Найти в Дзене
История в подлинниках

Забытые пророчества Иоганна Лафатера

Сегодня лишь немногие помнят имя Иоганна Каспара Лафатера. Почти забылось и созданное им учение – физиогномика. Его теория гласит, что по лицу и черепу человека можно точно определить не только его характер, но и судьбу. Иоганн Лафатер жил в Цюрихе во второй половине XVIII века. Изучал богословие, после, долгое время, был пастором. Разработав свою теорию, он получил широкую известность, встречался даже с русским императором Павлом I. Монарх провел с ним много времени, и после беседы выглядел крайне расстроенным. Что не удивительно, зная печальную судьбу правителя. Возможно, пастор предрек ему предательство сына и жестокое убийство в собственных покоях. Предсказания Иоганна Лафатера на самом деле сбывались с пугающей точностью. Пастор оставил после себя множество рисунков. Вот только рисовал он исключительно части человеческого тела. Глаза, уши, носы, подбородки – каждый рисунок снабжен примечанием, характеризующим ту или иную особенность. Пастор - провидец Однажды в города приехал новы

Сегодня лишь немногие помнят имя Иоганна Каспара Лафатера. Почти забылось и созданное им учение – физиогномика.

Его теория гласит, что по лицу и черепу человека можно точно определить не только его характер, но и судьбу.

Иоганн Каспар Лафатер.
Иоганн Каспар Лафатер.

Иоганн Лафатер жил в Цюрихе во второй половине XVIII века. Изучал богословие, после, долгое время, был пастором. Разработав свою теорию, он получил широкую известность, встречался даже с русским императором Павлом I.

Монарх провел с ним много времени, и после беседы выглядел крайне расстроенным. Что не удивительно, зная печальную судьбу правителя. Возможно, пастор предрек ему предательство сына и жестокое убийство в собственных покоях.

-2

Предсказания Иоганна Лафатера на самом деле сбывались с пугающей точностью.

Пастор оставил после себя множество рисунков. Вот только рисовал он исключительно части человеческого тела. Глаза, уши, носы, подбородки – каждый рисунок снабжен примечанием, характеризующим ту или иную особенность.

Пастор - провидец

Однажды в города приехал новый аббат. Мужчина обладал весьма располагающей к себе внешностью и быстро стал приятелем многих. Только Лафатер отзывался о нем очень плохо. Лицо аббата чем-то насторожило пастора. Он старался максимально избегать его.

Негативный отзыв Лафатера оправдался через пару лет. Аббат в приступе гнева убил человека.

Услугами Лафатера часто пользовалась немецкая аристократия. Мода на новую «науку» - физиогномику стремительно росла. Однажды некий граф попросил пастора взглянуть на молодую жену.

Прекрасная девушка была обворожительна. Но Иоганну хватило одно лишь взгляда, чтобы предсказать её незавидную судьбу. Он предупредил графа о распутном характере избранницы.

Действительно, не прошло и полгода, как молодая графиня сбежала с очередным любовником. Её дальнейшая судьба была печальна. Распутница закончила свои дни в публичном доме.

Знатная француженка как-то попросила Лафатера предсказать судьбу своей дочери. Пастор согласился при одном условии.

Он написал письмо с предсказанием, запечатал его и условился с дамой, что та вскроет конверт не раньше чем через шесть месяцев.

Ребенок знатной дамы не дожил до этого срока, девочка заболела чахоткой и быстро умерла. Когда, убитая горем мать вскрыла письмо, она прочла в нем лишь несколько строк. В них Лафатер приносил свои искренние соболезнования.

Побывал у проповедника и Николай Михайлович Карамзин. В своих «Письмах русского путешественника» он пишет, что Лафатер точно определяет характер прохожего всего лишь по повороту головы.

В своей теории пастор утверждал, что интеллект человека находит отражение в строении черепа. За моральную и духовную жизнь отвечают мышцы лица.

-3

Множество рисунков и выводы к ним пастор обобщил в своем труде – «Физиогномика». Книгу опубликовали в германии в 1778 году. Она обрела огромную популярность. Позже переиздавалась во Франции.

Описав в своем труде множество великих людей прошлого, Лафатер характеризовал каждого из них формулами физиогномики.

Любопытно, но кроме самого Лафатера никто не мог пользоваться его работой. Кто бы ни пытался воспользоваться принципами физиогномики, ничего не получалось.

Предсказания самого пастора выходили четкими и практически всегда сбывались, а вот его ученики никак не могли освоить эту «науку».

Похоже на то, что Лафатер обладал даром предвидения и маскировал свои пророчества, списывая их на возможности физиогномики. Никто после него не смог воспользоваться его теорией и эта «наука» так и умерла, не получив развития.

Так или иначе, но литературную манеру описывать внешность героев так, что бы читателю сразу становился понятен их характер, переняли у Лафатера многие маститые писатели. Среди них Диккенс, Бальзак, Бунин, Лермонтов.