Найти тему
The Music That Rocks

Когда одна дверь закрывается… Porcupine Tree 'Closure / Continuation' (2022)

Приятное возвращение британских прогрессив-интеллектуалов

Честно говоря, иногда бывает сложно оценивать некоторые альбомы. Не потому, что с ними что-то не так, а потому что проблема в том, что стоит за ними.

В случае с Porcupine Tree речь, конечно же, может вестись о довольно крупной и многогранной фигуре Стивена Уилсона. От него, как круги от камня, брошенного в воду, расходятся музыкальные активности разных уровней и порядков. Подступиться к одному из свежих всплесков сложно без основательного восприятия остальных. И возникает желание хорошенько разобраться во всей незаурядной и многосоставной дискографии этой личности, чтобы написать что-то основательное и всеобъемлющее.

Но в случае с Closure / Continuation всё несколько проще (с вложением в последнее слово самого слабого усилия). Альбом можно в хорошем смысле отставить от всего остального дискоряда, воспринимая как отличный образчик проверенной прогрессив-школы в современном обрамлении. Здесь выдержан хороший баланс между роком как таковым и собственно прогрессивной составляющей. Тут, конечно, нужно держать в голове отношение самого Уилсона к собственному детищу, а именно – это не прогрессивная музыка, это Porcupine Tree. И, если даже так, то здесь группа представлена в своём классическом виде.

-2

Ни одной композиции, которую можно вынуть и выбросить из просторного здания пластинки, но и каждая песня ценна сама по себе, представляя какую-то грань творчества группы. Заметно поубавилось тяжести, но нисколько не спала атмосферность, а структуры остаются гармоничными, с плавными переходами и по большей части ненавязчивым инструменталом, приятно оседающим на заднем фоне восприятия.

-3

Пожалуй, только Of The New Day, содержащая тяжёлые кусочки посреди спокойной и умиротворённой равнины, да Herd Culling с повторяющимся рисунком гитарной атаки и мощной соло-концовкой выступают своеобразной чашей весов, периодически утягивающей диск в метал-кручину.

Также не самой лёгкой для прослушивания, но изобретательной является Rats Return, звучащая действительно так, как будто какие-то мелкие и неприятные существа куда-то бегут под заупокойные завывания бэк-вокала.

Длительный период создания, безусловно, отразился на течении пластинки, и музыканты явно наслаждаются процессом, когда музыка создаётся на их собственных условиях, в их собственном графике и без вмешательства звукозаписывающего лейбла. А не потому, что нужны деньги, слава или по причине провала других проектов.

-4

И эту спокойную сфокусированность записи как нельзя лучше отражают две песни. Это вступительная Harridan, содержащая цепляющий припев, периодически всплывающий на поверхность посреди бушующих тревожных электро-штормов, утихающих лишь к концу композиции, когда основной мотив окончательно утверждается в копирующем его гитарном риффе, а Стивен уставшим голосом подводит итог.

И Dignity – очень насыщенная и в то же время довольно просторная, легковесная композиция, в гитарном соло во второй части которой можно с равным успехом отыскать влияние Гилмора и Нопфлера. Затем дело подхватывают степенные клавишные, увлекающие построение снова ввысь, но лишь чтобы обрушиться оттуда плотным саунд-ливнем, на котором и обрывается эта восьмиминутная фантазия.

-5

При всём этом Closure / Continuation нельзя назвать концептуальным. Это – отлично сбалансированный и гармоничный сборник, в котором уху есть за что зацепиться, а приятные неожиданности и открытия отлично демонстрируют, что коллективу всё ещё есть что сказать. Интересный, уверенный, энергичный и глубокий альбом, достойный того, чтобы возвращаться к нему снова и снова.

И, конечно же, надеяться, что продолжение пересилит закрытие.

Оценка: 4/5

CLOSURE / CONTINUATION by Porcupine Tree

Альбом в VK

Источник изображений: www.discogs.com