В 21 веке мы часто пытаемся убедить себя, что некоторые вещи в силу многих обстоятельств не могут быть реальностью. Принято считать, например, что в Африке нет расизма, но стоит взглянуть на ЮАР и становится ясно, насколько эта проблема по-прежнему актуальна. Тоже самое касается рабства и работорговли — для большинства из нас эти вопиющие явления давно канули в прошлое, но это, к сожалению, не так, просто формы современного рабства чаще замаскированы под древние традиции и скрыты от глаз непосвященных.
Сегодня мы расскажем еще об одной форме эксплуатации детей — «trokosi» (трокоси). По сути, данный феномен, как и «vodunsi», — ритуальное рабство, в которое попадают, преимущественно девочки в возрасте от 4 до 12 лет, и в обязанности которых входит служить жрецам и старейшинам, выполнять всю тяжелую работу по хозяйству, а также нередко становиться их сексуальными партнерами. То, что происходит внутри сотен языческих святилищ, разбросанных по региону, остается загадкой для большинства посторонних, но правозащитники бьют тревогу, заявляя, что учреждения наносят непоправимый вред детям. У подростков нет ни права голоса, ни выбора и они в ужасе от тех обязанностей, которые вынуждены выполнять для «Богов».
«Tro» означает божество/фетиш, а «kosi» — рабыня, поэтому «trokosi» переводится как рабыня божества. Это традиционная система верований, существующая более трех веков, согласно которой девственниц в раннем возрасте отправляют в святыни в качестве рабынь. Данная практика до сих пор популярна у народа эве, в некоторых частях Ганы, Нигерии, Бенина и Того. Одна из самых ранних документальных записей относится к 1920 году и сделана окружным комиссаром Восточной провинции Золотого Берега У. Прайсом Джонсоном. Причина такой секретности — страх жертв перед тем, что боги накажут и убьют предателей, раскрывающих информацию посторонним.
Пожалование девственниц богам была частью многих древних религий, а в Западной Африке существует уже как минимум несколько сотен лет. Подобные практики с использованием аналогичной терминологии были обнаружены при королевском дворе Королевства Дагомея (на территории современного Бенина). Жены, рабыни и фактически все лица, связанные с королевским дворцом Дагомеи, назывались «ахоси», от «ахо», означающего «царь», и «си» — «зависимый» или «подчиненный». Во дворце в Абомее проживало от 5000 до 7000 ахоси, и ни одного мужчины, за исключением нескольких сотен евнухов.
Существуют две основные причины возникновения ритуального рабства: наиболее распространена «концепция искупления грехов» и вторая — «благодарность Богам за покровительство».
«Trokosi» — традиционная система, широко распространена в сельских районах, где девочек, некоторым из которых нет и 5-6 лет отдают жрецам в надежде загладить вину за проступки, совершенные членом семьи. Это могут быть весьма тяжкие правонарушения, такие как изнасилование, убийство, кража, грабеж, поэтому испугавшись наказания и во избежания раскрытия преступления, родственники принимают решение отдать одну из своих дочерей-девственниц в местный храм в качестве искупления за проступок. Система основана на вере в то, что боги обладают властью искать виновных и наказывать их, поэтому люди, боясь гнева, который может проявиться в виде смерти или неизлечимой болезни, стараются уберечь себя, принося детей в рабство. «Трокоси» — это своего рода «живая жертва», которая своими страданиями, как считается, спасает семью от бед.
Страшная участь ждет девочек в этих святилищах: их заставляют выполнять тяжелую физическую работу, оскорбляют, унижают, а если они оказывают какое-либо сопротивление, то подвергаются наказаниям в виде побоев. Подростки лишены доступа к образованию, полноценному питанию, воде, одежде и часто вынуждены попрошайничать, чтобы прокормить себя. Их также могут передать в качестве дешевой рабочей силы для работы на фермах и, получая скудный доход, они вынуждены отдавать все свои заработки священнику, который, по сути, «владеет» ими.
Вечером «трокоси» должны обеспечивать «развлечение», включающие танцы в обнаженном виде; девочек часто принуждают вступать в половую связь и подвергают сексуальному насилию: дети, рожденные от таких отношений становятся собственностью жрецов. У взрослой женщины-трокоси обычно несколько детей, порой от разных священников, а те, кто подвергся групповому изнасилованию со стороны других мужчин в святынях, даже не знают, кто отец их ребенка. У «рабынь Бога» нет доступа и к здравоохранению, их эксплуатируют всеми возможными способами — физически, сексуально, духовно и эмоционально.
