Найти тему
Украинский русский

Николаев. Возвращенцы

Мэр Николаева с конца февраля последовательно и неустанно уговаривает горожан уезжать. Губернатор Ким - напротив, систематически сообщает, что опасности нет, потому как "враг не пройдет". Люди в растерянности. Место для знака препинания в перефразированном крылатом выражении - "уезжать нельзя оставаться" - каждый выбирает произвольно, ориентируясь по обстановке.

Самый большой поток выезжающих из Николаева был в конце февраля, в начале марта. Постепенно количество эвакуирующихся стало уменьшаться, но после 12 апреля, когда в городе не стало воды, вновь выросло. Доходило до полутора-двух тысяч в неделю.

Сейчас организованная эвакуация проводится раз в неделю, выезжают не больше двухсот человек, при этом, заметьте, среди них немало тех, кто использует возможность бесплатно съездить на денек-два в Одессу просто так или по делам.

Возвращение в город тоже не прекращается, идет, можно сказать, волнообразно. Первая волна пришлась на начало апреля. Месяца-полутора беженцам хватило, чтобы разочароваться в жизни на чужбине. Потом, пока не было воды, отток увеличивался, приток уменьшался.

А к концу мая, когда дали, пусть и техническую, но воду, народ потянулся в город чуть не тысячами в день. Мэр Сенкевич заголосил громко, дескать, люди, что вы делаете, не нужно сюда ехать, не смейте, опасно. Люди не слушали и ехали домой.

У каждого возвращения своя история. Их десятки тысяч. Разных. Расскажу для начала одну, на мой взгляд, типичную историю вынужденного переселенца.

Мой знакомый - таксист - выехал с семьей из города буквально на следующий день после самого первого бабаха. В Закарпатскую область, к друзьям-знакомым. Те выделили им комнату в своем доме. Договорились об оплате только света-газа-воды.

Неделя-две всё было нормально. Потом начались мелкие разногласия на бытовой почве. Кухня-то общая, хозяйская. То кто-то чашку немытую на столе оставил, то плиту не так вытер... В общем, нормальное явление - совместный быт разрушает самые добрые и дружеские отношения быстро и неотвратимо.

Хотели было съехать, снять жилье отдельное в том же городишке районном. Да не тут-то было. Цена за аренду однушки взлетела до десяти тысяч гривен в месяц. Плюс коммуналка. А работы нет, деньги на исходе.

О том, чтобы устроиться таксистом, даже речь не шла - среди своих конкуренция жесткая, чужакам совсем не рады. Хотел мой знакомый в тероборону записаться, там какую-то зарплату платили. На него посмотрели как на сумасшедшего. Оказывается, все места заняты местными авторитетными и уважаемыми людьми или их детьми (не знаю, как сейчас, когда их на Донбасс стали отправлять, но это было в марте-апреле).

Помыкался мой знакомый, да и вернулись они через полтора месяца в Николаев. Думал жену с дочкой-студенткой оставить в Закарпатье, но те уперлись - ни в какую... Так что опять таксует.

Даже когда с горючкой у нас совсем было плохо, умудрялся заправляться. Через друзей, знакомых как-то добывал, связи давние, знаете ли... Кстати, помог нам при переезде на дачу. Тогда он и сказал, что теперь уж из Николаева ни за что и никуда не уедет. Будь что будет. Вот такая история одного из тысяч и тысяч возвращенцев.