Найти в Дзене
Ксюша бьёт баклуши

О чем был документальный фильм “Мариуполис 2”

Писать эту заметку мне труднее, чем любую другую. Во-первых, потому что автора этого фильма нет в живых и критиковать теперь его работу - всё равно, что пинать мёртвую собаку, а, во-вторых, потому что Мантас Кведаравичюс успел снять лишь часть материала, а смонтировали фильм его друзья, притом, в кратчайшие сроки. Но всё же я расскажу об этой картине, раз уж решила осветить все русскоязычные фильмы мюнхенского кинофестиваля.

На сайте написано, что фильм "Мариуполис 2” будет длиться 126 минут, он идет на украинском языке, и я думаю о том, как бы нам досидеть до конца.

Перед демонстрацией документального фильма "Мариуполис 2" , Мюнхен 1.07.2022
Перед демонстрацией документального фильма "Мариуполис 2" , Мюнхен 1.07.2022

Заходим в кинотеатр. Людей мало и больше не становится, едва ли заполнена пятая часть зрительного зала. Перед фильмом видим, что устроитель кинофестиваля приглашает кого-то на сцену. Это не режиссер и не сценарист. Мужчина говорит, что автор фильма Мантас Кведаравичюс погиб во время съемок. Мы не можем поверить! Муж ищет информацию в интернете. Там написана дата смерти: 2 апреля 2022 года. Ему было 45 лет.

Перед демонстрацией документального фильма "Мариуполис 2" , Мюнхен 1.07.2022
Перед демонстрацией документального фильма "Мариуполис 2" , Мюнхен 1.07.2022

Выступающий отмечает, что в 2015 году литовский режиссер снял фильм “Мариуполис”, затем снимал фантастический фильм в Уганде, но, после начала спецоперации решил поехать снова в Мариуполь, чтобы встретиться с теми, о ком он делал первый фильм, и снять вторую часть.

 Режиссер и оператор документального фильма "Мариуполис 2" Мантас Кведаравичюс.
Режиссер и оператор документального фильма "Мариуполис 2" Мантас Кведаравичюс.

Съемка велась из одного места - это баптистская церковь, которая расположена рядом с заводом “Азовсталь”. Здесь, потеряв в авиабомбёжках свои дома, и, спасаясь от минометного огня, собрались верующие, а также те, кому просто некуда было податься.

Их около 60 человек - камера беспристрастно следит за ними с утра до вечера в течение недели: начинается день с рассвета - нам показывают пейзажные зарисовки, которые можно было бы назвать красивыми, если бы не разрушенные дома. Несколько немолодых мужчин, за которыми ежедневно следит камера оператора, начинают работу: надо развести огонь на улице, чтобы женщины могли сварить еду, подмести двор, что-то принести, унести… Кто-то выходит покурить из здания, дети играют в полуподвальном помещении, старики лежат или сидят на стульях, словно в ожидании своей очереди. Они ждут, когда закончится война или хотя бы перестанут бомбить и стрелять.

Молельный дом баптистской церкви. Мариуполь, март 2022.
Молельный дом баптистской церкви. Мариуполь, март 2022.

Но бомбят без остановки, то часто, то редко, а когда наступает тишина, то люди молятся. Один пожилой мужчина говорит, что он 37 лет отработал и под конец жизни остался ни с чем - его дом разнесло на куски. Этот мужчина ведёт оператора до места, где раньше был его дом, показывает руины, рассказывает, что в тот вечер разметало в секунды несколько домов, погибли люди - это было в половине одиннадцатого. Попала авиабомба. Даже летняя кухня теперь не годится для проживания. У этого мужчины были птицы - он их разводил - голуби, попугаи: от 300 голубей осталось меньше 20, а попугаев больше нет - две мертвые птицы, зеленая и голубая, валяются под ногами.

Молельный дом баптистской церкви. Мариуполь, март 2022.
Молельный дом баптистской церкви. Мариуполь, март 2022.