Срок подневольного состояния варьируется от нескольких месяцев, что случается крайне редко, до пожизненного, чаще свобода девочек напрямую связана с уплатой святыне крупного штрафа, для которого могут потребоваться многие годы каторжных работ. В святилищах, где период служения ограничен, после ритуала «трокоси» возвращается к своей семье, но ее жизнь по-прежнему контролируется служителями культа. Сторонники этой практики утверждают, что в подавляющем большинстве случаев статус бывшего узника не несет особого клейма, но НКО, работающие над реабилитацией бывших «трокоси», говорят, что социальная стигматизация огромна и что это самый стойкий и трудный аспект древней практики.
Многим удается сбежать, и они возвращаются в родительский дом, но почти всегда их привозят обратно в святилище. Если девочки повторно покидают храм, то родители отрекаются от них, оставляя на улице без средств к существованию, тем самым толкая их на панель или обрекая на голодную смерть. Для некоторых мужчин частое рождение девочек развязывает им руки для совершения актов насилия, так как есть возможность искупления греха — достаточно принести в жертву свою дочь. Цена откупа для такого «родителя» минимальна, но для маленького ребенка она, порой, равна жизни.
Если «трокоси» убегает или умирает, то ее должна заменить другая, некоторые девушки, находящиеся в ритуальном рабстве, являются третьей или четвертой девочкой в своей семье, страдающей за одно и то же преступление. Интересно, что в традиционной системе правосудия эве нет срока давности. Это означает, что 10-летнюю девочку могут заставить служить в рабстве за преступление прадеда, которого она даже не знала, и таким образом, семья будет выплачивать компенсацию вечно.
По предварительным оценкам экспертов, число девушек, которые в настоящее время порабощены и находятся против своей воли в четырех странах региона оценивается в более чем 35 000, куда входят взрослые женщины и их дети — второе поколение «трокоси».
В 1998 году правительство Ганы приняло закон, предусматривающий уголовную ответственность за ритуальное рабство, но позорная практика не исчезла, а ушла в «подполье», так как члены некоторых традиционных сообществ не рассматривают ее как нарушение прав и свобод человека, а лишь как надежный способ обеспечения и поддержания социальной справедливости. На сегодняшний день никто не был арестован или подвергнут преследованию, несмотря на суровость закона. Официальная статистика гласит, что за период с момента принятия закона по 2002 год различными НКО было освобождено 4 000 женщин и детей из 52 святилищ.
Во избежание проблем в наши дни все чаще девочек держат не в фетиш-святилищах, а, например, в доме родителей и, когда они требуются для ритуалов, работы или для удовлетворения сексуального удовольствия, то их вызывают к священнику. Таким образом, существование домашнего подневольного и ритуального рабства приводит к угрозе полноценного психосоциального развития детей.
«International Needs Ghana» — НКО, играющая центральную роль в освобождении и реабилитации жертв «трокоси» в Гане, ведет переговоры о возвращении этих женщин и девочек в свои дома, семье или общине, предоставляя жилье, питание, консультации и обучение. Реинтеграция обратно в общество бывших «трокоси» крайне тяжелая работа, так как помимо физического истощения, у них большая психологическая травма, а многие за годы совместного проживания «прикипают» к поработителю и отцу своих детей.
К сожалению, незаконность «трокоси» не очевидна в соответствующих странах Западной Африки, поскольку, с одной стороны, существует нехватка надежной количественной и качественной оценки и информации из-за подпольного и незаконного характера ритуального рабства, а с другой стороны, как утверждают некоторые традиционалистские группы в Гане, эта практика является частью культуры, и поэтому закон не должен ее преследовать.
Некоторые сопутствующие факторы, определяющие сложившуюся ситуацию, включают в себя отсутствие политической воли для обеспечения соблюдения и выполнения внутреннего и международного законодательства; неспособность правоохранительных органов, преимущественно полиции, арестовать виновных в совершении данного преступления; коррупция; патологическая бедность и низкий уровень грамотности практикующих общин. Это долгий и трудный путь, но его нужно пройти обществу, потому что прогресс и движение вперед невозможны с кандалами чудовищных средневековых практик на ногах.