Первые сто страниц романа «Тобол. Много званых» Алексея Иванова навеяли грустные мысли. Россия времен Петра Iпредстает жуткой варварской страной. Причем образ воинственных, наглых и отсталых русских сложился не только со стороны Запада, но и со стороны Востока.
Шведы обживают Сибирь
Победа в Северной войне далась России нелегко. Но страна получила выход к Балтийскому морю. И Петр I начал отстраивать Петербург. Это общеизвестные факты. А то, что после этой войны в стране остались 30 тысяч пленных шведов, стало для меня открытием. Как и тот факт, что пленные иноземцы обживали Сибирь. И даже в Таре (я живу в Омске) оставили свой след шведские солдаты!
В романе триумф русского войска показан глазами капитана Юхана Табберта. Шествие поверженных шведов проходит через семь триумфальных арок, специально возведенных в Москве для этого события. Шут Выменка изображает Карла XII. Все организовано в духе древнеримской империи. Только выглядит триумфальное шествие дико. И сравнение русских с галлами не удивляет.
Бухарцы делят Сибирь с русскими
Следующая глава перенесла меня на реку Обь. Там служилые люди под началом есаула Полтиныча встречают тобольских бухарцев, которых возглавляет Ходжа Касым. Летом эти торговцы покупают у местных племен остяков меха. На сей раз Холджа Касым в поездке был с шейхом Аваз-Баки.
Спокойная беседа и попытка разрешить спор на законных правах, которыми обладают бухарцы, наталкивается на агрессивную жадность и хамство со стороны русских. И теперь уже бухарцы смотрят на выходцев из России как на дикий народ, который может достигать желаемого только силой и наглостью.
Варварский народ или великая держава?
Очень хорошо в эту невеселую картину укладывается эпизод из пролога. Петр I приезжает в центр Петербурга на Троицкую площадь. Ее окружают здания Сената, Синода, таможенного казначейства, коллегий. Их окна выходят на главное сооружение площади – виселицу, на которой находятся тела повешенных за воровство.
Согласитесь, начало романа мало способствует восхищению великими делами. Зато помогает лучше понять, что лежит в основе словосочетание «освоение Сибири». Я сейчас живу в этой самой Сибири. Давно ушли в прошлое времена, когда приезжие из центра России ощущали себя чужаками, осваивающими край, живущий по странным законам, в чем-то враждебный, в чем-то удивительно прекрасный.
Надеюсь, что дальше жестокость, безнаказанность и вседозволенность уйдут на второй план. Роман приведет меня к людям, которые знают, что такое честь и долг. Пока одним глазом взглянула на Тобольск и узнала про замысел отстроить тот самый кремль, которым мы до сих пор восхищаемся.
Стало интересно, как сейчас те, кто живет в западной части страны, воспринимают Сибирь? Поделитесь впечатлениями. Только, пожалуйста, не разрушайте интригу романа!
Если понравилась статья, приглашаю подписаться на канал. Отдельная благодарность за лайки и комментарии. Мне очень важно Ваше мнение!