Найти в Дзене
Rufus's Booth

Progressive Rock. Mellotron. Royal's Title: USA or UK?

Progressive Rock. Mellotron. Royal's Title: USA or UK?
Progressive Rock. Mellotron. Royal's Title: USA or UK?

Медленно открыв глаза меня встречает потолок. Голограмма ночного неба его оживляет. Мысль:

Почему Человечество до сих по не придумало дома, где планировку можно менять каждый час? Двести лет прошло, а дома...

Громкий звук с кухни её прерывает. Слышен усиливающийся бег в сторону моей спальни. Дверь почти выбита - это диверсия.

- Чувак, у тебя 5 минут, собирайся, сегодня нас ждёт охренительнейший день, —  эйфория на грани безумия, он завёлся не по-детски.
- О чём ты? Я никуда не собираюсь за 5 минут, тем более в свой крайний выходной.
- Руфус! Руфус мне позвонил и сказал, чтобы мы были через пол часа у него в архиве!
- Не может быть?! Руфус нам покажет свой архив? — я даже боюсь представить, сколько неизвестных банд, музыкального самовыражения, исторических мгновений нас ожидает.
- Трижды Да, чувак! Поэтому шевели своим артритом. У нас мало времени.

Мы на месте. Здание компании FTDM Corproration. Голосовой помощник уточняет цель визита и статус приглашения. Войдя внутрь мы встречаем Руфуса.

- Salve, парни. Вы быстро! Надеюсь, вы не отложили свои срочные дела?
- Нее, единственное срочное дело - это помочь тебе в архиве, — мастерски кладёт аргумент мой друг.
- Отлично! Сегодня я покажу семейный архив, но только ту часть, которая связанна с музыкой. После того как мы закончим, я дам Вам ключ ограниченного доступа к моему архиву, — с надеждой в голосе и почти незаметной тоской по прошедшему времени - он вздыхает.

- Руфус, мы глубоко ценим твоё доверие и со всей серьёзностью заявляем, что мы будем стражами твоего архива!

Мы вошли в небольшую комнату. Дверь за нами закрылась. Комнатка была не большая, с огромными экранами для мультимедиа. Видно, что посещает её часто. Тёплые тона, чисто, хочется завалиться на кровать и мечтать.

- Progressive, Blues, Hard Rock, Psychedelic, Krautrock, Acid и даже Heavy Metall?! Руфус, откуда у тебя столько банд разного стиля?
- Разве это важно? Главное, что мы можем этим насладиться. А пока, вы поможете мне навести порядок в блоке
Progressive Rock!
- Но здесь отсутствует информация о стиле и у многих групп нет маркировки. Нужно запустить бота, чтобы он определил соответствующий стиль и разметил автоматом.
- Вот ещё! Доверить какому-то боту всё удовольствие? Ну уж нет! Не для этого я вас позвал.
- Олдс-с-ку-у-л!!!

Руфус начал рассказывать, как он неоднократно повторил: - "Своё сугубо субъективное мнение", - которое он подпёр, на наш взгляд достаточно убедительными фактами о том: Где? Когда? И кем зародился один из наших любимых стилей - Progressive Rock!

Прежде, чем вынести общее понятие о проге, важно знать, что он самоидентифицировался только благодаря такому явлению, как прото-прог.
Большинство групп играющих в психоделическом стиле со временем и опытом обретали четкие формы своих видений и музыкальные рисунки становились всё более осязаемы.
Естественная эволюция вытащила глубинное познание своего я на новый уровень, в более уловимые волны, для остального человечества.
Конец 60-х породил прото-прог сделав его последней ступенькой на пути к самодостаточному прогрессиву. Название стиля тому яркое доказательство.

В те годы, многие группы перетекали в прото-прог и уходили в чистый прогрессив, однако сказать кто именно стал первым, кто справедливо может назвать себя отцом прогрессива, увы - невозможно восстановить.
Рассуждения Руфуса вели к тому, что психодел зародился в Америке, и там же эволюционировал в прото-прог, такие группы, как
Ivory, The Jimi Hendrix Experience, Nazz, The Mothers of Invention, Vanilla Fudge, Ultimate Spinach одни из, кто повлиял на будущее звучание прога, но в Англии прото-прог достиг своей кульминации и расцвёл по-настоящему благодаря The Please, Neon Pearl, Traffic, The Nice, The Moody Blues, Soft Machine, Caravan и не без известных The Beatles.

