Найти тему
Татьяна Безручко

Хороший стресс для детей

У меня есть ощущение, что мы очень изнеживаем детей. И тенденция эта идёт из-за нездорового изнеживания себя.

В статье, где я писала о том, что выбрасываю ненужные игрушки, чтобы не захламлять дом и игровое пространство ребёнка, мне взрослые тётьки всерьёз писали о том, что вообще-то после этого у людей психотравмы на всю жизнь, которые годами приходится прорабатывать с психологом.

Но ведь их реальная проблема не в том, что мама когда-то куклу выкинула, а в том, что они так и не повзрослели, если до сих пор переживают это событие как травму.

Сейчас очень принято носиться со своими психотравмами детства, холить их, лелеять. Это, кстати, очень на руку тем психологам, которые годами с такими травмами работают.

Люди, запомните! Если психолог работает с вашим конкретным запросом типа "Паникую на собеседованиях, помогите" и добивается конкретного результата в пределах обозначенных сроков, то это нормальный профессионал. Если психолог помогает вам годами лелеять травмы детства в духе "Я хотела гречневую кашу, но с моими чувствами никто не считался, и поэтому плохая мать дала на завтрак овсянку", то это жёсткий и беспринципный развод на деньги.

И, разумеется, люди с таким подходом пытаются и детям своим сделать психологически идеально мягкое детство.

Я сейчас не буду вдаваться в то, насколько тяжело такое детство поддерживать родителю, это отдельная тема. Сегодня хочу поговорить о другом - реально ли хорошо это для самого ребенка?

-2

Вот, предположим, мы полностью оградили ребёнка от расставания с любимыми игрушками и вещами. Итог - нет опыта переживания расставания с вещами по необходимости, непонимание как это переживать во взрослой жизни.

Контейнировали и принимали эмоции всегда, даже если ребёнок в ярости кричал и лупил мать. А потом - выход в реальный мир, где никто не идёт контейнировать эмоции, когда кто-то орёт и пробует лупить, а вовсе даже обходят как прокаженного в лучшем случае, а в худшем и в глаз дать могут.

Но самое главное - это заморозка образа жизни, его консервирование в каких-то максимально тепличных условиях, ведь "У меня же дети".

Любое телодвижение в этой парадигме будет трактоваться как травма. Выйти на работу до трёх лет? Травма, ты что! Переехать куда-то? Не вздумай, детки консервативны, для них это такой стресс. Изменить в целом образ жизни? Нет, ни в коем случае, у тебя же у ребёнка режим!

Страх этих пресловутых психотравм заставляет родителей настолько трястись над ребёнком, что если вдруг в этих условиях сильна личность и сформируется, то уж скорее вопреки.

Потому что личности для формирования обязательно нужен дозированный стресс как порыв свежего ветра для закалки.

И не надо вымучивать и дозировать этот стресс специально, он возникает сам по себе, потому что он - нормальная часть жизни.

Вот ребёнок хотел эту крутую игрушку, а родители купили попроще. Хотелось есть одни конфеты, а на завтрак дают кашу. Думал дружить навсегда с ребятами из детского садика, а тут родители переехали - стресс расставания. Дома всегда говорили дочке, что она самая красивая, а она пришла в школу, и там есть девочки красивее. Хотелось после уроков развлекаться и отдыхать, а родители сказали сначала полы вымыть.

Стресс, везде стресс. Мелкий, нормальный, дозированный самой жизнью.

Не ограждайте от него детей. Учите переживать, справляться, давайте им модели и паттерны по здоровому преодолению стресса, но ни в коем случае не ограждайте.

А как понять, от какого стресса надо ограждать ребёнка, а от какого не надо?

У меня однозначного ответа на этот вопрос нет, но я считаю, что главный критерий - ограждение от взрослого стресса. Ребёнок не должен думать о крыше над головой, заработке денег на жизнь и тому подобных взрослых проблемах.

А в остальном - да здравствует здоровый и закаляющий стресс.

А как вы относитесь к стрессам детской жизни? Стараетесь ограждать?