В этом году мне подарили одну интересную книгу под названием «Значит, ураган. Егор Летов: опыт лирического исследования», которую написал журналист Максим Семеляк. Приятно читать автора, лично знавшего музыканта и его окружение. Он настолько сблизился с фронтменом ГрОб, что даже попал на обложку альбома «Реанимация».
Семеляк планировал вместе с Егором написать некий сборник бесед обо всём на свете. 16 февраля 2008 года Летов позвонил журналисту и сказал, что пора, незачем откладывать и предложил приехать в Омск на неопределённый срок. Через три дня после звонка Летов умер.
Книга в итоге вышла не такой, какой её планировали. Некоторые отмечают в ней личную интонацию. Да, так и есть. Она – не подобие серий ЖЗЛ и не биография.
Из аннотации:
«Это не биография, не мемуары, не музыкальная журналистика. Скорее документальное, местами клиническое свидетельство того, насколько значительное преобразующее влияние способны оказывать сочинения отдельно взятой панк-группы на жизнь отдельного же человека и, чего доброго, общества».
Я решила собрать из неё несколько понравившихся фактов и цитат, в том числе которые покажут каким был Егор Летов и его группа глазами его друзей и коллег.
Цитаты:
Художник Кирилл Кувырдин:
- Егор – человек, который не уставал удивлять. Когда все думали: явится великан рычащий с топором, – а приходил скелетик, чахлик с тетрадками, исписанными мелкими буквами – что-то там про холотропное дыхание.
Наталья Чумакова:
- Стоило кому-то лажануть во время концерта, он менялся в лице прямо в процессе песни. А уж потом в гримёрке всем влетало так, что лучше не приводить тех выражений.
- Весёлого и радужного в нём было выше крыши, а вот чего в нём не было никогда, так это промежуточного состояния. Всегда либо веселье, либо мрачняк такой, что дна не видно.
Евгений Колесов (выпускал альбомы ГО):
- В середине 1990-х за них вообще никто не брался – в издательских кругах все как один говорили: да нафиг кому нужна эта «Оборона». Она считалась совершенно подзаборной маргинальщиной.
- В лесу он проводил очень много времени. В лесу и в воде. Когда я гостил у него в Омске, он каждый день уходил в ванную часа на четыре – возьмёт с собой поесть и сидит там в воде, думает о чём-то. Так он и работал.
Леонид Фёдоров (АукцЫон):
- Егор и его компания сильно выделялись каким-то достоинством, что ли, и нерасхлябанностью, которая традиционно преобладала у питерских музыкантов. Да и московские тоже в этом смысле недалеко ушли.
- Я считаю, что лучшая песня русского именно рока – это, конечно, «Прыг-скок». Великое произведение, никто даже и близко не подошел по чистоте, мощи и музыкальности.
- Егор в конце 1980-х поражал – настоящий интеллектуал по тем временам, да и попросту умный чувак, что опять-таки было редкостью в среде музыкантов. По степени эрудиции я его мог сравнить только с Курёхиным тогда: всё читал, всё слушал, всё смотрел.
- Как артист он был никакой, но как певец и музыкант – шедевральный. Я до сих пор считаю, что это один из лучших рок-певцов, которые у нас существовали в стране. Помню, мы с нашим звукооператором Мишкой Раппопортом сравнивали его с Питером Гэбриелом – по чистоте интонации, по точности попадания в эмоцию и её насыщенности.
Максим Семеляк:
- Егор был готов говорить, много, логично и структурировано, с фактами и обобщениями, и в первый раз это было очень неожиданно и освежающе. Я ничего не знал об этом его увлечении, шёл тихонько посидеть и посмотреть на легенду рок-н-ролла, а потом осознаю себя обсуждающим зигзаги карьеры Кантона, причём все вокруг вообще не раздупляют, о чём это мы.
- У Летова был хронический страх перед превращением в субъекта массовой культуры. Но против того, чтоб стать частью культуры народной, он не возражал и многое для этого делал.
- Просторечия и всякий сказовый лад вполне были его стихией, причём не только в песнях. Он любил вместо «разозлился» говорить «осерчал», вместо «одежда» – «одёжа», жаловал футбольное словечко «щи» и называл поезда паровозами.
- Однажды «Оборона» играла на фестивале вместе с Сектором Газа, и когда Юрий Хой проник в гримёрку к Егору и увидел его впервые, то не смог сдержать вопля разочарования, типа «Это и есть Летов?». Летов в ответ рассвирепел и лидеру «Сектора» пришлось удалиться.
Игорь «Джефф» Жевтун:
- По большому счёту, Егор счастливым был только в детстве – а так-то он был очень одинокий, грустил и постоянно переживал за что-то неведомое. Ещё он бывал счастлив в процессе записи, для него счастье было в труде. Он часто говорил про праздник, но большинство понимали под этим безудержное веселье, пляски и алкоголь. А он имел в виду что-то вроде «на работу как на праздник». Для него деятельность была счастьем, а делал он по преимуществу то, что хотел.
- Больше всего ему нравилось ходить по лесу и сочинять. Меньше всего он любил играть концерты – процентов на 50 это для него была вынужденная мера.
Факты:
- После смерти лидера группы Кино Егор Летов признался, что ему нравится Цоевская песня «Я посадил дерево».
Но в целом, – пишет Семеляк – скорее охаял погибшего как советского человека, оказавшегося в несвойственной ему роли американской звезды, и обозвал все ленинградские рок-клубовские потуги «карибской действительностью».
- Егор любил Маяковского, которого он упомянул даже в песне «Самоотвод»:
Ему, очевидно, нравилась сама идея поэта на службе у новой революционной власти.
- Модельер Денис Симачев использовал песни ГО в своих показах.
- Летов не любил «Всё идёт по плану» и не особо горел желанием её играть, но всё равно исполнял её, говоря в гримёрке:
Ну вот представь, если б The Rolling Stones приехали в Ижевск и не сыграли Satisfaction, ну это как?
- Семеляк пишет:
Он был человеком сложных нравов, но простых вкусов, любил бутерброды со шпротами и зелёным луком, песню ВИА Гры «Цветок и нож», роман Акунина «Пелагия и белый бульдог» и много чего другого.
- В качестве псевдонима «Егор» был не единственным вариантом, рассматривался также и «Степан».
Послесловие
Книга читалась очень легко. По возможности советую её прочитать, потому что в ней есть много интересных моментов из жизни Летова, его группы и впечатления самого автора.
Благодаря такой книге Летов стал даже как-то ближе, что ли.
Возможно, вы уже читали эту книгу? Делитесь впечатлениями в комментариях.
Автор: Лапенкова Ольга
Читать также: