Найти тему

Крушение семейных уз: Ингмар Бергман - Осенняя соната

Постер к фильму
Постер к фильму

Осень лично для меня - непростое время года. Это какая-то непонятная грусть, хандра. Осень - это возможно и ощущение перемен.

Мне кажется именно поэтому великий режиссер Ингмар Бергман решил назвать свой фильм "Осенняя соната". Вдобавок еще то, что музыка играет не последнюю роль в фильме, отсюда и соната в названии.

Виктор говорит, что очень любит свою жену и обожает наблюдать за нею.
Виктор говорит, что очень любит свою жену и обожает наблюдать за нею.

Автор рассказывает нам о семье живущей в глуши. Эва и ее муж пастор Виктор. С самого начала фильма мы видим портрет мальчика на столе у Эвы (запомните это, нам еще пригодится). Хотя никакого ребенка в этой семье мы не замечаем. Эва, не видевшая свою мать несколько лет, пишет ей письмо, что они с мужем готовы принять ее и приглашают к себе. Мать - Шарлотта, являющаяся известной пианисткой, приезжает к ним в надежде остаться здесь навсегда. Шарлотта сменила несколько мужей, и ее последний любимый человек умер в больнице. Она очень расстроена этим и поэтому едет к дочери.

Шарлотта приехала к дочери
Шарлотта приехала к дочери

Эва не так талантлива, как ее мать, но является хорошей хозяйкой и сестрой. Ее сестра Хелена поражена параличом. Хелену мать оставила давным-давно в больнице, но Эва забрала ее к себе.

Эва говорит Шарлотте, что Хелена здесь, и мать очень горячо на это реагирует (ведь она оставила больную дочь и не посещала ее). Потом Шарлотту начинает мучить совесть, на что та очень злится. Так, по ходу фильма, мы можем наблюдать характер Шарлотты - эгоистичный.

Вернемся к Эве. Она очень уважает своего мужа, но позже мы узнаем, что настоящей любви она к нему не питает. Также со стороны Эвы зритель слышит, как главная героиня красиво рассказывает свое матери о Боге. Говорит она так, потому что их с Виктором сын утонул (фотография мальчика на рабочем столе Эвы), и Эва по-видимому, еще и живя с пастором, начинает верить в Бога и божественное.

Шарлотте этого всего не понять, она пытается уйти от сложных разговоров, не хочет будто бы обременять себя какой-то ответственностью. Она самовлюбленная.

Первую часть фильма я чувствовал напряжение между героями, они совсем не были спокойны оттого, что собрались вместе. И вот их конфликт наконец-то раскрылся.

-4

Шарлотту мучил кошмар ночью. Ей снилось, как Хелена сползла с кровати и направилась к матери, а затем начала трясти ее. Шарлотта спустилась вниз, вслед за ней спустилась и Эва. И вот, оставшись наедине и попивая вино, они начали свой важный диалог.

Эва поведала нам, как мать совсем не замечала ее, все свободное время отдавая игре на пианино. Она пыталась быть полезной, но родительница все время отстраняла ее от себя. Тем более Шарлотта постоянно была в разъездах и не видела важные этапы взросления ребенка (которые так необходимо видеть родителям). Эва боялась сделаться ненужной матери, поэтому всячески изворачивалась, чтобы не навредить ей.

Эва страдает от недостатка любви матери
Эва страдает от недостатка любви матери
Маленькая Эва с отцом
Маленькая Эва с отцом

Зато отец уделял внимание дочери. Можно сказать, что практически все детство с Эвой был ее папа. У него всегда находилось свободное время для своего ребенка (он откладывал какое бы то ни было дело и разговаривал с дочерью).

Шарлотта рассказала, что ей самой было тяжело и она надеялась, что сама дочь подойдет к ней и обнимет ее, но ласки не видела. (Сначала рассказ Шарлотты показался мне фальшивым, но далее я убедился в искренности матери). Шарлотта сказала, что поняла потом, как она ошибалась и взялась за девочку. Но Эва была уже подростком (а , по моему мнению, излишнее внимание родителей за подростками вредит ребенку), и опека матери стала невыносимой. Страдания Эвы по этому поводу были бесконечны.

Эта психологически-словесная дуэль между матерью и дочерью превосходна. Она кричит о чувствах разбитых взрослых и оттого нелюбимых детей. Ингмар Бергман говорит нам о старании взрослых людей перекинуть ответственность на другого.

Шарлотта и Эва ведут некую игру, по очереди обвиняя друг друга
Шарлотта и Эва ведут некую игру, по очереди обвиняя друг друга

Фильм заканчивается тем, что Шарлотта уезжает снова на концерт. Мы не видим ярко выраженного финала. Я думаю это сделано, чтобы зритель поразмышлял над темой семьи, извечной проблемой отцов и детей, матерей и дочерей, проанализировал свою жизнь. Также здесь нитями переплетаются мелкие подтемы, такие, как тема Бога, кое-где раскрывается чувствование классической музыки.

Эва прогуливается по кладбищу (где вероятно похоронен ее с Виктором сын)
Эва прогуливается по кладбищу (где вероятно похоронен ее с Виктором сын)

____________________________________________________________________________________

Спасибо, что читали эту статью. Кое-где я мог ошибиться или понять что-нибудь не так. С удовольствием выслушаю ваше мнение в комментариях!