Найти тему
Дарья Хохлова

Путь к духовному возвышению

Фото из открытых Интернет-источников
Фото из открытых Интернет-источников

В каждую неделю Святой Чятыредесятницы Церковь предлагает своим верным чадам вспомнить значимые даты (Торжество Православия), подвижников (святого Андрея Критского, преподобных Иоанна Лествичника и Марию Египетскую), защитников веры и обличителей еретических учений (святого Григория Паламу), прославить Крест Христов как призыв к смирению, ободрение на пути труда, как символ победы над смертью…

Впереди нас ожидают ещё три великопостные недели, которые укрепляют, подводят итог нашим стараниям в подвиге воздержания и покаяния, представляют события из жизни Спасителя, ставшие почитаемыми во всём христианском мире, и раскрывают смысл главных и неповторимых богослужений года, приуготовляя нас к величайшему и славнейшему празднику.

«Радуйся, Невесто неневестная»

«Богородица явилась «плодом творения», по словам святого Иоанна Кавасилы, то есть точкой, в которую устремлено все творение. Как дерево существует ради своего плода, так и творение существовало ради появления Богоматери, а Она, в свою очередь, – ради Христа. Как подчеркивают Святые Отцы, не только человечество, но и небо, и земля, равно как и все зримое и незримое творение были созданы ради чистой Девы. Когда Бог, взирая в начале веков на Свое творение, сказал, что оно «хорошо весьма», Он, в сущности, видел перед Собой плод всего Им созданного – Пресвятую Богородицу. Его одобрение, в действительности, является похвалой Богоматери», – с такими словами о Пречистой Деве в день празднования Её Рождества к братии одного из Афонских монастырей обратился старец Ефрем Ватопедский. «Похвала Пресвятой Богородицы» – не столько яркий речевой оборот, сколько выражение восхищения, почитания и преклонения перед Матерью Господа, являющей человечеству во множестве чудес Своё милосердие, сострадание и предстательство. На пятой седмице Великого поста в субботу, которую именуют Субботой Акафиста, совершается служба, под названием «Похвала Пресвятой Богородицы». На утрени в храмах возглашается молитвенное пение древнейшего и наиболее известного акафиста, прославляющего Пречистую Деву и занимающего исключительное положение – он единственный вписан в богослужебный устав. Это богословское, поэтическое творение составлено в VII веке, предположительно диаконом Георгием Писидийским, в память многократного заступничества Божией Матери и избавления жителей Константинополя в дни поста от неминуемого и разорительного нашествия свирепых иноплеменников. За основу хвалебного гимна взяты древние кондаки, воспевающие события Рождества Христова и Благовещения Богородицы. Богатство содержания, открывающееся в догматической точности, в сочетании с поэтической красотой выражения делают акафист настоящим произведением церковного искусства – христианской гимнографии.

Праздник акафиста изначально совершался только в византийской столице, во Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Богородицы, Её риза и пояс. В IX веке празднование стало общим для Восточной Церкви: упоминание о нём внесли в типиконы монастырей святого Саввы Студийского, затем в богослужебные книги, позже к Иосиф Студит написал к нему канон. В Русской Православной Церкви торжественная служба совершается в период Великого поста в знак благодарности Царице Небесной за Её молитву, незримое присутствие и заступничество, помощь и утешение, подаваемые людям.

«Божия Матерь больше всех послужила Богу, ближе всех была к Нему, за это Она и прославляется, располагаясь в ряду икон по правую руку от Христа», – рассказывает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска священник Игорь Сергеев. Ещё один Богородичный праздник в 2014 году выпадает на 6 седмицу Святой Четыредесятницы – Благовещение. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она призывается на служение Господу – у неё должен родиться Христос Бог. Она смиренно приняла эту благую весть, сказав: ««Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). «Считается, что в этот момент совершилось чудо – Бог пришёл в мир, и начались первые минуты Его жизни на Земле», – говорит отец Игорь. Для христиан Благовещение – радостный, особенный праздник, как считает батюшка, – главизна нашего спасения.

На пятой седмице Великого поста в субботу, которую именуют Субботой Акафиста, совершается служба, под названием «Похвала Пресвятой Богородицы»
На пятой седмице Великого поста в субботу, которую именуют Субботой Акафиста, совершается служба, под названием «Похвала Пресвятой Богородицы»

«Воздвигни мя от гроба нечувствия…»

Шестая седмица называется Неделей ваий (пальмовых ветвей), Неделей Цветоносной. По словам отца Игоря уже в первые дни недели в песнопениях появляются важные для христианина мысли. «Смиренныя моея души тяжкий камень лютаго уныния отвали Христе, и воздвигни мя от гроба нечувствия в славу твою слове». Это песнопение Постной Триоди указывает, что верующие осознают своё несовершенство, недостаточность постного подвига, отсюда их борет уныние и нечувствие, обогащая грехами, а не добродетелями. Но с другой стороны, у каждого есть надежда на щедрость и милость Господа, а вместе с тем и предощущение наступающего Праздника праздников.

Лазарева суббота – день, когда Церковь вспоминает воскрешение Лазаря Иисусом Христом, то есть явление и прославление Его Божественной силы и славы для укрепления учеников в вере. Однако озлобленных фарисеев никакое чудо не могло привести к Богопочитанию. В песнопениях о них говориться так: «Доколе вы в заблуждении, доколе отчуждены? / Взираете на умершего, по одному возгласу вскочившего, / и не веруете Христу! / Воистину сыны тьмы вы все!»