А Кентерберийская сцена лишь ещё одно железное доказательство тому, что Бриты обуздали своё путешествие в бессознательное и приручили потоки видений в запоминающиеся мелодии.

Progressive Rock раздвинул "технические и композиционные границы рока", выйдя за рамки стандартного рока или популярных структур песен, основанных на куплетах и ​​припевах. Кроме того, аранжировки часто включали элементы классической, джазовой и народной музыки. Инструментальные композиции были обычным явлением, а песни с текстами иногда были концептуальными, абстрактными или основанными на фантазии. 
Прогрессивные банды иногда использовали концептуальные альбомы, в которых содержались единые утверждения, обычно рассказывающие эпическую историю или затрагивающие грандиозную всеобъемлющую тему.

Восьмой альбом группы The Beatles - Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band"  26 мая 1967 г.
Восьмой альбом группы The Beatles - Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" 26 мая 1967 г.

Важно понять, что альбом "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" - The Beatles в более широкой музыкальной среде считается тем, что вдохновило многих и указало остальным на новые чувства в контексте популярной музыки, как квази-высокопробного искусства и культурного выражения. Эти образы быстро возникли и были усвоены другими бандами, которые раскручивали мимолётный прото-прог в самый популярный стиль рока того времени.

Кстати, годом позже в марте 1968 года Frank Zappa (Фрэнк Заппа) со своей группой The Mothers of Invention выпустил свой сюрреалистичный третий альбом "We’re Only in It for the Money". Изначально альбом должен был выйти с пародической обложкой на "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band".

Третий альбом группы The Mothers of Invention - "We're Only In It For The Money" - Август 1968 г (Австралия)
Третий альбом группы The Mothers of Invention - "We're Only In It For The Money" - Август 1968 г (Австралия)

Известно, что Фрэнк Заппа обращался за разрешением к Полу Маккартни, звонил ему по телефону. Пол был не против, но там возникли ещё какие-то проволочки и в конце концов коллаж по мотивам "Sgt Pepper" был размещён не на обложке, а на одной из страниц буклета (там же была картинка с интерпретацией обратной стороны обложки "Sgt. Pepper").
Но при последующих переизданиях этого альбома, первоначальная задумка
Фрэнка была воплощена в жизнь.

Изначальная обложка  "We're Only In It For The Money" - Март 1968 г. (Америка)
Изначальная обложка "We're Only In It For The Money" - Март 1968 г. (Америка)
"Пол Маккартни был в замешательстве, когда я могу относиться к тому, что мы делаем как к продукту, но я имею дело с бизнесменами, которым нет дела до моей музыки, моего искусства и кто я такой вообще. Они хотят делать деньги, и я отношусь к ним на таком же уровне, иначе они будут меня воспринимать как очередного рок-н-ролльного придурка."

Большинство считают, что дебютный альбом "In the Court of the Crimson King" у King Crimson является кульминацией этого периода инноваций, который можно рассматривать как первый альбом, полностью отвечающий идеалам нового стиля прогрессивного рока.
Их мрачная, поэтическая музыка широко прославлялась, провозглашая длинные песни новой нормой и подчеркивая симфонические качества, которые другие группы только начинали затрагивать (
благодаря использованию инструмента прогрессивного рока - Melody and Electronics "Меллотрон").

Обложка дебютного альбома "In the Court of the Crimson King"  - Октября 1969 г.
Обложка дебютного альбома "In the Court of the Crimson King" - Октября 1969 г.

- Но разве меллотрон не был задействован впервые группой The Moody Blues в песне "Nights in White Satin"?

- Нет! До появления этого шедевра были первооткрыватели, которые сделали этот инструмент популярным - во всём мире! — конец фразы звучал ну-у очень мистически и ужасающе с уст Руфуса.

Дело было так.
В 1946 году изобретатель из штата Висконсин США
Гарри Чемберлин (Harry Chamberlin) решил записать на портативный магнитофон собственную игру на домашнем органе, чтобы показать запись друзьям. По окончании записи его посетила идея: почему бы не сделать клавишный инструмент, способный воспроизводить записи? Так на свет появился Chamberlin 200.

