Найти тему

Приходится признать

Что жанр антиутопии стоит переименовать в социалистический реализм. Нет, кроме шуток — никакой антиутопии как чего-то фантастического, как какого-то слепка с далекого мира будущего, больше нет.

Мы уже живем в антиутопии — в настоящем, здесь и сейчас. А может, и всегда жили... Аналогично предлагаю поступить с литературным жанром «магический реализм» - убрать слово «магический» и оставить «реализм».

К чему это предисловие? Прочитала я тут книгу Оксаны Бутузовой под названием «Дом», которая вышла в серии «Пограничная реальность». Другие книги в этой серии были про фей и оборотней, но сегодня речь про «Дом». И роман этот, как по мне, предельно реалистичен.

Женщина приезжает непонятно откуда в пустошь, где ей бесплатно выделяют участок метр на метр. Здесь она будет строить свой Дом. Чтобы построить этот самый дом, нужны деньги и материалы.

фото автора
фото автора

Деньги в этом мире зарабатываются крайне тяжело. Нужно целый день копать траншеи, чтобы в итоге заработать пятьдесят копеек. На них можно купить или доску (для постройки дома) или миску — чтобы бесплатную похлебку, которую в городе всё-таки раздают (!) не налили тебе прямо в ладони.

Женщина пришла в этот мир буквально «без всего» - у нее не было даже одежды. Чтобы купить тут хоть что-то, приходится пахать без продыха — отдых в «доме» метр на метр вряд ли можно считать отдыхом. В начале романа ей выделяют только этот кусок земли, огороженный проволокой, - но она готова трудиться на износ, фактически как раб. Она собирает сухие ветки в лесу и траву в поле и живет лишь мечтой о будущем «нормальном» доме.

Этот её Дом находится, кстати, на огромном расстоянии от города, до которого пешком еще пилить и пилить. Зато в городе можно получить работу — тяжелую работу на износ, где за двенадцать часов копания ям или траншей тебе дадут двадцать копеек. А ты на них уже выбирай, как тебе шикануть - купить ли тебе ложку или платье? В общем, всё как у нас. Я очень смеялась, потому что постоянно вспоминала свой трудовой путь, читая эту книгу. Ну какая же это утопия? Реализм как он есть.

Так вот, за эту самую работу еще надо побороться и постоять в очереди. И народ стоит. Работу эти люди получают не каждый день. А она им очень нужна, ведь «дома» то надо строить, - зима близко, и похолодание вызывает у них панический ужас, потому что жить в шалаше из веток и травы зимой — перспектива так себе.

Отдельно прекрасно в этом романе — это присутствие надзирателей. Это они определили героине участок метр на метр, они постоянно наблюдают за ней, и они присваивают новый рейтинг. Вот построила она шалаш на своем метре — рейтинг у нее стал не 00000, а 00001. Ну и так далее.

Почему она изо всех сил стремится увеличить свой рейтинг и собирает «дом» буквально чуть ли не из подножного мусора, работая до изнеможения? Потому что более высокий рейтинг дает возможность получить не такую тяжелую работу, как копание траншей и ям. Например, «элитную» работу швеи, где денег не платят, зато за метры сшитой материи дают лоскутки. Лоскутки эти можно постепенно за зиму накопить и сшить, например, одеяло. К весне. Когда оно, в общем-то, уже не очень нужно...

Вернемся к надзирателям. Надо ли Вам говорить, что они то живут в нормальном помещении и ходят зимой тепло одетые, а не голые и босые, как наша героиня и другие работяги? Ничего не напоминает? «Работа» надзирателей заключается в том, что они надзирают и присваивают трудягам цифры рейтингов. Еще они ведут документацию, и на этом всё.

Когда я про это читала, то невольно вспоминала многочисленных надзирателей и за собой, и вспоминала их недобрым словом, - потому что достали они, по сути, больше, чем сама работа. Так что это очень жизненно написано. Про современное устройство мира.

В процессе чтения возникают, конечно, многочисленные вопросы. Откуда пришла эта женщина? (Вероятно, из места, где было еще хуже?) Что мешает ей бросить этот «угрюмый катаклизм» и уйти оттуда нафиг на все четыре стороны? В поисках лучшей жизни?

Но нет, она не уходит, а цепляется за идею о будущем Доме мертвой хваткой.

В общем, от души рекомендую почитать. Как по мне, книгу эту написал человек явно просветленный. Который «проснулся», всё понял и напоследок оставил вот этот артефакт о мире, который не имеет смысла и вдобавок является очень смешным. Когда я читала книгу, мне вспоминалась история о Будде, который просветлился под своим деревом и осознал, как устроен мир. И полчаса смеялся, потому что это и правда очень смешно. Вот и от «Дома» Бутузовой примерно такой же эффект.

И еще маленькое дополнение, если кто-то вдруг прочитает книжку — лично я в такой мире, который описал автор (а она, как ни крути, описала текущее состояние нашей цивилизации), - жить не хочу. А приходится.