Открываю страшную педагогическую тайну: обучать дошколят проще всего, если руководствоваться методиками послевоенной советской школы. Это относится и к умножению.
Вместо слова «умножить» следует употреблять слово «взять».
Нужно показать на предметах.
По три фасолинки взять два раза – это сколько?
Затем повернули картинку и вопрос:
-По две фасолинки взять три раза – это сколько?
Сразу понятен смысл переместительного закона умножения: от перестановки мест сомножителей результат не меняется.
Записать всё цифрами и попросить заучить формулировку.
Повторить её несколько раз торжественным голосом. Три или пять раз.
Зрительные образы, интонации, фразы должны работать вместе!
В этом случае эффект получается быстрый и точный.
Заодно можно напомнить переместительный закон сложения.
Взять три пуговки, пододвинуть к нам ещё четыре и попросить пересчитать. Потом взять четыре пуговки, пододвинуть к ним три и снова попросить пересчитать.
Попросить самому сделать вывод: «от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется».
Сложить – одну кучку придвинуть к другой, затем всё вместе пересчитать.
Вычесть- одну кучку отодвинуть от другой, остаток пересчитать.
Подкрепленные образами и движениями, сразу запомнятся слова «сумма» и «остаток».
Урок продолжать 15 минут. Лучше повторить еще раз через пару часов. Или даже на следующий день. Но чтобы сам вспомнил как можно точнее.
Если увлёкся арифметикой и просит продолжения, уместно рассказать про египетский треугольник, и как египтяне с его помощью проводили прямые угла после разлива Нила, когда вода смывала межи на полях.
Переход от арифметики к геометрии не вызовет утомления.
Если для вашего ребенка всё это очень просто, пусть поможет древним египтянам определить, у кого поле больше, разделив поля на квадратики. И сколько мешков зерна можно собрать с каждого поля, если с одного квадратика получается три мешка?
Поищите вместе с ребенком в инете, как называлась мера площади в древнем Египте и чему она равнялась в квадратных метрах. И как это соотносится с площадью вашей комнаты? Сколько зерна мог собрать древний египтянин на площади вашей дачи? А с квартиры?
Некоторое чувство превосходства над древними египтянами поможет ребёнку легче усваивать новые знания. Пожалейте египтян, ведь они не знали арабских цифр!
А тут уж и до объяснения позиционной системы исчисления недалеко. И понятие нуля приходит играючи.
Не смущайтесь, если ваши объяснения непоследовательны. Если у ребёнка не пропал интерес – значит, они очень последовательны с точки зрения его внутренних потребностей.
Р.С. Если вы считаете, что я ориентирую вас на старьё, давным-давно вышедшее из моды, так в моих предыдущих статьях найдёте ссылки на современные американские издания, ктороые рекомендуют то же самое.
Конкретную ссылку не повторяю. Ройтесь дамы и господа, ройтесь!