Найти тему
Театр Антона Чехова

Да будет свет!

Для каждого спектакля существует своя световая партитура.

Часто фантазия художника рисует невообразимо красивую картинку, но важно, чтобы визуал не «стёр» образ артистов. Поэтому осветитель должен выстраивать свою работу на несколько шагов вперёд.

История развития театрального освещения восходит, конечно, к Древней Греции. Здесь спектакли проводили под открытым небом, поэтому единственным работником светового цеха было Солнце... Ночью сцену освещали факелами.

В эпоху Возрождения театр переехал в закрытое помещения. В ход пошли свечи. Чтобы сэкономить использовали сальные свечи, они чадили и приносили массу неудобств публике. Представьте только: вы сидите в зале, а с люстр на вас капает расплавленное сало, обжигая кожу и портя вечерний наряд. Мало приятного...

Количество софитов зависит от глубины площадки.
Количество софитов зависит от глубины площадки.

Стали использовать светильники. Но они тоже чадили и гасли от малейшего сквозняка.

Наконец-то поняли, что при затемнении зрительного зала сцену видно гораздо лучше! Сегодня это воспринимается в театре как само собой разумеющееся, а тогда... Открытие!

За кулисами стали устанавливать свечи со стеклянными абажурами, а пропуская свет через окрашенное масло – получали цветное освещение.

Софи́т, соффи́т (итал. soffitto — потолок)
Софи́т, соффи́т (итал. soffitto — потолок)

Вот, что ещё интересно!

Пышные театральные представления при Людовике XIV продолжались по несколько дней и завершались фейерверками. На что только не пойдешь, ради любимого короля! Для пьесы Мольера «Мнимый больной» на сцене установили пять дополнительных канделябров, зрители смотрели представление стоя, а в середине зала восседал один лишь правитель!

Источники света в оперной постановке 1779 года в Штудгарте подсчитаны с завидной точностью: 170 восковых свечей, 1176 сальных свечей, 430 фунтов оливкового масла, 1 фунт вощеных фитилей (для зажигания свечей), 3 фунта серы (для эффектов молний), 200 смоляных колец для факелов. Театрам постоянно требовались «чистильщики ламп», которые подрезали фит и меняли свечи.

Выражение «в свете софита» породило неправильное представление о нём: софитом стали называть любой театральный источник света, фактически же это выражение означает работу прибора или группы приборов, установленных на софите.
Выражение «в свете софита» породило неправильное представление о нём: софитом стали называть любой театральный источник света, фактически же это выражение означает работу прибора или группы приборов, установленных на софите.

В начале XIX века было изобретено газовое освещение, затем и электрическое. Но его не сразу стали использовать в театрах. Первым кто на это решился стал парижский Grand Opera. В 1849 году в опере «Пророк» для эффекта восхода солнца и пожара впервые применили небольшой дуговой прожектор. После Grand Opera дуговые лампы заказали и все ведущие европейские театры.

Сегодня мы имеем огромное разнообразие световой аппаратуры: многочисленные прожектора, проекционные устройства, разной сложности приборы, световые пушки! Всё это помогает делать спектакль ярким действием!

Да будет свет!

Да будет театр!

#история #историятеатра #освещение #история #звезды #театр #искусство #культура #возрождение #опера