Так выглядел обелиск революционерам в 2008 году, до сноса
2 июля 2013 года в Александровском саду разобрали на части и увезли памятник революционным мыслителям. Вот что я писал тогда об этом в настоящем блоге и на сайте форум.мск:
"В Александровском саду Кремля снесён "Памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся". Первоначально, в июле 1914 года, этот памятник был установлен как "Романовский обелиск в память 300-летия царствования дома Романовых". В 1918 году, на заре Советского государства, он стал одним из первых революционных памятников. На нём были высечены имена философов-утопистов Томаса Мора, Кампанеллы, Сен-Симона, Фурье, Уинстенли и Мелье, анархистов Бакунина и Прудона, народников Лаврова и Михайловского, Чернышевского, социалистов Лассаля и Вальяна, социал-демократов Жореса, Плеханова, Бебеля, а также Маркса и Энгельса.
История появления первых советских памятников драматична. Тревожной весной 1918 года глава Совнаркома пригласил к себе наркома просвещения Анатолия Луначарского и завёл с ним совершенно неожиданный для того времени разговор:
Снос 2013 года
— Давно уже передо мною носилась эта идея, — говорил Владимир Ильич, — которую я вам сейчас изложу. Вы помните, что Кампанелла в своём "Солнечном государстве" говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодёжи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно, и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же... Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой... Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла. Вот почему я говорю, главным образом, о скульпторах и поэтах. В разных видных местах... можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи... Пожалуйста, не думайте, что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны всё делать скромно... Ещё важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы. Надо составить список тех предшественников социализма или его теоретиков и борцов, а также тех светочей философской мысли, науки, искусства и т.п., которые хотя и не имели прямого отношения к социализму, но являлись подлинными героями культуры... Особое внимание надо обратить и на открытие таких памятников... Пусть каждое такое открытие будет актом пропаганды и маленьким праздником...
"По правде сказать, — признавался Луначарский, — я был совершенно ошеломлён и ослеплён этим предложением. Оно мне чрезвычайно понравилось..." Но почему эта идея прозвучала в такой острый момент, когда революционная власть висела на волоске? Ответ: именно поэтому. "Останемся ли у власти или будем сброшены, — объяснял замысел Ульянова Троцкий, — предвидеть нельзя... Он добивался, чтоб как можно больше поставлено было революционных памятников... во всех городах, а если можно, то и в сёлах: закрепить в воображении масс то, что произошло; оставить как можно более глубокую борозду в памяти народа".
Разумеется, победившая контрреволюция, будь то генерал Деникин или адмирал Колчак, не оставила бы от революционных памятников, что называется, камня на камне. По счастью, тогда этого не случилось. И вот теперь мы видим, как победившая открытая реакция исполняет этот стародавний замысел своих идейных предшественников: сохранившиеся памятники мыслителям и революционерам ровняют с землёй.
Демонтаж памятника в Александровском саду начался 30 июня: безо всяких извещений, без предупреждения руководства музеев Кремля, к обелиску явились рабочие с отбойными молотками. За два дня на месте обелиска остался только разрушенный до основания постамент. Впрочем, когда общественность стала беспокоиться и задавать неприятные вопросы, то глава пресс-службы Кремля Виктор Хреков поспешил её успокоить: он заявил, что обелиск, дескать, был повреждён ещё в 1918 году и находился с тех пор в аварийном состоянии, грозя обрушиться на посетителей. Но позднее памятник восстановят в прежнем виде, пообещал г-н Хреков, то есть с именами философов.
Позвольте в это, однако, не поверить. Зачем нам какие-то ещё мыслители, всякие Фурье и Мелье, с подозрительно ненашенскими фамилиями, когда есть г-н Хреков? Очевидно, что если памятник и вернётся на своё место, то уже к столетию своей первой установки в 1914 году, в виде новодела по случаю "400-летия Дома Романовых", с именами членов императорской семьи. И впрямь: что там имена каких-то низкородных мыслителей типа Плеханова или Бакунина по сравнению с Августейшими Именами Их Императорских Величеств и Высочеств, вдобавок причисленных к лику святых! (Правда, Томас Мор за своё мученичество в вере тоже был причислен к лику католических святых, но нам католики, как известно, не указ). А если кто-то заметит, что последние Романовы в смысле государственной мудрости звёзд с неба, мягко говоря, не хватали, и империю свою благополучно профукали, так ведь "нам умные не надобны, надобны верные". Может быть, нынешние обитатели Кремля Россию тоже профукают, как их предшественники профукали СССР, так что же, им памятники прикажете не воздвигать, что ли?..
Глава фонда "Возвращение" Юрий Бондаренко был откровеннее г-на Хрекова. Он заявил: "Мы обращались к президенту и премьер-министру с просьбой вернуть памятнику его исторический облик. Согласитесь, имена Лассаля и Энгельса нелепо смотрятся рядом с новым памятником патриарху Гермогену, который был открыт в Александровском саду в мае этого года. Вот вы давно были на Ленинградском вокзале? Заметили, что там бюста Ленина уже нет? И никто не заметил. Во время реконструкции вокзала его сняли, и обратно он уже не вернётся. Или посмотрите на фасад Ленинградского вокзала — там был шпиль и звезда, а после ремонта остался только шпиль. Звезды нет."
