Помните поучительные детские рассказцы, написанные еще в XIX веке? «Как рубашка в поле выросла», «Ветер и солнце», «Четыре желания», «Гадюка», «Проказы старухи-зимы», «Ворона и рак» и многие другие. Насколько лаконично, емко и образно передается в них морально-нравственная идея! Автор этих замечательных произведений – писатель Константин Дмитриевич Ушинский. Его художественно-литературное творчество проходят в начальных классах, а теоретические труды и учебные пособия – на филологических факультетах специализированных вузов. Ведь Ушинский не только детский писатель – он основоположник новой педагогики. Он впервые взглянул на ребенка как на равного взрослому, однако имеющего свои отличительные потребности и возможности.
К.Д. Ушинский создал целую систему обучения и воспитания, представляющую собой вершину педагогической мысли. Он разработал учебные книги для детей младшего школьного возраста, которые построены по принципу естественного погружения, включения ребенка в сферу человеческой культуры, незыблемых ценностей, способствующих духовному развитию.
Нынешняя система образования переживает не лучшие времена. Постоянно делается ставка на инновацию: что бы такого придумать, чего еще не было раньше? Это нелепое и неуемное стремление порой выходит за рамки здравого смысла. Сторонники инноваций вдруг начинают полагать, будто каждое последующее поколение априори умнее предыдущего. Ведь дети быстрее взрослых осваивают гаджеты! Следовательно, нет нужды терпеливо и постепенно внедрять в их сознание базовые учебные понятия, прививать навыки с обязательной опорой на наглядность. Надо как можно больше усложнить материал, сделать его хитро сочиненным и наукообразным. Поэтому настолько нелепы сейчас учебники по многим предметам.
В нынешней педагогике отбрасывается такая важная компонента, как эмпирический опыт. Ребенку младшего школьного возраста предлагается сразу же, с наскока, включить абстрактное мышление. У сильных учеников это, конечно, получится. А что делать слабым и средним? Подстраиваться, делать вид, что они все понимают? В итоге дети теряют интерес к учебе.
Мое глубокое убеждение, что Ушинский не просто классик педагогики, некий застывший экспонат, который пылится в шкафу истории. Он великий ученый и знаток детской психологии. Его труды невероятно современны. Именно их надо положить в основу педагогической практики, черпать оттуда вдохновение и использовать действенные, ориентированные на природу ребенка простые и понятные методы обучения.
#обучение #наглядность #педагогика