Про рукотворные причины проблем в развитии. Когда затевают разговор на эту скользкую тему, сразу обычно начинают со вскармливания, начну с него и я. Сразу обычно восхваляют грудное и пинают искусственное, начну с этого и я 😆
Шутка, нет, не начну. Голословно пинать много ума не надо, мы же здесь про логику и аргументы собрались, это первое, и мы не врачи, второе. Поэтому приводить ссылки на различия в иммунитете грудничков и искусственников, скорость миелинизации и тп я не буду, хотя это интересно и, в принципе, к дефектологии имеет самое прямое отношение.
Демонизировать искусственное вскармливание я бы не стала, хотя бы как ребенок, вскормленный вообще неизвестно чем в советское время, но точно не грудью. И вроде не рептилоид.
Да, я считаю, что 90% тех женщин, которые якобы не смогли кормить, на самом деле кормить могли бы. Не хватило информации либо мотивации, одного из двух. Но это история и про выбор. Женщина выбирает искусственное вскармливание, и мое дело не лезть к ней в роли спасателя, а объяснить о возможных проблемах, связанных с этим выбором, и помочь проблем этих - избежать. У грудного вскармливания, кстати тоже риски имеются, хотя казалось бы - природой все продумано. Но нет, человек себе грабли всегда найдет. Но к этим рискам мы чуть позже подберемся.
В течение первого полугода кормления чем бы то ни было в принципе накосячить сложно, если, конечно, не давать ребенку смесь из бутылочки с дыркой в полсантиметра, но в век анатомических сосок так любить ребенка и облегчать ему жизнь уже мало кому приходит в голову. Но пожалуй стоит запомнить эту фразу - облегчать жизнь. Вот ситуация, в которой это облегчение однозначно принесет вред, и всем давно понятно - какой, спасибо статьям в интернете и инфостендам в детских поликлиниках.
Но эта же фраза будет работать и в очень-очень многих других ситуациях, когда облегчая жизнь ребенку - мы ему навредим. И об этом мы будем говорить.
Впрочем про один способ накосячить я, пожалуй, забыла, и к виду вскармливания этот способ отношения не имеет. Забыть о том, что ведущая деятельность раннего младенчества - эмоциональное общение со взрослым. И о том, что именно из ведущей деятельности идёт развитие. Нарушена ведущая деятельность - нарушилось развитие. Задержалось, отклонилось. Когда я пишу про ведущую деятельность, я всегда упоминаю про временной фактор. Ведущая деятельность это та деятельность, которая занимает практически все время бодрствования ребенка. Не пять минут в день, не час. А все время. В том числе и время кормления. Если вы дали ребенку бутылку или грудь, а сами уткнулись в смартфон, или уткнули ребенка в плазму на полстены - вы прохлопали ведущую деятельность. Прохлопали первые попытки коммуникации.
И к расстройству этой самой коммуникации - да, привести может. Что такое расстройство коммуникации, рассказывать нужно? Ну да, это аутизм. Не врождённый. Благоприобретенный. Такое тоже бывает, и нередко. А также, возможно, и расстройство пищевого поведения - ведь в случае совмещения мультфильм+еда процесс приема пищи проходит мимо ребенка, он не чувствует вкуса пищи, ощущений от молока во рту, от груди или бутылочки в руках - все другие каналы восприятия подавил единственный - визуальный. Вся сенсорика пошла наперекосяк. Уже. В первые месяцы жизни.
Но, допустим, этих граблей мы благополучно избежали, добравшись до шестимесячного возраста малыша, и приходит пора вводить прикорм. И вот тут-то нас и поджидают грабли в виде оп - нового сензитивного периода. Периода, в котором ребенок готов научиться употреблять твердую пищу. Да-да, несмотря на то, что у него ещё нет зубов. Готов - и всячески нам свою готовность демонстрирует, проявляя пищевой интерес, буквально впадая в исступление при виде тарелки с едой у матери, протягивая ручки, очень цепко хватая, до чего дотянулся, и страшно обижаясь, если добычу изъять. Вот он - сензитивный период!!!! буквально кричит нам младенец, но мы же умные, лучше знаем. Мы знаем, что зубов ещё нет. Что нежный ЖКТ младенца не готов к перевариванию пищи кусочками. Что прикорм должен вводиться в строгой последовательности, сначала каши, потом овощи, потом сок. Или наоборот. Сначала сок, потом каша. Или... зависит от года и места выпуска очередной умной статьи. Что заботливые производители приготовили специально для нашего малыша сотни симпатичных баночек на любой детский вкус. Что надо протирать и гомогенизировать, а кусочки вводить очень постепенно. Что он же подавится.
В этой статье, как и во многих других, я предлагаю отбросить все те обрывки умных фраз, которые мы где-то вычитали или от кого-то услышали, и теперь держим за непреложную истину. Отбросить - и подумать с нуля. Как будто мы ничего не слышали и не читали. Просто подумать - а что будет? Если это честно добытое у шестимесячного младенца мы не отнимем, а дадим употребить внутрь.
Во-первых - много ли он донесет? Скорее всего половину растеряет по дороге. Другую половину размажет по физиономии, и в лучшем случае пальцы оближет. Так что проблема кусочков при первых попытках малыша с этими кусочками ознакомиться пока даже не повестке дня не стоИт. К тому времени, как он кусочек до рта все же донесет, пройдет ещё месяца два, в полном соответствии с принципом постепенного наращивания объемов прикорма. Более чем постепенно. К году как раз требуемый объем съедать будет.
