Найти в Дзене

Модели идеальных поствоенных миров в аниме «Наруто»

В предыдущей статье говорилось, что многих персонажей объединяет потеря своих родственников и друзей в ходе войн. Каждый из них по-разному справляется с пережитой утратой: кто-то избирает путь мести, кто-то продолжает скорбеть и тосковать, кто-то пытается справится с причиненными травмами. Однако среди них есть и ряд особенных персонажей, которых отличает то, что они не готовы пассивно воспринимать происходящее, то есть продолжать наблюдать за войнами и смертями. Травмы, причиненные войной, поразили их настолько сильно, что они решили во что бы то ни стало предотвратить все последующие войны, то есть разрушить цикличность из войн, крови и мести. Такие персонажи желают разрушить старый мир, и на его месте построить новый, уже послевоенный утопичный мир, где люди больше не будут враждовать и устраивать войны. На основании этого критерия к таким персонажам можно отнести Нагато, Обито, Мадару, Наруто, Саске.

1. Модели миров Нагато, Мадары и Обито, Саске

Нагато

Нагато вырос в самый разгар войны и потерял на них своих родителей, после потерял своего друга Яхико. Он пережил много боли и страданий, и больше не хотел, чтобы нечто подобное происходило в мире. В силу своих невероятных способностей и риннегана, он возомнил себя богом, который может единолично решать, что правильно и неправильно; он решил, что может единолично установить на земле всеобщий мир без войн и конфликтов. Нагато намеревается причинить людям столько боли и страданий, чтобы они навсегда поняли, насколько ужасна война.

Мадара и Обито

Мадара с детства был вовлечен в порочный цикл смертей и мести, и вместе с Хаширамой хотел найти из него выход, чтобы другие люди, прежде всего его близкие, перестали страдатьи умирать. План Мадары достаточно прост: погрузить мир в вечное Цукуёми, то есть, по сути, создать матрицу, одну большую иллюзию, где все мечты и желания воплотятся, и где людьми можно будет управлять. Благодаря этому все войны навсегда исчезнут.

Если не вдаваться в детали, то нечто подобное случилось и с Обито: разочаровавшись в свих идеалах и испытав сильнейшую боль от потери Рин, он не может вынести реальность такой, какая она есть, и отворачивается от нее, и желает заменить на иллюзии.

Саске

Намерение Саске изменить миропорядок и построить уже новый мир появляется только в самом конце, после четвертой мировой войны. Саске увидел, что, когда появилась общая для всех угроза, шиноби объединились против общего врага, из-за чего вражда между ними исчезла. Однако для Саске очевидно, что как только общий враг в виде Мадары и Обито будет побежден, альянс распадется, и старые распри и противоречия вернуться, и вновь из-за них начнутся войны. Чтобы избежать такого исхода, Саске решает сам стать «тенью мира шиноби», то есть стать общим врагом для всех. Таким образом, все шиноби вновь объединяться против общего для всех зла в виде Саске.

2. Общность моделей мира главных злодеев

Первое, что можно заметить, это то, что все эти модели построены на основании не излеченной травмы, причиненной войной: смерть и убийство близкого человека. Соответственно, цель каждой модели – создать такое общество, где больше подобного никогда не случится.

Во-вторых, заметно, что все эти модели так или иначе построены на негативной предпосылке, согласно которой люди жалкие и никчемные существа, которые не способны к изменениям. Люди не способны осознать, что живут в порочном круге смертей и мести, и тем более они не способны его прекратить. Более того, возможно, и сама сущность людей – это творить непрекращающееся зло, причиняя друг другу боль и страдания. В связи с этим, чтобы их «вылечить» и избавить их от страданий, которые они сами себе причиняют, нужна внешняя могущественная сила (такой силой считают себя главные антагонисты), способная создать новый идеальный мир.