Мужчина говорит, что власть на Украине становилась с каждым годом честнее: сначала честная советская власть - тогда жили нормально, потом ещё честнее Ющенко, потом ещё честнее Янукович и сейчас самая честная, которая довела страну до войны.

На территории молельного дома баптистской церкви. Мариуполь, март 2022.
На территории молельного дома баптистской церкви. Мариуполь, март 2022.

Нам показали неделю такой ежедневной рутинной жизни - без комментариев, без музыки, просто съёмка, обрывки разговоров. Во время утренней проповеди настоятель молельного дома говорит, что церковь больше не может кормить и содержать всех страждущих. Он просит людей покинуть это пристанище и занять брошенные уцелевшие дома. Старухи причитают: Куда нам идти? Женщины с детьми тоже спрашивают: Что нам делать? У нас нет дома! Идти нам некуда. Им отвечают: Мы вас пока не выгоняем, но подумайте, может быть у вас есть к кому пойти жить.

Молельный дом баптистской церкви. Мариуполь, март 2022.
Молельный дом баптистской церкви. Мариуполь, март 2022.

Камера оператора уходит за ограду - на дороге лежат мины. Снаряды рвутся, не давая покоя ни днем, ни ночью. Фильм заканчивается на этой печальной ноте. Вместо обычной фразы “КОНЕЦ ФИЛЬМА” написано по-английски: 30 марта 2022 года Мантас Кведаравичюс погиб в Мариуполе.

30 марта 2022 года Мантас Кведаравичюс погиб в Мариуполе.
30 марта 2022 года Мантас Кведаравичюс погиб в Мариуполе.

После фильма к зрителям снова выходит устроитель фестиваля и тот мужчина, который выступал в начале. По-английски на этом показе никто не говорит - ни организаторы, ни зрители - всё по-немецки. Мужчина сообщает, что кинорежиссер погиб, когда поехал на машине, - его убили солдаты ДНР. В это время один из зрителей, русский еврей (он представился, сказал, что работает в мюнхенском университете), так вот этот пожилой мужчина из зала, встаёт и говорит: вы ничего не понимаете - это украинцы убивают, а не русские. Фильм идет на русском языке, а не на украинском.

Зритель высказывает свою позицию после просмотра фильма "Мариуполис 2".
Зритель высказывает свою позицию после просмотра фильма "Мариуполис 2".

Это правда. В фильме не было ни слова по-украински, ведь Донбасс - это русскоязычный регион Украины. Режиссер сам говорил по-русски и все обитатели молельного дома тоже. С мужчиной стали спорить устроители, в конце-концов выступающий разнервничался и вышел из зала. После этого вопросы продолжились. Спрашивали: как умер режиссер? Расскажите подробности.

Ханна Билоброва и Мантас Кведаравичюс.
Ханна Билоброва и Мантас Кведаравичюс.

Выступающий ответил, что невеста литовского режиссера - украинка Ханна Билоброва была с ним в этой опасной командировке, и после исчезновения друга, она искала Мантаса на улицах Мариуполя шесть дней, а когда нашла его убитым (по её словам, оператора приняли за литовского снайпера и расстреляли), она вывезла тело, чтобы похоронить. Потом вместе с друзьями смонтировала этот фильм, стараясь сделать таким, каким бы его сделал Мантас Кведаравичюс.

Смотрите видео

Говорить о войне, хоть и через призму документального кино, сейчас не только трудно, но и опасно. Потому я на этом заканчиваю свой рассказ. Подробно обо всем происшедшем можно прочесть в воспоминаниях невесты оператора ссылка.

Исполняет ансамбль "Вайрас" (Vairas), Литва Запись 1988 г Музыка: С.Орунас, слова: П.Вайчюнас

Предыдущий репортаж: Фильм "Жена Чайковского" ссылка

Не забудьте поставить лайк, пишите комментарии, мне нужна ваша поддержка.