Найти тему
Андрей Сталк

Чтец

"Чтец", 2008, США
"Чтец", 2008, США

В постели с СС

Не будет большим преувеличением предположить, что нюансы истории абсолютное большинство людей формируют просмотром кинофильмов, в большинстве своем – англоязычного сегмента. И целая россыпь хороших и дорогих фильмов убеждают зрителя, что локация Вторая Мировая война – это борьба Добра со Злом в виде нацистской Германии. И главное зло Зла – это холокост несчастных евреев. Именно эта сторона выделялась в таких знаменитых картинах, как «Список Шиндлера», «Пианист», «Мальчик в полосатой пижаме», «Жизнь прекрасна» и россыпи других. Конечно, всех немцев той поры с их союзниками нельзя под одну гребенку отнести к демонам – там и создатели Евросоюза, и Папа Римский, и даже папа Терминатора – властелина всея Калифорнии. Нельзя трогать политиков, кроме Гитлера – замазаны с хорошими политиками правильных стран или, например, бомбивших мирное население летчиков люфтваффе – тут же параллель с Дрезденом и даже Хиросимой. Поэтому везде, как правило, гневно клеймят эсэсовцев, особенно, из концлагерей. Тут все стопроцентно надежно.

Вот и в фильме «Чтец» есть исчадие ада, достаточно молодая ещё фрау Ханна. Лично для меня достоверность этой злодейки исчезла после допроса. Когда Вы вступили в СС? Тогда-то. Ну, не служили женщины в СС. Такой устав организации. В некие вспомогательные организации их изредка брали, особенно к концу войны, но, разумеется, никаких определяющих решений они не принимали. Ну, разве, если комендант концлагеря своей любовнице разрешит лично расстрелять какого-нибудь заключенного. Но в фильме немцы, которым в ту пору было за тридцать, судят женщину, которой в сороковых от силы двадцать стукнуло. Судят так тщательно, что даже не поняли, что та неграмотная. Прям как сейчас, если на митинг супротив власти выйдешь. Что опять же мне напомнило, как рьяно французы сразу после освобождения кинулись наказывать своих соотечественниц, гулявших с немцами. Ничего, что мы к тебе в спальню фрица запустили, но как ты могла ему честь отдать, бесстыжая.

Конечно, когда становится понятно, что создатели фильма во главе с режиссером Стивеном Долдри («Билли Эллиот») просто разыгрывают тебя козырной холокостовой картой, то фильм многое теряет. Но, как и положено, незаурядным картинам, в «Чтеце» не одна определяющая линия. Совращение зрелой женщиной школьника – тема достаточно интересная. Советский кинематограф был перед нею бессилен, на Западе периодически что-то проскакивало. Например, запомнилась скандинавская «Цветения пора». Особый интерес здесь вызывает тот факт, что если возрастной мужик совращает несовершеннолетнюю, то все понятно – большой уголовный срок по неприятной статье. А вот, если женщина соблазняет мальчонку, то не всё так однозначно. В Америке, правда, недавно прошел шлейф процессов над зрелыми училками, но, в целом, к проблеме относятся толерантно. Хотя тема психологического воздействия достаточно широка, и здесь и близко она не вскрывается, вытесненная доминантной холокостной линией.

Но, правда, общую оценку фильму повышает актерская игра. В Кейт Уинслетт совершенно не видно Розы из «Титаника», а в Рейфе Файнсе – Сами-Знаете-Кого. Когда второй раз пересматривал картину, следил уже не за сюжетом – он весьма прост, а именно за игрой. На уровне. Кстати, из всех оскарных номинаций (холокост всегда в тренде) награду дали всего одну – за лучшую женскую роль. Хотелось бы и атмосферу более натуральную увидеть, послевоенная Германия – любопытная локация. Но этого здесь нет, упор на сцены в ванной, эпизоды в суде, литературные рефлексии. И эти, и другие провисания объективно снижают рейтинг «Чтеца» до «чуть выше среднего», что идет вразрез с массовым мнением, которое уже сформировано общей тенденцией изображения Второй Мировой в кино.

#Долдри #СС #Файнс #Уинслетт #нацистская германия