Небо Зовет. Судия Довженко 1959 год.
Меня всегда удивлял резкий скачок который произошел в стилистике советского кино между 50 и 60-ми годами. 50-е это тяжеловесное повествование, железобетонные герои на гранитном основании, мудрые начальники, произносящие ободряющие и вдохновляющие речи, задорная молодежь, преданно внимающая старшему поколению, непременные разговоры о преимуществах советской власти. То в 60-х появилась легкость, яркие характеры, интеллигентские сомнения. И произошло это очень резко. 59 год это одно а 60 уже все по новому.
Этот фильм 59 года. А значит - мудрое начальство из комитета по звездоплавнию, которое по отечески наставляет будущих космопроходцев и при этом несмешно шутит, в ответ на что все изображают смех. И сцена прощания главного героя с женой, когда он держа ее за плечи, не обнимая, ни в коем случае - советскому человеку такое поведение не подобает, с романтическим видом смотрит в небеса и проникновенным голосом вещает как ему будет не хватать ее в бескрайних просторах космоса. Здесь и советская молодежь с горящими глазами утверждающая что космос это мечта всей их жизни и готовая пойти на подвиг.
Фильм сделан очень основательно. Роскошные макеты космической станции, космического оборудования. Забавные ракеты, сделанные однако по эскизам Циолковского. Фильм больше похож на статью из рубрики "как это сделано", подробно показан процесс запуска, прилета на космическую станцию и космического быта. Забавно смотрится процесс запуска с перекличкой операторов: "как дела? прием", "Новосибирск готов! прием" С пуском двигателей по звонку и с финальной записью отчета в амбарную книгу.
Герои садятся в ракетоплан и отправляются на космическую станцию. Прямо так, как были в костюмах с галстуками. На станции их встречает восторженная толпа обслуживающего персонала. Невесомость присутствует, но весьма условно, в паре кадров отдельные индивиды пролетают над толпой, но в остальное время ее никто не замечает и она не мешает нормальному течению жизни. Вообще жизнь на космической станции очень похожа на жизнь советского учреждения. такой же зал заседаний с непременным столом под зеленым сукном, послабление для космоса сделано только в том, что стулья имеют авангардную форму, те же телефоны, те же графины с водой для посетителей.
Комитет звездоплавания принимает решение об отправке экспедиции на Марс. Лететь должны старый опытный звездолетчик и молодой, начинающий, тем самым сюжету обеспечено равновесие между мудростью и молодым задором. Неожиданно выясняется, что экспедицию на Марс организуют также американцы. Но если наши ждут благоприятного расположения планет, то американцы в погоне за славой стартуют немедленно. На контрасте показан американский подход к освещению полета с рекламой, распродажей участков на Марсе, джазом и советское уверенное заявление правительства , весомое и непреклонное.
Американцы, конечно же, поплатились за свою самоуверенность, они попадают в беду - сбиваются с курса и истратив все горючее падают на солнце. Между тем советский ракетоплан тоже направляется на Марс, но советские космонавты звездоплаватели решают прийти на помощь. Американцев они, естественно, спасают, но горючее на исходе и вместо Марса приходится садится на астероид. На Земле организуют доставку горючего и отважные звездоплаватели возвращаются на Землю и приземляются на специальную площадку вблизи берега, где толпы людей приветствуют героев криками и цветами.
Американцы конечно же проникаются симпатией к советскому народу, а герой глядя с экрана на зрителей проникновенно говорит: тебе, молодое поколение предстоит пройти этот путь во славу советской родины!
Такое вот духоподъемное кино.