Отец меллотрона - Chamberlin 200. Изобретатель старик Harry Chamberlin.
Отец меллотрона - Chamberlin 200. Изобретатель старик Harry Chamberlin.

Старик Чемберлен хотел резкого финансового роста и потому нанял продавца по имени Билл Фрэнсен (Bill Fransen).
Парень оказался предприимчивым и отправился с двумя "Чемберлинами" в Англию, где нашёл рукастых братьев по фамилии Брэдли (
Bradley), а точнее в графстве Уэст-Мидлендс, Бирмингем в районе Астон, которые после войны организовали собственную фирму, Bradmatic Ltd, и работали в качестве инженеров-электромехаников. Билл предложил братьям улучшить инструмент и те охотно согласились.
После значительных улучшений
Chamberlin 200 они основывают компанию под названием Mellotronics для продажи инструмента.
И с 1963 по 1964 год братья произвели свой первый
Mellotron Mark I - всего было произведено 55 экземпляров.
А с 1964 по 1968 год вышел более успешный экземпляр
Mellotron Mark II - всего было сделано примерно 300 экземпляров, из них пять черного цвета и один с инверсной раскраской клавиш.

Пушачный Mellotron Mark II от компании Bradmatic Ltd.
Пушачный Mellotron Mark II от компании Bradmatic Ltd.
В истории рок-музыки часто случалось так, что талантливые и чрезвычайно интересные исполнители оказывались в тени своих более именитых, или, возможно, просто более удачливых, коллег. Не получив должного признания, они впоследствии оказались отодвинутыми во "второй эшелон" и были забыты "широкими слоями рок-общественности".

Исторический июль 1965 года, где Грэм Бонд (Graham John Clifton Bond) – один из наиболее новаторских и нестандартных представителей британской блюзовой сцены 60-х - 70-х годов исполнил песню "Lease On Love", став первым среди музыкантов использовавших новый инструмент братьев Брэдли (создатели компании Mellotronics). Выступление проходило в клубе Marquee, где инструмент произвёл настоящий фурор.
В тот месяц в клубе выступали и те, кто стал узнаваем во всём мире:
The Moody Blues, The Animals, The Yadbirds, The Who, Manfred Mann, The Spencer Davis Group, The Steampacket (одними из участников банды были Rod Stewart и John William Baldry).

The Who, The Yardbirds, Graham Bond etc. - Very rare Marquee club flyer, July 1965
The Who, The Yardbirds, Graham Bond etc. - Very rare Marquee club flyer, July 1965
Джон Лорд когда-то сказал о Грэмми Бонде: "Я научился у него почти всему из того, что сегодня мне известно про орган Hammond".

Затем в октябре 1966 года группа Manfred Mann задействовала Mellotron Mark II с помощью которого Мэнни, пытался извлекать звуки флейты в песне "Semi-Detached Suburban Mr. Jones".
Без "
Отбитых жуков" не обошлось и здесь, так в феврале 1967 года призрачные звуки, неожиданные скачки ритма и загадочный текст сделали песню "Strawberry Fields" классическим образцом психоделической музыки.
Mellotron Mark II был приобретён Джоном Ленноном 12 августа 1965 года, а после его приобрёл каждый из участников The Beatles - уж больно он им полюбился.

Леннон с игрушкой Mellotron Mark II
Леннон с игрушкой Mellotron Mark II

- А затем, как ты и сказал, был шедевр от The Moody Blues "Nights in White Satin",—  в глазах нашего гида промелькнула волна ностальгии.
- Руф, ты сказал, что большинство считают альбом "
In the Court of the Crimson King" первым идеальным воплощением Progressive Rock. Что-то подсказывает, ты не в их числе?
- Да. Я по ту сторону "обратной стороны луны"!
- Но почему?
- Дело в том, что до создания
King Crimson у парней за плечами уже был альбом под названием "The Cheerful Insanity of Giles, Giles and Fripp", вышедший в апреле 1968 году. Тогда банда называлась Giles, Giles and Fripp и мягко говоря пласт с треском провалился, и ничего общего с прогом не имел.

Сам Роберт Фрипп (Robert Fripp один из участников группы Giles, Giles and Fripp) сказал:
"Мы оказались неспособны ни родить слона, ни найти хотя бы один ангажемент".

