, материальная вещь, или не материальная, из-за которой и было затеяно все путешествие.
Этап 3
Это путешествие домой, где герой снова встречается с препятствиями и сложностями на своем пути, но они больше не кажутся ему такими страшными как в первый раз, ведь он уже многому научился.
12. Отказ от возвращения
Герой отказывается возвращаться к обычной жизни, ему хочется остаться навсегда в мире приключений.
13. Волшебный полет
Этап, более всего характерный для сказок, когда герой, завладев артефактом в замке тёмного властелина, бежит обратно, чудовища преследуют его, а добрые волшебники помогают спастись.
14. СПАСЕНИЕ ИЗВНЕ
Силы добра, помогавшие герою на пути к сокровищу, оставляют его в самый трудный момент — в момент решающего сражения, ведь что это был бы за подвиг, если бы за героя его совершили боги? Но как только последнее испытание состоялось, силы добра могут развернуть спасательную операцию и быстро эвакуировать героя с места событий.
15. Пересечение порога возвращения
Сложность здесь в том, чтобы в обыденном мире сохранить сокровище, добытое в мире «волшебном», а по-простому — не зазнаться, не отказать людям в помощи, не впасть в рутину повседневности. Для многих героев древних мифов это испытание становилось более сложным, чем собственно завоевание сокровища.
16 и 17 «Повелитель двух миров» и «Свобода жить»
Речь идет о счастливой жизни «бога» среди людей. Он может в любую секунду сходить на прогулку в мир волшебный, всё равно что из дома в сад. В его жизни нет суеты и лихорадочных планов, он живёт настоящей минутой и находится в полной гармонии с собой. Это счастливый конец, классическое «и стали они жить-поживать…»
Итак, теперь вы знаете базисную структуру путешествия героя, и можете использовать её в качестве своей собственной карты.
До новых встреч.