7️⃣ Факт
В сентябре 2014-го Индийская организация космических исследований (ISRO) вывела аппарат «Мангальян» на орбиту Марса. Индия тогда стала первым государством, которому удалось доставить аппарат на орбиту Красной планеты с первой попытки, и первой страной Азии, которой это вообще удалось. Но миссия запомнилась не этими фактами, а тем, что стоимость индийской миссии на Марс в три раза дешевле стоимости голливудского фильма "Гравитация".
Коммерческая космонавтика — очень модная отрасль. По оценкам, в 2019 году выручка космического сектора составила $366 млрд. Но 95% этой суммы относилось к экономике «космос для Земли» — то есть к товарам или услугам, которые производились в космосе для использования на Земле. Сюда относятся инфраструктура для коммуникаций или интернета, спутники для наблюдения за Землей, национальные оборонные спутники и т. д.
В отличие от экономики «космос для Земли», сектор «космос для космоса» долго не мог развиться. К нему относится производство в космосе товаров и услуг, которые предназначены для использования в космосе же — например, добыча на Луне или астероидах материалов для строительства станций или для снабжения систем подзарядки. Сейчас рынок «космос для космоса» сводится к снабжению людей, которые уже находятся в космосе. Однако сегодня есть основания полагать, что мы наконец приближаемся к первым этапам настоящей экономики «космос для космоса». Недавние полеты SpaceX (в сотрудничестве с NASA), а также планы массовой и устойчивой отправки людей в космос от Boeing, Blue Origin и Virgin Galactic знаменуют начало новой эпохи частных космических полетов.