2 июля в Третьяковской галерее на Крымском валу закончила свою работу выставка Генриха Семирадского "По примеру богов". Я успела сходить на неё в один из самых последних дней. И хоть кураторы, скорее всего, ставили себе немного другие задачи при организации этой выставки, для меня и, думаю, для многих других посетителей, работы Семирадского оказались исцеляющим душу бальзамом.
В них такая игра щедрого итальянского солнца, такой свет источают мраморные фигуры, столько жизни в красивых женских телах, такая манящая свежесть в бирюзовых водах изображённых морей, что, ей-богу, как будто не на выставке, а в отпуске на Капри побывала!
Генрих Сенкевич сказал о картинах Семирадского: "Только тот, кто своими глазами смотрел на окрестности Рима и Неаполитанский залив, сумеет понять, сколько правды и души в этом пейзаже, в этой глубине и в этом созвучии розовых и голубых цветов и в этой прозрачной дали ". Да, вот эта "правда и душа " в итальянских пейзажах Семирадского меня и подкупили!
Почему я вспомнила про Париж в заглавии этого поста? Просто очень скучается, пусть не по Парижу, но по вот этому бирюзовому морю, по античной красоте и величию. Воспитанная на живописи русского реализма, на великих передвижниках, я конечно, считаю, что искусство должно показывать настоящую жизнь, с ее печалями, невзгодами и противоречиями. Но иногда так хочется просто красивого. Особенно сейчас...
Честь и хвала кураторам выставок в Третьяковской галерее, они открывают для нас и новые имена, и новые стороны в живописи хорошо известных художников. И пусть Репин и Врубель - это художники, которые не нуждаются в дополнительном пиаре, но вот про Семирадского я ранее ничего не знала и даже никогда не слышала, а после данной выставки готова включить его в списки своих любимых мастеров.
Работы Семирадского кажутся просто совершенными: настолько поражает мастерство композиции и в изображении роскошных одежд и прекрасных пейзажей. Тем удивительнее, что сам Семирадский говорил, что смотрит на работы великих мастеров прошлого и понимает, что ТАК ему никогда не написать. Потрясающая чуткость с прекрасному и самокритичность.
И не зря в последние дни выставки в Третьяковской галерее был такой ажиотаж: многим захотелось совершить хоть виртуальное путешествие под итальянское солнце.
Если вы не успели побывать на выставке, рекомендую посмотреть виртуальную экскурсию музея на YouTube. Канал Третьяковской галереи вообще очень информативен, и сами картины они очень хорошо снимают. Если честно, то иногда и на саму выставку можно не ходить, настолько подробные видео-экскурсии у них получаются. Рекомендую подписаться на их канал. И несколько иное, более философское прочтение этой выставки можно почерпнуть из подкаста "Зачем я это увидел?", там как раз авторы ведут споры, может ли искусство быть просто красивым и не нести в себе моральную составляющую.
А вы знали про Семирадского ранее? Знакомы с его творчеством?