Найти тему

Рывок назад?

Сейчас телевизор оптимистично вещает нам, что санкции России не страшны, а даже на пользу: мы возродим свое производство, у нас будут свои автомобили, самолеты, электроника, оборудование, и вообще всё необходимое, не нужен нам импорт. Почему-то многие верят этим красивым словам, не разбираясь. Наверное, потому, что хочется верить.

А если разобраться? Так ли просто «возродить своё производство»? И сколько на это нужно времени?

Начнем с автопрома.

Крупнейший завод подшипников в России (в Твери) принадлежал шведской компании SKF, теперь компания уходит из России, завод остановлен. «КамАЗ» собирался восстановить выпуск машин образца 1976 (!) года, (т.к. кабина – от Daimler, импортные также двигатель и коробки передач), но теперь и этого не сможет сделать, поскольку нет подшипников. АвтоВАЗ также стал работать с перебоями из-за проблем с комплектующими, перейдя из режима многодневных простоев к 4-х – дневной рабочей неделе, а завод в Ижевске будет простаивать как минимум до конца августа, после – по обстоятельствам. Концерн Renault под нажимом своего правительства также покинул российский рынок, в результате - планы по выпуску кроссовера Renault Duster под брендом Lada накрылись медным тазом. В мае текущего года по сравнению с маем 2021 года выпуск легковых машин в России обвалился аж на 96,7%.

И как в этой ситуации возрождать отечественный автопром? Выпускать свои подшипники, двигатели, коробки передач и электронику? А – из чего? И на чем это всё производить? Для того, чтобы были свои комплектующие, нужно построить свои заводы, где должно быть установлено оборудование, годное для производства деталей надлежащего качества. Сколько времени на это потребуется, даже если предположить, что найдется достаточное количество грамотных инженеров? На строительство даже одного завода - нужны годы.

То же самое относится и к российскому авиастроению. Пару недель назад я смотрела передачу, где один телевизионный специалист гордо рассказывал о создании отечественного двигателя для самолета, подчеркивая, что теперь – всё, проблемы решены, будем свои самолеты строить.

Не могу разделить его оптимизма. Ну, хорошо, допустим, построили мы двигатель. Самолету больше ничего не нужно? Сядем верхом на этот двигатель и полетим? А как же огромное количество необходимых приборов, материалов, электроники, как будет работать гидравлика, навигация и многое другое? Сегодня ни одна страна не производит лайнеры в одиночку, это просто не под силу даже ведущим экономикам мира. Вот, например, схема производства Boeing 747:

Сколько стран мира участвуют в производстве знаменитого "Боинга". Фото из открытых источников.
Сколько стран мира участвуют в производстве знаменитого "Боинга". Фото из открытых источников.

Кроме того, часть деталей выпускается в Великобритании, а элероны – в Австралии.

У нас в России авиастроение попросту уничтожено, давно канули в лету времена, когда мы сами строили самолеты и даже продавали их за рубеж. Авиалайнер – машина очень сложная, это не велосипед, чтобы почти с нуля взять и быстренько всё наладить. Кроме того, самолеты нуждаются в техническом обслуживании и проверках, и если из-за дефицита комплектующих на этом начнут экономить (а, зная жадность наших авиаперевозчиков, такое легко предположить) – то летать на самолетах скоро станет небезопасно.

Мы уже привыкли к современной бытовой технике и электронике, которая на 100% завозилась из-за рубежа. Говорили же, что нам «своё не нужно, зачем, купим готовое на Западе». И вот, как обухом по голове – срочно понадобилось своё. А у нас за последние 20 лет разрушены не только тысячи предприятий, но и образование, и отечественная наука. Помните эти исторические слова господина Фурсенко: «Нам нужен квалифицированный потребитель»? Науке из бюджета в течение последних десятилетий выделялись жалкие крохи «с барского стола», этого даже не скрывали. Теперь мы пожинаем горькие плоды: талантливые ученые и хорошие IT-специалисты разъехались кто куда в поисках лучшей доли, и кто и как будет производить современные телевизоры, компьютеры, стиральные машинки и прочее – неизвестно. Пришлось отказаться даже от новой, уже разрекламированной 100-рублевой купюры, т.к. нет программного обеспечения для банкоматов и счетных машинок, чтобы её распознать.

Власти, похоже, надеются на поставки из Китая, который не спешит нам помогать, зато не упускает случая поживиться и купить наши природные ресурсы по дешевке. И потом, перейти на покупку китайского – значит продолжать сидеть на игле зависимости от импорта, причем максимум, на что мы можем рассчитывать с Китаем – это товары низкого качества по завышенным ценам.

Наконец, главный вопрос: а кто будет заниматься возрождением отечественного производства? Кто сможет справиться с этой задачей?

«Эффективные менеджеры» вроде Рогозина? Те самые, которые за все годы своего управления страной сумели показать только замечательный талант разрушать, уничтожать, «оптимизировать» и тратить за короткое время значительные суммы денег? Или – такие, как председатель следственного комитета Александр Бастрыкин, который удивляется, «доколе так будет продолжаться» и «почему своё не создали»?

Выступление Бастрыкина на Международном юридическом форуме, июнь 2022 г.
Выступление Бастрыкина на Международном юридическом форуме, июнь 2022 г.

Вы только вдумайтесь в комичность ситуации: тот, кто по долгу своей службы должен был не допустить такого положения вещей, когда у нас всё зависит от импорта, который должен был разобраться, чем занимается и глава «Роскосмос», и министры здравоохранения, экономики, образования, промышленности и т.д. – стоит и удивляется, как мы докатились до жизни такой, даже пытается шутить по этому поводу! Очнулся он! А где ты был, голубчик, все 15 лет своей работы?

Это они должны сейчас возродить нам отечественное производство? Да они просто не умеют этого делать, никогда не пытались. Не для этого они стремились занять высокие посты в государстве, а совсем для другого. Тот, кто десятилетия был занят исключительно вопросами личного обогащения – не сможет справиться с серьезными задачами.

Как-то слабо верится, что Россия совершит рывок. Ну, разве что - назад.

А вы как считаете - куда движется Россия?

Делитесь своими мнениями в комментариях!

Если понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Всем добра!