Найти в Дзене

БИБЛИОФИЛЫ-СОБАКОЛЮБЫ

Традиционный ежегодный пост 2 июля – в Международный день собак. «Если не считать собак, лучшим другом человека является книга», – утверждал американский писатель Джулиус Маркс. Наглядное доказательство – парадные портреты XVIII–XIX веков. Хвостатые друзья чаще всего присутствуют на портретах как символ верности и преданности. В компании с книгами они представляют своего хозяина как человека тонкой душевной организации и вместе с тем широкой эрудиции. «Книга плюс собака» как знаковые детали портрета воплощали актуальный для эпохи Просвещения синтез Разума и Чувства, рационального и эмоционального, искусства и природы. Серьёзность элегантно уравновешивалась живостью, строгость оттенялась непосредственностью. Особо симпатизировали псам придворные художники, используя их изображения как тонкий приём лести высокопоставленным заказчикам. Роскошная мебель, затейливое платье, множество книг и любимая собачка Мими – визуальный код обольстительного образа мадам де Помпадур. Тот же визуальный ко

Традиционный ежегодный пост 2 июля – в Международный день собак. «Если не считать собак, лучшим другом человека является книга», – утверждал американский писатель Джулиус Маркс. Наглядное доказательство – парадные портреты XVIII–XIX веков.

Хвостатые друзья чаще всего присутствуют на портретах как символ верности и преданности. В компании с книгами они представляют своего хозяина как человека тонкой душевной организации и вместе с тем широкой эрудиции.

Йозеф Дорффмейстер. Луиза Амелия Мария Терезаде Бурбон, принцесса Неаполя и Сицилии, 1797
Йозеф Дорффмейстер. Луиза Амелия Мария Терезаде Бурбон, принцесса Неаполя и Сицилии, 1797

«Книга плюс собака» как знаковые детали портрета воплощали актуальный для эпохи Просвещения синтез Разума и Чувства, рационального и эмоционального, искусства и природы. Серьёзность элегантно уравновешивалась живостью, строгость оттенялась непосредственностью.

Александр Рослин. Графиня д'Эгмонт Пиньятелли в испанском костюме, 1763
Александр Рослин. Графиня д'Эгмонт Пиньятелли в испанском костюме, 1763
Иоганн Петер Харбург. Портрет Елизаветы Саксен-Майнингенской, аббатисы Гандерсхаймской, ок. 1734
Иоганн Петер Харбург. Портрет Елизаветы Саксен-Майнингенской, аббатисы Гандерсхаймской, ок. 1734

Особо симпатизировали псам придворные художники, используя их изображения как тонкий приём лести высокопоставленным заказчикам. Роскошная мебель, затейливое платье, множество книг и любимая собачка Мими – визуальный код обольстительного образа мадам де Помпадур.

Франсуа Буше. Мадам де Помпадур, 1756
Франсуа Буше. Мадам де Помпадур, 1756

Тот же визуальный код - на портрете британской королевы Виктории со спаниелем Дэшем.

Джордж Хейтер. Портрет королевы Виктории, 1333
Джордж Хейтер. Портрет королевы Виктории, 1333

Для создания благожелательного образа портретируемых художники нередко использовали «живой реквизит» – специально подобранных и обученных студийных собак. Такие псы обладали спокойным и лёгким нравом, быстро привыкали к новым людям и могли подолгу позировать. Книги также не всегда принадлежали заказчикам портретов – нередко использовались эффектные муляжи с красивыми фальшпереплётами и требуемыми названиями.

Уильям Манни (Мунну). Портрет Уильяма Хикки, 1819
Уильям Манни (Мунну). Портрет Уильяма Хикки, 1819

Библиофилами и собаколюбами слыли не только европейские аристократы, но и представители русской знати. Полюбуемся парадными портретами великой княгини Марии Александровны, княжны Трубецкой, князя Юсупова. Холёные пёсики под стать знатным моделям живописцев. Иногда заметно поразительное внешнее сходство собаки и хозяина – присмотритесь к юсуповскому портрету.

Александр Рослин. Посмертный портрет Анастасии Ивановны, графини Гессен-Гомбургской, княжны Трубецкой, 1757
Александр Рослин. Посмертный портрет Анастасии Ивановны, графини Гессен-Гомбургской, княжны Трубецкой, 1757
Кристина Робертсон. Портрет великой княгини Марии Александровны, 1849
Кристина Робертсон. Портрет великой княгини Марии Александровны, 1849
Иоганн Лампи Старший и Якоб Филипп Хаккерт. Портрет князя Юсупова с собакой, между 1782 и 1789
Иоганн Лампи Старший и Якоб Филипп Хаккерт. Портрет князя Юсупова с собакой, между 1782 и 1789

А вот грациозный уиппет взгромоздился на подлокотник кресла и ластится к хозяину. Этот пёс, скорее всего, настоящий питомец графа, а не художественная эмблема. Будучи охотничьей породой, уиппет представляет портретируемого как человека действия. В то время как размещённые с противоположной стороны тома и бюст богини Минервы представляют его как интеллектуала и созерцателя, просвещённого члена британского правящего класса.

Помпео Батони. Чарльз Комптон, 7-й граф Нортгемптона, 1758
Помпео Батони. Чарльз Комптон, 7-й граф Нортгемптона, 1758

На парадных семейных портретах собаки часто присутствуют в центре композиции на правах домашних любимцев и живых талисманов. Аналогичная роль отводится томам – это преимущественно Библия, молитвенник и прочие книги религиозного содержания. Позирующие члены семейств нередко принимают красноречивые позы и демонстрируют экспрессивные жесты из т.н. «книг образцов» поведенческих моделей. На ранних полотнах это выглядит нарочито, на более поздних – формально, как тихий отголосок традиции.

Лавиния Фонтана. Семейный портрет, ок. 1600
Лавиния Фонтана. Семейный портрет, ок. 1600
Иоганн Цоффани. Портрет семьи Сейер с видомнНа Бридж-Хаус, Ричмонд, ок. 1789
Иоганн Цоффани. Портрет семьи Сейер с видомнНа Бридж-Хаус, Ричмонд, ок. 1789

Особо прочно собаки и книги обосновались на портретных миниатюрах – как мемориальные элементы, дорогие памяти заказчиков. В столь изысканном тандеме образов возникал «эффект присутствия», удовлетворяя потребность заказчика в обладании изображением близкого человека. Миниатюры носили в медальонах, брошах, браслетах, веерах – так что псы и тома в буквальном смысле наши вечные спутники.

Фрэнсис Аллейн. Портрет Элегантной дамы с книгой и спаниелем, кон. XVIII в.
Фрэнсис Аллейн. Портрет Элегантной дамы с книгой и спаниелем, кон. XVIII в.
Приписывается Генри Пирсу Боуну. Джон Белленден Кер с книгой и ньюфаундлендом, XVIII в.
Приписывается Генри Пирсу Боуну. Джон Белленден Кер с книгой и ньюфаундлендом, XVIII в.

Вместо заключения очень рекомендую святочный рассказ Петра Гнедича «Пудель» (1894) о собаке, которая… умела читать.