Найти в Дзене
Не выходя из Дзена

Как я к нечистой силе в гости ездила

Оглавление

Не верите? Сейчас расскажу. Собираясь с мужем посетить старинный город Углич, первым делом стала искать что-то интересное по моей теме - мистика, сверхъестественное, легенды, предания... Как же - город-то с многовековой историей! И тут, как по мановению волшебной палочки, вижу страничку небольшого частного музея Дарьи Чужой с многообещающим названием "Музей мифов и суеверий русского народа".

Муж хоть и читает мой канал регулярно, сказками не увлекается, поэтому я заранее выторговала себе часть времени, чтобы побыть наедине с обитателями этого необычного музея-творческой мастерской Дарьи Чужой) И они меня не разочаровали!

Итак, за мной, мои дорогие читатели, в мир мифов и суеверий!

В гроб ничком с осиновым колом

Вы знаете, кого так хоронили? Конечно, колдунов. Ничком - значит, лицом вниз. Считалось, что люди, которые при жизни знались с нечистой силой, не могут умереть совсем, а через несколько дней после смерти поднимаются из могил и пьют кровь живых. Их в народе звали упырями.

Вот потенциальная упыриха. Смотреть на восковую фигуру в полный рост и правда жутковато...
Вот потенциальная упыриха. Смотреть на восковую фигуру в полный рост и правда жутковато...

А зачем осиновый кол? Все просто: осина - самый лучший поглотитель негативной энергии. Считалось, что с такой комбинацией "противоупыриных" мер шансов выбраться у колдуна или колдуньи нет: он (она) либо заблудится в недрах земли, так как пойдет туда, куда повернуто ее лицо, либо у него (нее) не хватит сил, чтобы выбраться, если чудом удастся перевернуться в гробу.

Кстати, на территории Угличского района было найдено несколько захоронений, в которых скелеты лежали ничком, а рядом с ними в гробу находился кусок дерева. В музее представлен образец такого захоронения. "Кол" из него отправляли на экспертизу в Санкт-Петербург. Ученые подтвердили, что он сделан из осины...

Обитатель древнего захоронения, рядом с которым лежал осиновый кол. Видимо, колдун или ведьма...
Обитатель древнего захоронения, рядом с которым лежал осиновый кол. Видимо, колдун или ведьма...

"Там лес и дол видений полны..." (А.С. Пушкин)

Как большой поклоннице сказочных птиц мне было приятно увидеть среди обитателей музея птицу Сирин. Конечно, я представляла ее более крупной, но в представлении создательницы и хранительницы этой необычной выставки Дарьи Чужой она именно такая - среднего размера симпатичная женщина-птичка с копной каштановых волос и улыбчивым лицом.

Птица Сирин в исполнении Дарьи Чужой.
Птица Сирин в исполнении Дарьи Чужой.

У древних славян Сирин символизировал Солнце: если его крылья были раскрыты полностью, это означало, что светило стоит в зените.

Много нового узнала я и о постоянном женском образе русских народных сказок - Бабе Яге. Надо сказать, что персонаж получился жутковатым. Если бы я не знала, что он стоит за дверью, наверно, сильно бы испугалась.

Эта героиня символизировала трудности, которые предстояло пройти юношам некоторых народов в процессе инициации, чтобы род признал их мужчинами. Считалось, что главным качеством воина является бесстрашие. Парней отправляли в лес, где им предстояло добраться до избушки, стоящей... нет, не на курьих ножках, но чем-то похожих на них пеньках. Вход в избушку без окон и дверей был снизу - он символизировал переход из привычного мира Яви в царство Нави, в котором происходили пугающие события, жили чудовища, страх перед которыми юношам нужно было побороть. На границе этого мира, в избушке на пеньках, их встречал жрец в женской одежде (что, видимо, символизировало превращения), его уважительно надо было именовать "Ага" - так обращались к старейшине рода (отсюда "Яга").
А теперь представьте такое вот страшилище ростом примерно 1м80см! Не женский такой рост, скажем откровенно.
А теперь представьте такое вот страшилище ростом примерно 1м80см! Не женский такой рост, скажем откровенно.

Но вообще считалось, что Яга не является злой колдуньей. Скорее она была хранительницей границы двух миров, а заодно помогала зверюшкам и птичкам, живущим рядом, лечила их, понимала язык живой природы. Одним словом, была добрее большинства живущих нынче людей...

