Найти тему

Проект Лазарь

Реж. Матео Хиль, 2015 год

"Если бы не научившемуся плавать приказали: "Плыви!" - всякий счел бы это глупостью. Если бы не тренированному в беге приказали: "Беги!" - это тоже было бы неразумно. Но все мы с самого рождения получаем такие глупые приказы.
Разве во чреве матери мы учились жить? А не успели мы родиться, как должны вступить в жизнь, очень напоминающую арену борьбы. Конечно, кто не учился плавать, не может быть хорошим пловцом. Кто не тренирован в беге, будет отставать от настоящих бегунов. Так и мы не можем уйти с арены жизни без ран"
- Рюноскэ Акутагава

В то время, как в научной фантастике тема крионики, как правило, используется лишь в качестве средства перемещения персонажа во времени, Проект Лазарь берет на себя смелость рассуждать об этом с точки зрения концепции второго рождения. Однако, балансируя на грани между пространной притчей и неглупым научно-фантастическим триллером, фильм, словно, порой, не понимает своей же собственной философии. И дело даже не в том, что фильм не дает ответов на свои вопросы; это, напротив, является огромным плюсом. Проблема в том, что и вопросов то, как таковых, нет. Проект Лазарь, за чередой библейских метафор и фантазий о недалеком будущем скрывает, да! не лишенную оригинальности, хорошо поставленную, но весьма пустую историю.

Тема, на которую замахнулись авторы, очень сложна и коварна и не хочется ставить им в вину, что они с ней не справились, хоть и очень-очень старались. Концептуально Проект Лазарь очень продуман и весьма недурно сделан. Контраст между высокопарными рассуждениями о рождении и умирании, и неприятной, безжалостной физиологичностью является основополагающим звеном структуры всего фильма.

Авторы благоразумно не перегружают фильм футуристичными идеями о сверхтехнологичном мире будущего. Здесь нет летающих машин и искусственного интеллекта, который будет сообщать вам результаты анализов после каждого вашего похода в туалет. Самый необходимый минимум фантазий на этот счет, в лице, например самописца разума, служит исключительно на благо истории и не присутствует лишь для факта своего существования. Адаптация, с которой приходится сталкиваться герою, касается преимущественно ментальных и социальных пертурбаций общества.

Проект Лазарь это весьма неглупое, смелое, по-европейски неторопливое кино, в которое действительно интересно вникать. И от этого вдвойне обиднее осознавать, насколько лучше оно могло бы быть, если бы авторы чуть более грамотно расставили акценты.

7/10