Отец Игорь обращает внимание и на то, что аду приписываются черты живого существа: «Увы мне! Воистину погиб я ныне!» / – взывая так, ад обращался к смерти, говоря: / – «Вот, назарянин преисподнюю сотряс, / и рассекши моё чрево, / бездыханного мертвого позвав, воздвиг!»

Увидев чудо воскрешения, жители Иерусалима признали во Христе Царя. И когда Он входил в город, люди встречали Его с пальмовыми ветвями, постилая свои одежды под ноги ослику, на котором ехал Христос, и выражая желание послужить своему Царю. Господь принимает почести, но скорбит о заблуждении людей, которые на самом деле не готовы следовать Его мудрому учению и не видят в Нём Мессию.

Увидев чудо воскрешения Лазаря, жители Иерусалима признали во Христе Царя
Увидев чудо воскрешения Лазаря, жители Иерусалима признали во Христе Царя

В двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим, по мнению отца Игоря, христиане подводят итог своего подвига, ведь шестая седмица – окончание Четыредесятницы и песнопения гласят: «От всех постихся исправлений, в сытость насладихся прегрешений, Господи: ныне алчуща мя спасительными и честным насыти брашном». Но при этом мы не должны забывать, что наша цель – стремление к совершенству. «Мы должны, подражая детям, встречающим Христа с пальмовыми ветвями, встречать Бога с добродетелями, приобретёнными во время поста – любовью, терпением, кротостью и надеждой», – продолжает отец Игорь.

По традиции в Лазареву субботу и Вербное воскресенье за богослужением читаются послания святых апостолов к евреям и филиппийцам, в которых они призывают народы к верному служению Богу, благочестивой жизни, радости в Господе, к помышлению о том, что «истинно, честно, справдливо, чисто, достославно и добродетелей похвала» (См.: ФЛП 4:4-9).

Вместе с тем этот большой праздник не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как обрамлён днями поста и является переходом к Страстной седмице, которая, по словам священника, одновременно дышит и состраданием к Спасителю, и предчувствием Его победы над смертью.

В праздник Входа Господня в Иерусалим христиане подводят итог своего подвига, ведь шестая седмица – окончание Четыредесятницы.
В праздник Входа Господня в Иерусалим христиане подводят итог своего подвига, ведь шестая седмица – окончание Четыредесятницы.

«Се Жених грядет в полунощи»

Богослужения Страстной седмицы особенно назидательны. Св. Иоанн Златоуст говорил, что в эти дни Господом совершены великие дела: разрушено царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверзся рай, и небо стало доступно человекам. Со времён апостолов дни Страстной недели были в большом почитании у христиан, проводивших их в усердной молитве и строжайшем воздержании. Службы отличаются глубиной переживаний и построены так, что в них постепенно оживают страдания Христа, Его поучения. Каждый день – воспоминание, отражённое в песнопениях, евангельских чтениях. «Все евангелисты подробно описывают последние дни земной жизни Спасителя. Они были с Ним, видели всё, что происходило. И поэтому мы тоже можем пережить все события, пойти на крест вместе с Христом», – говорит клирик Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Спиридон (Савин). По словам батюшки, Страстная седмица седмица заставляет задуматься о жизненном пути, о себе. Церковь погружает верующих в то далёкое время, в те притчи, которые читают и поют на службах, которые на самом деле посвящены не абстрактным персонажам, а нам самим.

В Великий понедельник главной притчей становится повествование о бесплодной смоковнице, которой уподобляются лицемеры, соблюдающие внешнюю набожность, но не приносящие духовных плодов – истинного покаяния, веры и добрых дел. Также вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Христа. Читается притча о неправедных виноградарях – иудеях, избивавших пророков. По словам отца Спиридона, здесь нельзя не увидеть и осуждения тех, кто нарушает заповеди Господа, тем самым продолжая распинать Его. Великий вторник посвящён обличению книжников и фарисеев, беседам и притчам Спасителя о дани кесарю, воскресении, Страшном суде, десяти девах и талантах. Церковь направляет нас к сердечному сокрушению, бдительной жизни. «Се Жених грядет в полунощи» – песнь, призывающая христиан не унывать и помнить о пришествии Господа, встрече с Ним. С древних времён в Великую среду – день предания Христа на страдания и смерть – совершается память жены-грешницы, помазавшей Господа миром и приготовившей Его к погребению. В среду в храмах прекращается чтение и пение покаянных молитв и канонов, кафизм. С Великого четверга начинается празднование страстей Господних, к которым верующие должны приступать с очищенной и умиротворённой душой. В четверг христиане вспоминают четыре события, свершившихся в этот день: Тайную вечерю и установление Таинства Евхаристии, умовение ног ученикам, молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды. За богослужением читаются описания Тайной вечери, составленные четырьмя евангелистами, а вместо «Херувимской песни» распевается молитва, читаемая перед Причастием: «Вечери Твоея тайные днесь…». День Великого пятка – осуждение, Крестные страдания, смерть Господа. В знак величайшей скорби Литургия не совершается, за богослужением читаются Страстные Евангелия, в конце вечерни происходит обряд выноса Плащаницы, после чего читают канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы.

Фото из открытых Интернет-источников
Фото из открытых Интернет-источников

Погребению Христа, пребыванию во гробе и сошествию во ад для избавления душ отведены службы Великой субботы. В этот день духовенство в белых облачениях служит Литургию Василия Великого в соединении с вечерней. «Херувимская песнь» заменяется песнью «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет». Вместо Трисвятого в храме поётся «Елицы во Христа креститеся» и читается Апостол о силе Крещения как дань памяти обычаю древней Церкви крестить оглашенных в Великую субботу, предваряющую долгожданный Праздник Воскресения Христова.

2014 г.