Да, невероятно, но факт: победившая реакция ведёт себя точь-в-точь как мелкий жулик: там бюст Ильича, тут звезду свистнет у народа, здесь прихватит обелиск... А как гордится, как любуется украденным!.. "И никто не заметил". Ловкость рук и никакого мошенства, хе-хе-хе. Зато, пойманная "на кармане", схваченная за руку с поличным, принимается испуганно голосить, ну точь-в-точь как трамвайный воришка Сапрыкин в известном фильме: "Люди добрые! Ничего я у неё не крал!.. Обелиск-обелиск, какой обелиск?.." [...]
Насколько отличается их манера действовать от действий революционных властей! Те стремились оставить "борозду" в памяти народа, любое действие, связанное с памятниками, превращали в "маленький праздник". Эти стремятся действовать тихой сапой, по словам г-на Бондаренко, "без шума и пыли" (кстати, это выражение позаимствовано из старого советского фильма у представителя всё той же воровской профессии).
Кстати, от себя могу добавить к списку украденного ещё один маленький пунктик: в 90-е годы прохожие возле московского Музея Вооружённых сил могли полюбовался настенным изображением: удалецки размахивая шашкой, мчится куда-то напролом красный кавалерист. А под копытами его коня бессильно распластался на земле офицер-золотопогонник. Чем дальше шла Реставрация, тем более сильное и вызывающее впечатление производила эта картина: красноармеец-то был без погон, вылитый бандит-террорист-экстремист! А как скандально выглядел офицер — в мундире и при погонах — этакое воплощение кастовой иерархии и сословного порядка — истоптанный подковами, изрубленный шашкой! Ужас, ужас — экстремизм чистой воды, да и только... И вот на рубеже 90-х и 2000-х годов случилось то, что должно было случиться — чья-то чаша терпения переполнилась, и стена с изображением красного конника бесследно исчезла. Наверное, её тоже попросту уничтожили, как теперь — памятник в Кремле.
Вот так потихоньку нас и обворовывают. За минувшее 20-летие из названий московских улиц были бестрепетной рукой вычеркнуты имена Белинского, Герцена, Каляева, Кропоткина, Марата, Маркса, Писемского, Огарева, Разина, Рылеева, Чернышевского... И возвращены всякие сомнительные, зато "исторические" названия типа той же "Болотной площади". Названной в честь... болота, которое когда-то, ещё до исторического материализма, здесь пребывало. [...] Что ж, сносите, господа, сносите. Если руки нестерпимо зудят и чешутся, и при словах "мыслители освобождения" невольно тянутся к отбойному молотку, то что же тут поделаешь. Ныне "мыслители борьбы за освобождение" не в моде, в фаворе только мыслители борьбы за закрепощение, глубокие философы кнута, дыбы и крепостного права. Их и славьте.
Нет, будущая революция не ответит вам взаимностью, не станет стирать отовсюду ваши имена. Она, наоборот, поставит вам всем один большой монумент. Чтобы потомки помнили и ни в коем случае не забывали, что на свете существуют такие, как вы. Всем "мыслителям" Трубы, в которую сейчас успешно вылетает наше общество и всё созданное и построенное им за долгий XX век. Гайдару, Чубайсу, Ельцину и его славным преемникам в Кремле... имя же им — легион. Как представляется, наиболее подходящий вид этого памятника — в форме большой урны (но не погребальной), с аккуратно высеченными на её боках вашими именами. И, разумеется, крупной отчётливой надписью вверху, видной издалека, всего из двух слов: "ПЛЕВАТЬ СЮДА".
P.S. Всё это, повторю, я писал 3 июля 2013 года, когда ещё полагалось верить обещанию честнейшего г-на Хрекова, что обелиск вернётся на место в прежнем виде. Но я нисколько не ошибся в предположении, что это враньё чистейшей воды. Открытие обновлённого монумента состоялось 4 ноября 2013 года. На торжественной церемонии присутствовал министр культуры Владимир Мединский, обелиск освятил патриарх Кирилл. Никаких революционных мыслителей на нём, разумеется, не осталось, даже католического святого Томаса Мора. Романовы, только Романовы! Но и Романовы были не все. Например, убиенный в темнице по августейшему приказу законный государь-император Иван Антонович чести упоминания на обелиске не удостоился — ни в 1914 году, ни в 2013-м. И впрямь, негоже ведь ставить рядом имя убиенного с именами его убийц! Но была и ещё одна пикантная деталь: обелиск 2013 года разительно отличался от своего прототипа 1914-го! То есть увлечённые освоением выделенных средств господа "реконструкторы" даже не сочли нужным придать своему новоделу внешнее сходство с прототипом! Иначе говоря, имел место акт откровенного вандализма: обелиск 1918-2012 годов был уничтожен, а обелиск 1914-1917 — не воссоздан. Такие дела...
Легко заметны различия первоначального обелиска (1914) и новодела 2013 года