Главным преимуществом жизни в XXI веке, на мой взгляд, является возможность изучить прошлое многих поколений, живших до нас. Правильные выводы, сделанные из истории, способны оградить от многих проблем в будущем.
Американский финансовый аналитик Морган Хаузел выделяет пять важнейших уроков прошлого, с которыми я вас и хочу познакомить.
Люди, испытывающие огромные трудности, скорее всего примут взгляды, которые раньше им казались немыслимыми.
Великая депрессия в США отметилась не только серьезным падением экономики, но и резкими изменениями взглядов людей. До нее несколько десятилетий подряд группа политиков пыталась провести через Конгресс закон о пенсионном страховании по старости, финансируемом налогоплательщиками. Им это никак не удавалось — общественного запроса в такой инициативе не было.
После того, как многие люди потеряли уверенность в будущем и их жизнь перевернулась с ног на голову, к идеям о социальных выплатах в обществе начали относиться совсем по другому. Закон, изначально названный «маргинальным», был принят в 1935 году подавляющим количеством голосов как в Конгрессе, так и в Сенате.
Но самым ярким историческим примером является Германия 1930-ых годов, где после долгих лет экономического кризиса и гиперинфляции к власти демократическим путем пришли нацисты. Немцы, в первую очередь, хотели работу и улучшения в жизни, которые они по началу и получили. То, что случилось потом, мы все знаем.
Этот урок применим и к инвестированию. Так, легче сказать: «Я буду жадным, когда остальные будут бояться», чем сделать, потому что в такое время ваши взгляды и цели могут сильно измениться.
Серьезные рыночные крахи не происходят просто так — меняется экономическая, социальная и политическая обстановка. Все может стать настолько плохо, что вашим приоритетом станет сохранение капитала, а не его рост.
Возврат к среднему происходит из-за невозможности вовремя остановиться.
Какой человек пробивается на вершину? Решительный, оптимистичный, не знающий слова «нет» и бесконечно уверенный в своих силах.
Какой человек не может остановиться и не принимает во внимание риски, которые очевидны всем окружающим? Решительный, оптимистичный, не знающий слова «нет» и бесконечно уверенный в своих силах.
Возврат к среднему очень часто встречается в истории стран, экономики, рынка, отдельных компаний и личностей. Это происходит потому, что те же черты характера, позволяющие забраться на вершину, так же и увеличивают шансы упасть с нее.
Так было со всеми империями, которые расширялись за счет приобретения новых земель — ее лидер просто не мог сказать: «Хорошо, этого нам достаточно». Они будут продолжать давить, пока не надорвутся или не встретят равного себе противника.
Это справедливо и для инвесторов. Тип личности, готовой пойти на серьезный риск ради получения огромной прибыли, несовместим с типом личности, готовой вложить все в надежные облигации, как только капитал станет достаточным.
Такие люди будут продолжать рисковать, пока не останутся без денег. Именно поэтому 60% имен из списка миллиардеров Forbes меняется каждые десять лет — они просто не могут остановиться.
Долгосрочный успех в любом начинании требует решения двух задач — получить что-то и сохранить это, но для этого нужны противоположные друг другу навыки.
Неустойчивые вещи могут длиться дольше, чем вы ожидаете.
История знает много случаев, когда военные лидеры следовали логике, которая звучит примерно так: «Враг несет огромные потери, они окружены, их моральный дух сломлен и скоро они сдадутся». А этот противник продолжал сражаться, порой до последнего человека.
Такие события не управляются рациональностью и чистыми рассуждениями. Во время войны во Вьетнаме Хо Ши Мин прямо сказал: «Вы убьете десятерых из нас, а мы только одного из вас, но именно вы устанете первыми».
Осознание неустойчивости системы еще не дает знаний, когда все рухнет — она может сохраняться еще в течение длительного времени. Например, в 2003 году в США многие понимали, что рынок жилья слишком перегрет и все должно закончиться очень плохо. Но недвижимость продолжала дорожать еще 4 года — банкиры продолжали кредитовать, а покупатели продолжали покупать.
Прогресс происходит слишком медленно, чтобы люди могли его заметить; неудачи случаются слишком быстро, чтобы люди могли их игнорировать.
Чудеса редко случаются в одночасье. Так 5 января 1889 года ведущая газета Детройта поставила крест на давней мечте человека о полетах, заявив, что это физически невозможно и природу не обмануть.
Полгода спустя Орвилл Райт бросил среднюю школу чтобы помочь своему брату Уилбуру возиться в сарае с их первым конструкторским проектом. В итоге, 14 декабря 1903 года братья совершили первый полет на своем самолете, но никто этого не заметил. И это никого не взволновало...
Вот что писал об этом историк Фредерик Льюис Аллен:
Прошло несколько лет, прежде чем публика поняла, что делали Райты. Люди были настолько убеждены в невозможности полета человека, что большинство из тех, кто видел их в воздухе над Дейтоном в 1905 году, решили, что они видели какой-то глупый трюк.
Только в мае 1908 года репортеров послали посмотреть на эти полеты, но все равно опытные редакторы изданий не сразу поверили взволнованным сообщениям репортеров. А когда поверили, мир наконец осознал, что человек научился летать.
Сравните это медленное осознание с тем, как быстро люди замечают корпоративное банкротство, крупную войну, страшную авиакатастрофу.
То же самое относится и к рынкам — 40% падение за полгода приводит к расследованию в Конгрессе, но предшествовавший этому рост на 200% за 6 лет остается незамеченным. Такая разница в восприятии происходит из-за склонности большинства людей к пессимизму и сложности долгосрочного мышления.
Раны заживают, но шрамы остаются.
Примечательно, что Морган Хаузел иллюстрирует этот урок примером Советского Союза, за что ему огромное спасибо.
Около тридцати миллионов советских граждан погибло во время Второй мировой войны, многие города и деревни лежали в руинах. Но уже к 1960 году большая часть физического ущерба была восстановлена. Только вот в душах людей, прошедших все это, остались глубокие шрамы.
То же самое верно и для рецессий — все в итоге заживет. И для рынков — все восстановится. И для бизнеса — прошлые ошибки забудутся.
Те, кто переживают бедствия, обладают потом замечательной способностью адаптироваться и восстанавливаться. Но есть большая разница между заживлением раны и оставшимся шрамом — люди, прошедшие через испытания, меняют свои представления о риске, вознаграждении, возможностях и целях на всю свою жизнь.
Очень легко сказать: «Смотрите на вещи в долгосрочной перспективе — все всегда восстанавливалось и жизнь продолжалась», не понимая при этом, что менталитет сложнее исправить, чем здания и денежные потоки.
И от себя в конце хочу добавить, что именно из-за шрамов распада СССР и «лихих 90-ых» у нас в стране так мало инвесторов — люди просто не верят, что кто-то будет делиться с ними своей прибылью в виде дивидендов или вообще не отберет все их вложения.
И самое интересное, в 2022 году они оказались частично правы.
Телеграмм-канал "Разумное инвестирование" - дополнительные материалы, инфографика, статистика.
Всем спасибо за внимание!