Сюжеты из истории этой работы отбирались для этой книги пристрастно и с уклоном в сторону наиболее гротескных и, с современной точки зрения. нелепых примеров незрелости научной теории и клинической практики.
Сегодня в обзоре книга Дмитрия Филлипова, историка и философа, который смог собрать и окунуть читателя в мир "старой" психиатрии XIX века.
Для чего человеку может быть полезно такое возвращение в прошлое? На мой взгляд, это позволяет узнать истоки и ту самую платформу, с которой все и началось. Безусловно, это бесценный опыт, который окрашен большим количество жертв. Но эта основа позволяет как минимум, не совершать прошлых ошибок и как максимум, четко идти в сторону прогресса.
Суть книги.
Странные методы, которыми пользовались психиатры той эпохи, выглядят так же нелепо, как, наверное, будут выглядеть современные методы лечения в книгах по истории медицины, изданных в XXII или XXIII вв. Представителям будущих поколений их предки часто кажутся особенно несчастными из-за их неосведомленности о том, что станет известным через какие-нибудь 50–100 лет.
Безумно интересно наблюдать за развитием психиатрии, но с небольшой пометочкой, что эта история не коснулась лично тебя. Поскольку алиенисты (Алиенист - архаический термин для психиатра или психолога) были не в особом почете, исследования шли тяжко, а психические заболевания часто связывали с физическими аспектами. Например, к наличию яичников у женщины, вообще наличию органов или нормальной репродуктивной системе у человека.
Тем не менее в то время произошло много ключевых открытий. Одно из таких – это концепция аффективного расстройства (психическое расстройство, связанное с нарушением эмоциональной сферы). Болезнь психики больше не синонимична болезни ума.
Хоть открытие было сделано в 1858 году, в массах оно до сих пор еще не настолько прижилось. Среди многих людей наблюдается определенного рода невежество в понимании психических расстройств, да и просто отклонений. Их приравнивают чуть ли не к идиотизму. Нередко это абсолютно не связанно.
В книге прослеживается использование метода "научного тыка". Обобщения и связывание не связанных между собой вещей: "психически больные женщины имеют яичники и клитор, значит, все болезни от этого". Порой следствие ставили вместо первопричины. За это часто доставалось факту рукоблудства. Ну и любимые в то время врачами рвотные средства казались панацеей от любой хвори.
Читая эту книгу, возникали мысли из разряда "как вообще наше человечество смогло выжить?".
Занятные моменты книги.
Онанизм не угодил врачам категорически. На него часто сваливали те или иные заболевания. От части это было обусловлено скрытым морализмом, от части - веянием церкви, от части - попыткой просто исследовать взаимосвязь факта рукоблудства с проблемами со здоровьем.
Были и противники данной теории, которые искренне не понимали, в чем отличие самоудовлетворения от классического полового акта. Никто им не смог дать вразумительного ответа.
Что только врачи не делали: кастрировали, запугивали, надевали пояса безбрачия, прижигали половой орган кислотой, вкалывали иглы интимные зоны и пр.
Клитор тоже приписывали к истокам болезней у женщин. В этом чувствовался отпечаток патриархального сообщества (ведь женщина должна заниматься любовью ТОЛЬКО со своим законным супругом) и того же морализма.
На фоне теорий о том, что клитор всему виной, стали практиковать клиторэктомию (обрезание головки клитора). По мнению врачей, это был быстрый способ привести человека в чувство и избавить его от недуга.
Но потом врачи пошли дальше. Стали удалять матку, яичники, трубы. Им хотелось убрать все лишнее, чтобы человек был чистым сосудом и высоким с моральной точки зрения.
Доставалось зубам, которые нещадно выдергивали. Крови, которую регулярно сливали. Пациентов ждали пытки на качелях, водой, рвотой, ртутью. Забавные лечения металлами, ролевыми играми и многое другое.
Конечно, многие методы были зверскими и опасными, какие-то просто странными. Некоторые методы сейчас прошли много трансформаций и используются. Например, подыгрывание пациенту, находящемуся в бренду, как в фильме "Остров проклятых".
Все это как нельзя лучше отражало дух психиатрии того времени, где пациенту зачатую давался билет в один конец. При этом собранный опыт на тысячах наших предков позволил прийти к тому, что у нас есть сейчас.
Итоги. Моя оценка книги 9/10
Что мне понравилось:
- Лёгкий слог, читается на одном духу
- Яркие описания практик
- Доступная к пониманию информация
- Формирование более целостной картины прошлого
Что не понравилось:
- Брался за основу только зарубежный опыт
Советую ли я эту книгу? Да, тем, кто в этой теме. Остальным "Беспощадная психиатрия" будет чем то типа развлекательного хоррора.