Теория деятельности является междисциплинарной философской основой для изучения как индивидуальных, так и социальных аспектов поведения человека. С точки зрения теории деятельности, человеческая деятельность или «что делают люди» представляют собой основную единицу анализа при изучении поведения человека. Наиболее важным аспектом теории деятельности является понимание как индивидуальных, так и коллективных аспектов человеческой практики с культурной и исторической точки зрения.
В российской школе психологии понятие деятельности играет основополагающую роль. По мнению многих исследователей, неоднозначность категории деятельности сегодня возникает из-за нескольких трактовок: сочетания философских, методологических и аналитических стратегий, не выделяя конкретных задач, которые будут решаться в каждом из этих планов и, следовательно, не различая средства в конце решения.
Основная задача психолого-деятельностных исследований состоит в том, чтобы разработать теоретико-методологическую стратегию по этой проблеме с учетом фундаментальных особенностей деятельности, ее собственных, имманентных свойств, законов самого движения и его движений.
Теория деятельности имела важное значение для развития отечественной психологии. Теория психологической деятельности начала развиваться в 1920-х — начале 1930-х годов. Развитие и продвижение этой теории сочетаются с именами известных русских психологов, таких как Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Лурия и др. Мы задаемся вопросом: почему эта теория так важна в русской психологии? Во-первых, мы обсудили решающую роль труда и деятельности в происхождении сознания и развитии психики человека. Эта точка зрения до сих пор является основной методологией российских психологов. Во-вторых, психологическая деятельностная теория, базирующаяся в этой области, показывает положение деятельности в проявлении явлений человеческого разума, даже сознания. В самом деле, мы можем принципиально судить о человеке, отметить его личность только по результатам его действий.
По словам Леонтьева, «Отдельные конкретные виды деятельности могут отличаться между собой по различным характеристикам: по форме, по методам их проведения, по эмоциональной интенсивности, по их временным и пространстве, по физиологическим механизмам и т. д. Главное, что отличает одно занятие от другого, однако, это разница их объектов. Именно объект деятельности дает ей определенное направление».
После определения уровня «активность — мотив» Леонтьев перешел на свой подуровень: уровень «действие — цель». Он сказал: «Мы называем процесс действием, если он подчинен представлению результата, который должен быть достигнут, то есть если он подчинен сознательной цели. Точно так же, как концепция мотива связана с концепцией деятельности, концепция цели связана с концепцией действия».
Леонтьев также взаимозаменяемо использовал «процессы, направленные на цели» и «действия». Например, он сказал: «Мы называем процесс действием, если он подчинен представлению результата, который должен быть достигнут, то есть если он подчинен сознательной цели. Точно так же, как понятие мотива связано с понятием деятельности, понятие цели связано с концепцией действия».
Основными понятиями этой теории являются деятельность, сознание и личность. Давайте посмотрим, что в этих понятиях и какова их структура.
Человеческая деятельность имеет сложную ступенчатую структуру. Он состоит из нескольких неравновесных стадий. Высшая степень — это степень конкретных действий, за ней следует среда действий, за ней следует степень активности, и последняя ступень - психофизиологические функции.
По словам Леонтьева, «деятельность человека существует только в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в рабочих действиях, школьная деятельность в школьных мероприятиях, социальная деятельность в действиях (актах) общества и т. д. Если действия, составляющие деятельность, психически вычитаются из нее, то от деятельности ничего не останется. Это можно выразить по-другому: когда перед нами происходит конкретный процесс, внешний или внутренний, то с точки зрения его отношения к мотиву он появляется как человеческая деятельность, но когда он подчинен цели, то он появляется как действие или накопление цепочки действий... Кроме того, деятельность и действие представляют собой подлинную и несовпадающую реальность. Одно и то же действие может осуществлять различные виды деятельности и может передаваться от одной деятельности к другой, демонстрируя свою относительную независимость таким образом. Противоположное также очевидно, в частности, что тот или иной мотив может быть дан конкретно выражен в различных целях и, соответственно, может вызвать различные действия».
Одной из областей применения теории деятельности является гиперконвергентная инфраструктура (человек-компьютерное взаимодействие), которая относится к области исследований с акцентом на проектирование и использование компьютерных технологий. Примерно в конце 1980-х — начале 1990-х годов фокус исследований гиперконвергентной инфраструктуры сместился с «когнитивистской перспективы (человеческие факторы)» на «посткогнитивистскую перспективу (человеческие субъекты)». Исследователи начали обращать внимание на контекст взаимодействия человека и компьютера, такого как социальные практики, рабочие условия, сообщества и повседневная среда.
Человеческая деятельность является частью социальной деятельности различных групп и имеет цель, способствующую достижению цели коллективной деятельности. Человек является частью практики группы. Человеческая деятельность также является личной деятельностью. Для ведения определенной деятельности человек имеет репертуар операций, которые применяются в сознательных действиях. Во время проведения деятельности происходят определенные сдвиги уровней действия из-за концептуализации и ввода в эксплуатацию.
Каждое действие, совершаемое человеком, имеет не только преднамеренные, но и оперативные аспекты. Аналогичным образом, артефакты, используемые в действиях, поддерживают эти аспекты. Когда человек использует какой-то компьютерный артефакт в этой деятельности, наиболее фундаментальным уровнем работы является адаптация к физическим аспектам пользовательского интерфейса. Кроме того, аспекты обработки служат для управления артефактом. А субъект/объектные аспекты поддерживают разработку и использование репертуара операций в отношении субъектов или объектов через приложение.
В процессе теоретического анализа из темы исследования можно сделать вывод: деятельность является основой формирования восприятия образа. По А. Н. Леонтьеву, для формирования образа предмета или состояния необходимо осуществить многократное восприятие действия, включающее систему предметных операций. Мысленный образ есть жизненно важная практическая связь и связь субъекта с объективным миром. Это положение необходимо для понимания механизма формирования одного из основных признаков восприятия образов – предметности. Правильное действие есть условие образования элементов мысли: практических, общепредметных обобщений, предметных и ситуативных переменных, условие понимания состояния и переноса значений в другое измерение и условие образования смыслов. В действии и взаимодействии субъекту открываются смысл и сущность предметов.