То, что ТУТ это вам не ТАМ знают все. Несмотря на то, что ноги, руки, головы и прочие части организма у нас примерно одинаковы, но думаем мы и говорим по-разному. Не для кого не секрет, что российские мастера очень отличаются от зарубежных, не только по мотивам, сюжетам своих работ, материалам, но и по замыслу, стилю работы.
И это сильно мешает нам работать и зарабатывать там. Согласитесь, многие смотрели зарубежные выставки хендмейда и думали:
- Что за фигня! У нас делают в разы лучше. Да я там озолочусь...
Начинают торговать на импортных площадках, а не получается. Не берут. Хотя у соседей по маркетплейсу раскупают так, что шум стоит: вроде работы неказистые, сделано всё по модной тенденции Krivo&Koso, а разбирают как горячие пирожки. Человек впадает в ступор:
- Да как так? У меня такие работы, а продаж мало!
Об одной причине, почему так происходит я хотел бы сегодня рассказать. Дело было 2 года назад на Бажовском фестивале ремёсел, куда приехал чешский творческий коллектив. Чехи выступили с небольшим концертом, а потом показывали свои народные промыслы и современные рукодельные работы.
Скажем так... когда они пели, половина ярмарки прибежала их послушать. Было интересно, поют здорово: волынка хорошо смотрелась и ещё какие-то длинные трубы, от которых местные комары впали в состояние кататонии и не кусали приехавшую толпу туристов целых два дня.
Правда, когда чехи выложили на столы произведения своего творчества, наших людей эти самые произведения как-то сильно не впечатлили. Ну куклы из дерева, ну и куклы, из соломы как из соломы. Пэчворк и одеяла тоже на крепком среднем уровне, наши мастера делают КАК МИНИМУМ не хуже.
Показав быстренько своё рукодельное творчество, чехи начали группками или по одиночке рассасываться по фестивальным рядам. Ходили они вот с такими глазами 👀.
Я вполне серьёзно!
Ходили два дня и тщательно всё осматривали, фотографировали.
Досталось и нам от чешского внимания, причём в первый же день. Традиционно у нашей палатки стоит много людей, поэтому первое, что видит подходящий участник фестиваля: выставку спин и поп.
Гостей смутила такая толпа и они прошли мимо, потом вернулись и начали пробиваться к столам. Встали и долго-долго смотрели. Тщательно рассматривали украшения, брали в руки, цокали языком.
Ушли. Снова пришли.
Снова ушли. Вернулись.
И купили по небольшой безделушке каждый. Только одна женщина купила большой роскошный комплект украшений несмотря на приличную цену.
Она стояла с переводчиком, и через него задала вопрос:
-У вас фабрика в этой области?
-Нет. Мы частная мастерская, фабрики нет.
-Но у вас же дизайнер работает?
-Нет, у нас даже художественного образования нет. Мы вообще самоучки.
Она не поверила. Пришлось показывать ей фотографии, рассказывать через переводчика об истории нашей мастерской.
Она ещё спросила:
-А тут много представителей производств?
-Нет. Это ярмарка мастеров, ремесленников. Тут все мастера-одиночки или семейные мастерские.
На лице гостя отразилось неподдельное удивление:
- Мы думали, что тут много представителей с крупных производств. Настолько у вас работы... красивые, они как заводские, дизайнерские... вычурные. У нас работы проще. Если мастер делает что-то, то он старается, чтобы это выглядело как ручная работа, более небрежно.
И это, действительно, так. Работы русских мастеров всегда стремились к идеалу, каждая вещь вылизана настолько, что даже пылинок нет. У европейцев не так, у них можно продавать неказистые работы, это показатель именно ручного труда. За что и ценится.
После этого, при продаже наших работ через зарубежные площадки, кое-какие изделия мы старались немного огрублять. И, не поверите, такие работы брали чаще.