Писать эту заметку мне труднее, чем любую другую. Во-первых, потому что автора этого фильма нет в живых и критиковать теперь его работу - всё равно, что пинать мёртвую собаку, а, во-вторых, потому что Мантас Кведаравичюс успел снять лишь часть материала, а смонтировали фильм его друзья, притом, в кратчайшие сроки. Но всё же я расскажу об этой картине, раз уж решила осветить все русскоязычные фильмы мюнхенского кинофестиваля.
На сайте написано, что фильм "Мариуполис 2” будет длиться 126 минут, он идет на украинском языке, и я думаю о том, как бы нам досидеть до конца.
Заходим в кинотеатр. Людей мало и больше не становится, едва ли заполнена пятая часть зрительного зала. Перед фильмом видим, что устроитель кинофестиваля приглашает кого-то на сцену. Это не режиссер и не сценарист. Мужчина говорит, что автор фильма Мантас Кведаравичюс погиб во время съемок. Мы не можем поверить! Муж ищет информацию в интернете. Там написана дата смерти: 2 апреля 2022 года. Ему было 45 лет.
Выступающий отмечает, что в 2015 году литовский режиссер снял фильм “Мариуполис”, затем снимал фантастический фильм в Уганде, но, после начала спецоперации решил поехать снова в Мариуполь, чтобы встретиться с теми, о ком он делал первый фильм, и снять вторую часть.
Съемка велась из одного места - это баптистская церковь, которая расположена рядом с заводом “Азовсталь”. Здесь, потеряв в авиабомбёжках свои дома, и, спасаясь от минометного огня, собрались верующие, а также те, кому просто некуда было податься.
Их около 60 человек - камера беспристрастно следит за ними с утра до вечера в течение недели: начинается день с рассвета - нам показывают пейзажные зарисовки, которые можно было бы назвать красивыми, если бы не разрушенные дома. Несколько немолодых мужчин, за которыми ежедневно следит камера оператора, начинают работу: надо развести огонь на улице, чтобы женщины могли сварить еду, подмести двор, что-то принести, унести… Кто-то выходит покурить из здания, дети играют в полуподвальном помещении, старики лежат или сидят на стульях, словно в ожидании своей очереди. Они ждут, когда закончится война или хотя бы перестанут бомбить и стрелять.
Но бомбят без остановки, то часто, то редко, а когда наступает тишина, то люди молятся. Один пожилой мужчина говорит, что он 37 лет отработал и под конец жизни остался ни с чем - его дом разнесло на куски. Этот мужчина ведёт оператора до места, где раньше был его дом, показывает руины, рассказывает, что в тот вечер разметало в секунды несколько домов, погибли люди - это было в половине одиннадцатого. Попала авиабомба. Даже летняя кухня теперь не годится для проживания. У этого мужчины были птицы - он их разводил - голуби, попугаи: от 300 голубей осталось меньше 20, а попугаев больше нет - две мертвые птицы, зеленая и голубая, валяются под ногами.
Мужчина говорит, что власть на Украине становилась с каждым годом честнее: сначала честная советская власть - тогда жили нормально, потом ещё честнее Ющенко, потом ещё честнее Янукович и сейчас самая честная, которая довела страну до войны.
Нам показали неделю такой ежедневной рутинной жизни - без комментариев, без музыки, просто съёмка, обрывки разговоров. Во время утренней проповеди настоятель молельного дома говорит, что церковь больше не может кормить и содержать всех страждущих. Он просит людей покинуть это пристанище и занять брошенные уцелевшие дома. Старухи причитают: Куда нам идти? Женщины с детьми тоже спрашивают: Что нам делать? У нас нет дома! Идти нам некуда. Им отвечают: Мы вас пока не выгоняем, но подумайте, может быть у вас есть к кому пойти жить.
Камера оператора уходит за ограду - на дороге лежат мины. Снаряды рвутся, не давая покоя ни днем, ни ночью. Фильм заканчивается на этой печальной ноте. Вместо обычной фразы “КОНЕЦ ФИЛЬМА” написано по-английски: 30 марта 2022 года Мантас Кведаравичюс погиб в Мариуполе.
После фильма к зрителям снова выходит устроитель фестиваля и тот мужчина, который выступал в начале. По-английски на этом показе никто не говорит - ни организаторы, ни зрители - всё по-немецки. Мужчина сообщает, что кинорежиссер погиб, когда поехал на машине, - его убили солдаты ДНР. В это время один из зрителей, русский еврей (он представился, сказал, что работает в мюнхенском университете), так вот этот пожилой мужчина из зала, встаёт и говорит: вы ничего не понимаете - это украинцы убивают, а не русские. Фильм идет на русском языке, а не на украинском.
Это правда. В фильме не было ни слова по-украински, ведь Донбасс - это русскоязычный регион Украины. Режиссер сам говорил по-русски и все обитатели молельного дома тоже. С мужчиной стали спорить устроители, в конце-концов выступающий разнервничался и вышел из зала. После этого вопросы продолжились. Спрашивали: как умер режиссер? Расскажите подробности.
Выступающий ответил, что невеста литовского режиссера - украинка Ханна Билоброва была с ним в этой опасной командировке, и после исчезновения друга, она искала Мантаса на улицах Мариуполя шесть дней, а когда нашла его убитым (по её словам, оператора приняли за литовского снайпера и расстреляли), она вывезла тело, чтобы похоронить. Потом вместе с друзьями смонтировала этот фильм, стараясь сделать таким, каким бы его сделал Мантас Кведаравичюс.
Смотрите видео
Говорить о войне, хоть и через призму документального кино, сейчас не только трудно, но и опасно. Потому я на этом заканчиваю свой рассказ. Подробно обо всем происшедшем можно прочесть в воспоминаниях невесты оператора ссылка.
Исполняет ансамбль "Вайрас" (Vairas), Литва Запись 1988 г Музыка: С.Орунас, слова: П.Вайчюнас
Предыдущий репортаж: Фильм "Жена Чайковского" ссылка
Не забудьте поставить лайк, пишите комментарии, мне нужна ваша поддержка.