Духи дома, поля, леса

Славянская мифология прекрасна тем, что мир русского человека был наполнен духами. В доме жили домовые, в овине -овинники, в бане - баннушко, в амбаре - амбарник, в поле -полевик. Так что наши предки всегда знали, к кому обратиться, если что...

Интересно, что эти существа, даже озорные, не рассматривались как враждебные. Например, считалось, что домовой никогда не навредит дому, хозяевам или скотине. Он мог только предупреждать об опасности. Помните, какой вопрос нужно задать ему, если почувствовали тяжесть среди ночи, будто кто-то давит на грудь? Правильно: к худу или к добру? Если отпустит, значит, к добру, а посильнее нажмёт - к худу.

Или, к примеру, увидели что-то круглое и пушистенькое, приятное дома - к радости, а если пугает домовой - это к беде.
Вот такой он, дедушка-домовой. Правда же лапочка?
Вот такой он, дедушка-домовой. Правда же лапочка?
Помню, читала где-то, что малыши видят домовых в образе медведя, но при этом не пугаются. Просто рассказывают взрослым, что, мол, ночью ко мне мишка приходил).

Ублажали домового 14 февраля, в день его рождения, рюмочкой водочки и тарелочкой вкуснятины, чтобы лучше берег добро!

А вот кикимора - шаловливый дух. Это существо на четверть курица, потому что, по поверью, ее дедушкой был черный петух (как там все случилось, история умалчивает). У кикиморы ножки куриные и ручки кривенькие, видимо, не из того места растут: к чему ни прикоснется - только испортит. Например, хозяйка села прясть, отвлеклась, переключилась на другие дела, да так на завтра и оставила. Считай, пропала пряжа: кикимора начнет помогать - всю шерсть перепутает! Девушкам матери так и говорили: "Не оставляй работу на завтра, доделай! Смотри, кикимора коснется - за неделю не управишься!"
Вот она какая - кикимора-"помощница"!
Вот она какая - кикимора-"помощница"!

Полевик - еще один суровый дух. С одной стороны, он охраняет посевы, с другой стороны, не считает, что обязан всем помогать в равной степени. Хранит урожай он только для тех, кто в его праздник (по времени совпадает с Духовым днем) почтил дарами - безголосым старым черным петухом да двумя яичками. Примет дары - будет охранять, не примет - справляйтесь сами, как хотите, дорогие товарищи крестьяне!

И жена полевика ему под стать - полуденница. Считалось, что бродит она по полям с большой сковородкой. Кто не ушел в полдень с поля отдыхать, может получить этой сковородой по голове (сейчас наивные люди верят, что это солнечный удар, но наши предки точно знали - полуденница шалит!) А еще ее именем пугали детей: "Ванятка, только попробуй один в поле уйти, постреленок! Полуденница на сковороду посадит, зажарит и съест!" И дети, конечно, боялись, не ходили)
Вот так выглядит полевик) Даже не думайте его гневать - весь урожай засушит и инструмент садовый поломает!
Вот так выглядит полевик) Даже не думайте его гневать - весь урожай засушит и инструмент садовый поломает!

Жуткая сцена

Есть в музее сюжетная сценка из двух восковых фигур, воспроизводящая обряд гадания. На нее полезно было бы посмотреть всем любительницам оккультных упражнений. Чтобы понять, что произошло, нужно вспомнить действия, которые делали гадальщицы: снимали все обереги, в первую очередь нательный крест, а также пояс, ленты из волос и прочее. Понятно, для чего: будущее показывали только нечистые духи тем, кто полностью им доверял. Избавление от оберегов перед гаданием - акт доверия к бесам.

Ну а раз девушка ничем не защищена, в зеркале перед ней может появиться не суженый-ряженый, а самый настоящий черт!
Очень натурально показана реакция девушки. Жутковато на нее смотреть...
Очень натурально показана реакция девушки. Жутковато на нее смотреть...
Говорят, в такой ситуации могло помочь только защитное заклинание: "Чур меня!" Это древний призыв на помощь могущественного бога Чура (Щура). Хорошо, если гадальщица об этом знала, а если нет?..

В экспозиции музея представлено много атрибутики, связанной с мифами и суевериями. Оставлю их в галерее ниже.

Ну а тем, кто будет у Угличе, рекомендую музей-мастерскую Дарьи Чужой. Мне там очень понравилось: и экспонаты, и остроумный экскурсовод Александр. Цены не кусаются: 200 р. с человека + фото и видео 50р. с камеры.

Вопрос для знатоков: какой обряд изображает эта инсталляция (фото ниже)?

-11

#суеверия #история #музей #этоинтересно #домовой #углич