В-третьих, каждая из моделей основана на эгоцентризме и на репрессивности по отношению к другим людям. Эгоцентризм заключается в том, что всё это – желание одной личности, одного конкретного персонажа, причем желание это обусловлено деструктивными военными травмами. Репрессивность заключается в том, что у людей не спрашивают, действительно ли они хотят жить в этом новом, казалось бы, идеальном мире. Ни Нагато, ни Обито, ни Саске не интересуются, чего хотят другие. Они все замкнуты на самих себе, на своей собственной боли, и это приводит к тому, что вместо уничтожения зла, они приносят еще больше страданий в этот мир. Они готовы принести сколько угодно жертв и убить сколько потребуется людей (Нагато); они готовы лишить людей выбора и свободы воли (Обито и Мадара), лишь бы фанатично воплотить в реальность свои безумные идеи и как-то заглушить боль, которая снедает их изнутри.

3. Модель мира Наруто

3.1. С вышеуказанными антагонистами Наруто объединяет то, что Наруто прекрасно отдает себе отчет, что он живет внутри цикла из смертей и мести, и что этот цикл нужно разрушить, и на его месте построить другой мир. Однако методы построения нового мира у Наруто совершенно другие, что обусловлено двумя причинами.

Во-первых, как указывалось в предыдущей статье, ключевой особенностью Наруто является то, что он, как и все остальные, прошел через горе потери и утраты близких, в частности, родителей, и вместо того, чтобы запереться внутри себя и своей травмы, сумел из нее выйти и преодолеть её, чего Нагато, Мадара и др. не сделали. По этому причине и его подход к проблеме разрушения порочного цикла принципиально другой.

Во-вторых, Наруто исходит из совершенно иной предпосылки относительно людей. Наруто убежден, что люди способны к изменениям. Они не жалкие и никчемные существа, которые обречены вечно друг друга убивать, если только их кто-то не остановит; напротив, в людях заключено добро и любовь, однако травмы и психологические проблемы сподвигают людей творить зло. И в этом Наруто отчасти прав. Например, изначально Нагато не был злодеем, и даже не собирался им становится, однако потеря Яхико и другие внешние обстоятельства изменили его мировоззрение. Аналогично и с Обито, который хотел защищать своих друзей, стать хокаге, однако смерть Рин, влияние Мадары извратили его сознание, в результате чего он стал злодеем. Словом, Наруто верит, что люди не обречены и их можно переубедить и перевоспитать, и он ни раз это доказывает на протяжении всего повествования. Наруто верит, что каждый, как и он, в состоянии справится со своей болью и страданиями; что каждый заслуживает прощения.

3.2. По этим причинам тот мир, который хочет построить Наруто, принципиально отличается от всех вышеописанных. Во-первых, в Наруто нет эгоцентризма, он никогда не ставит себя выше других, и поэтому мир с жесткими властными отношениями, где есть главные, а есть подчиненные, его не интересует. Напротив, он сторонник равноправных отношений, что мы видим в «Боруто», где принятие решений строится на совместном обсуждении; где есть взаимопомощь и поддержка и общий союз всех со всеми. Во-вторых, Наруто чужда любая репрессивность: он никого не принуждает жить так, как только он считает нужным.

Схематично это можно отобразить следующим образом:

-2

4. Выводы

Итак, главное зло в аниме «Наруто» — это порочный цикл из убийств, мести и войн. Поскольку и антагонисты, и главный герой находятся внутри него, и пострадали от него, они хотят данный цикл уничтожить и на его месте построить новый утопичный послевоенный мир. Однако в силу того, что персонажи по-разному осмысляют свои душевные травмы и в силу того, что никто, кроме Наруто, не в состоянии от них избавиться, выходы из порочного цикла и модели устройства идеального мира у них разнятся

Для антагонистов это репрессивный мир, основанный на отсутствии свободы воли у людей и на их подавлении с помощью силы, страха, обмана и иллюзий. Для Наруто это коллективный свободный мир, где люди избавились от своих душевных терзаний, и где они обладают равными правами и совместно принимают разумные решения, которые ведут к общему благу.

Соответственно, конфликты между Наруто и его противниками основаны на разном переосмыслении личного травматичного опыта, на разных сделанных выводах и, как следствие, на разных подходах к устройству идеального мира, который должен быть построен после разрыва порочного цикла.