А спустя год им присуждают титул первой банды, которая ухватилась за гриву инноваций и создала первый альбом в стиле прогрессив! Вы серьёзно?
Даже
Пит Тауншенд (Peter Dennis Blandford Townshend) из The Who назвал альбом "сверхъестественным шедевром", не знаю, было ли это саркастическое утверждение, но то что он был изумлён не оставляет сомнений.
Возможно этому поспособствовал
Тони Кларк (Anthony Ralph Clarke), который был продюсером The Moody Blues и безусловно, поделился наработками с ребятами из King Crimson. — таким эмоциональным Руфуса мы еще не видели. Эта тема нехило качнула его нервную систему.
- А какой группе ты отдал бы титул эталонного альбома в стиле
Progressive Rock?
- В тот год вышло три, как минимум, очень важных альбомов для прогрессивного рока:
"Первый вышел у
The Moody Blues "On the Threshold of a Dream" 25 апреля 1969 году, а как Вы помните они были одними из первых, кто использовал меллотрон.

Четвёртый альбом группы The Moody Blues - "On the Threshold of a Dream",  Апрель 1969 г.
Четвёртый альбом группы The Moody Blues - "On the Threshold of a Dream", Апрель 1969 г.

Второй вышел у группы YES под названием "YES" 25 июля 1969 году - это был их дебютник. Взбудораживший многих тем, насколько участники группы мастеровиты и как оригинален материал - это был свежий воздух. Их даже сравнивали с The Led Zeppelin, которые глубоко уходили с головой в Hard rock.

Дебютный альбом группы YES - "YES", Июль 1969 г.
Дебютный альбом группы YES - "YES", Июль 1969 г.

Группы которые на мой личный вкус, особенностей меломанского уха и субъективного мнения, не меньше этого заслуживают, а даже чуточку больше.
Но титул дать одной группе, я не готов, потому что это невозможно.

Proto-Prog
перешёл в Progressive стремительно и после разделился на 6 ключевых столпов: Art Rock, Symphonic Prog Rock (который в своё время тоже распался на 5 ветвей), Canterbury Scene, Space Rock, Krautrock, Math rock и потому этот процесс становления отследить нереально".

- Что? Не может быть! Руфус, ты должен нам сказать что эта за банда! — мимика ломает наши лица на пополам.
- Есть две группы, которые мало кому известны и каждая выпустила лишь по одному альбому. Подробнее, пока, не могу рассказать, так как это уже касается архивного блока "
First and Last" (Первый и Последний) и мы ещё до него доберёмся.
Именно эти две банды, при правильной последовательности прослушивания, а это формула, позволяют вызвать лифт и погрузиться в свою бездну, где их музыка даёт постичь себя, и сравнить время прошлых лет с нынешней реальностью - это чудо, которое запечатлено на виниле и делает
Progressive по-настоящему ярким стилем. Представили? — его зрачки были как две огромные дыры в которых можно было разглядеть воспоминание о первой аускультации.

- Знаешь что Руфус?! Ты чертовски сильно, нас обломал и нагнал загадочности, что хр*н мы теперь спокойно заснём. Засвети хотя бы обложки! Ну-у-у пожалу-у-йста Ру-у....
- Хорошо! Только обложки.
- Уру-ру-ру-фус!!!

Дебютный и единственный альбом группы BIB Set — "It Wasn’t Meant To Happen…", Ноябрь 1969 г.
Дебютный и единственный альбом группы BIB Set — "It Wasn’t Meant To Happen…", Ноябрь 1969 г.
Дебютный и единственный альбом группы Noir - "We Had To Let You Have It", Ноябрь 1971 г.
Дебютный и единственный альбом группы Noir - "We Had To Let You Have It", Ноябрь 1971 г.

- Без колебаний. Слияние двух альбомов заслуживает этот титул, — пробормотал в привычной манере мистер Ру.
- Руфус, о каком третьем альбоме ты говорил? Я насчитал только два! — проницательность моего друга, всегда меня поражала.

Но в ответ мы получили лишь сверкающую улыбку и пару подзатыльников.


P.S На обратной стороне обложки альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band"  тексты были напечатаны полностью – такое для LP было сделано впервые.

P.P.S Банды родом из графства Уэст-Мидлендс, Бирмингем: Traffic, Black Sabbath, Electric Light Orchestra, Judas Priest, The Spencer Davis Group.

На проводах, DUDES!!!