Во-вторых - отсутствие зубов совершенно не мешает ребенку успешно перерабатывать пищу деснами. Они достаточно твердые для того, чтобы жевать обычную мягкую, не протертую пищу.
В-третьих - а если подавится? Скорее всего подавится. С нами со всеми это случалось и случается в жизни, и наш ребенок не исключение. Какая разница, в каком возрасте это случится впервые? Более того, в более старшем возрасте вероятность подавиться уже серьезно существенно возрастает. Во-первых именно потому, что зубы есть, можно большой кусок откусить и не справиться. Во-вторых - потому что сензитивный период прошел. В сензитивном же периоде системы защиты работают очень хорошо, лучше, чем будут потом.
Ну а красивые баночки на полках магазинов будут всегда. И статьи, рассказывающие о пользе именно такого вида прикорма - тоже. Это же золотое дно.
А как же постепенность?! Сначала каша потом сок... Или овощи, потом каша. Или... Из тарелки матери же ребенок и мясо первым возьмёт!!!!
Тут мы возвращаемся к тому, с чего начали. С естественного или искусственного вскармливания. Наверняка многие знают, что состав грудного молока меняется по мере роста ребенка. Грудное молоко про сензитивные периоды тоже знает. И по мере роста ребенка в нем появляются ферменты, помогающие переваривать самую разнообразную пищу. Поэтому если ребенок на грудном вскармливании - я бы на этот счёт вообще не заморачивалась. Если же на искусственном - наблюдала бы повнимательнее. Как реагирует на новую еду, как себя ведёт, как какает.
Ну а если все же идём традиционным путем? В смысле традиционным для последнего столетия. Ведь только последние сто лет специальное детское питание вошло в повсеместный обиход, тысячелетиями же ребенок ел, что добыл. Что будет, если - традиционным? Спокойно, стерильно, безопасно.
А будет то, что бывает всегда, когда мы пропускаем сензитивный период, любой. Когда он закончен, научиться можно. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом, как говорится. С усилиями и героическим преодолением, все как мы любим. Будем потом и кровью достигать того, что как золотая рыбка могло приплыть к нам в руки само и исполнить самое горячее наше желание - чтоб здоровеньким был, да умненьким.
Будем учить двухлетнего жевать и не давиться. А он будет сопротивляться и давиться с удвоенной энергией, ведь тот период, когда он готов был стать нашим союзником, мы успешно прохлопали. Теперь же он на это все не подписывался, у его развития другие задачи - сепарация, например. Я сам. Я сам знаю, как мне лучше. Мама, пюрешку сюда несииии, я сказаааал!!!!
Что ещё можно героически попреодолевать. Можно помаяться, например, морально-этической дилеммой, пытаясь найти баланс между необходимым для ребенка сенсорным развитием и правилами этикета. Что лучше - позволить есть руками или сразу учить пользоваться ложкой?! Вроде для развития полезно еду по столу размазывать, но что скажет бабушка?!! Мудрая бабушка скажет - всему свое время. Если вы предложите размазать еду по столу вашему взрослому двухлетке, который успешно посвятил этому увлекательному процессу полгода младенчества, и уже год как оперирует ложкой и вилкой - он, мягко говоря, удивится. Мама, ты с ума сошла, уже ножом и вилкой пора учиться. Период сенсорного залипания уже прошел.
Что ещё... Моторика. Любимый народом пинцетный захват. Скупить сотню пособий за безумные деньги - золотое дно номер два. И формировать. Преодолевать героически. Тогда как можно было просто варёную морковь кусочками перед семимесячным разложить - обформируйся.
Не, я не закончила, я только начала. Банальный вроде бы процесс - наполнить ребенку живот - раскладывать по косточкам развития. В развитии ребенка нет мелочей и пустого времени. Он очень быстро растет, он очень много в сравнении со взрослым ест, очень долго в сравнении со взрослым ест - процесс приема пищи у младенца занимает изрядную часть его бодрствования. Наивно считать, что эволюцией это время предусмотрено как просто еда и ничего больше. Для малыша еда - гораздо больше, чем еда. Это лучшее развивающее пособие. Моторика, сенсорика, артикуляция. Цвет, форма, размер, вкус. Это я ещё не добралась до артикуляции, погодите. Можно все делать вовремя. А можно героически догонять, опоздав. Тратя время и нехилые деньги. Оплачивая, в том числе и труд коррекционных педагогов.
Сотни моторно неловких и сенсорно неинтегрированных детей - не оттуда ли? Не из второго полугодия первого года жизни. Не все, конечно. Но многие.
Про артикуляцию - в следущей статье. А напоследок лично мое эмоциональное и материнское, из опыта. Знаете, ребенок самостоятельно вскормленный из тарелки матери - это нереально крутое зрелище в год-полтора. Свинячить вокруг себя ему уже неинтересно, насладился. Сам стул к столу подвинет, сядет, вилку возмет. В рот несёт, жуёт, салфеткой вытирается. Как взрослый. Как мама.
Дети очень хотят быть как взрослые, и если им в этом не мешать - взрослеют во многих смыслах гораздо раньше, чем мы привыкли. Опрятно есть ложкой и вилкой любую еду в полтора года - это норма. Если не упустить сензитивный период. И это как раз та норма, которая тянет за собой и многие другие нормы тоже. Как хочется, чтобы опрятно и самостоятельно едящий полуторалетка был не дивом дивным, на которое в кафе все головы оборачиваются, а зрелищем обычным и привычным. Он может, правда.
Автор Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист. Телеграм