Началось все с того, что собрался я съездить сегодня, 2-го июля, в Верею - уж больно давно откладывал знакомство с этим маленьким симпатичным городком, который еще и, говорят, в порядок привели за последние пару лет. Как всегда выверил все - стыковку электричка/автобус, достопримечательности, время и место обеда, обратную дорогу, завтрак в поезд... И уже вечером в пятницу понял, что сил вставать завтра рано утром, чтобы этот план привести в жизнь нет и очень нужно выспаться.
Выспался. Делать нечего (ага, это от человека, который уже полтора месяца должен слушателям новый выпуск подкаста). Дома сидеть в такую погоду - кощунство! Посмотрел на часы. Посмотрел на расписание. Увидел, что до Можайска через 50 минут уходит скоростная "Ласточка", на которой (вот это да!) осталось ровно одно свободное место. Проверил метро - не успею. Проверил такси - успею. Заказал. Покидал вещи в рюкзак. Оделся. Спустился. Продолжаю покупку билета... И выясняю, что его кто-то только купил. Если и есть у вселенной послания, то одно из них выглядит очень четко - не судьба мне сегодня в Верею. Зато такси уже везло меня к Белорусскому вокзалу и я подумал: "Почему бы не прогуляться по району, который обычно видел только из окна общественного транспорта?"
Участок Бегового района между станциями зеленой ветки "Белорусская" и "Динамо" довольно неудобен для осмотра - ярких достопримечательностей нет, а посреди кипит всегда шумный Ленинградский проспект. При этом не сказать, что делать тут вообще нечего - есть и театр "Ромэн", и музей русского импрессионизма. Все перечислять не буду, просто поподробнее расскажу о местах, которые мне понравились.
Во-первых - чудом сохранившийся комплекс богадельни княгини Черкасской с Троицкой церковью. Тут уже один уголок зелени и прохлады в двух шагах от раскаленной сковородки Ленинградского чего стоит.
Изначально на этом месте стояла дача знаменитого архитектора Осипа Бове, но в середине XIX века княгиня Надежда Алексеевна Черкасская выкупила участок и разместила на нем богадельню.
Двухэтажный корпус, как можно понять из архитектуры, был построен позже, на рубеже ХХ века, в популярном при Александре III и Николае II нео-русском стиле (повторюсь - ненавижу термин "псевдорусский").
За богадельней расположена церквушка, посвященная Троице Живоначальной - она уже постарше, но, как вы понимаете, закрывалась в советские годы.
За счет маленького тенистого садика и красоты самого здания - очень симпатичный и тихий уголок.
Главные украшения этого участка расположены на пересечении с улицей Беговой, на другой стороне Ленинградки. Во-первых, копия петербуржских "Укротителей коней" скульптора Клодта.
Во-вторых - стоящий за ними редкий представитель московского ар-деко, "Ажурный дом" архитекторов Бурова и Блохина, построенный перед самой войной.
Сами видите, за что этот дом-коммуна получил свое прозвище. Орнаменты с листьями и ветвями просто шикарны.
История самого дома тоже крайне интересна, но требует более подробного исследования (и похода внутрь), т.к. там сам концепт очень оригинальный, так что не сегодня.
Но самое знаменитое здание - это конюшни Левона Александровича Манташева, невесть откуда взявшееся французское шато с двухэтажной (огромной по тем временам).
Нувориш, наследник нефтяного состояния, Манташев абсолютно не интересовался делами отцовского предприятия, зато обожал скачки и все время проводил на ипподроме. Собственно рядом с ипподромом он и построил роскошный комплекс для собственных скакунов.
Под башенкой - щит с вензелем хозяина, ЛМ.
Современное состояние, увы, удручает. Вот в этой дырени, например, гнездятся голуби!
Ворота для прохода закрыты (и, видимо, в аварийном состоянии).
В 90-х и 00-х собственник еще и снес флигели справа и слева, воткнул автомойку и надстроил за зданием жуткий каркас. Из-за таких историй я и ржу каждый раз от заявлений "Собянин все испортил, а вот при Лужкове-то было-то дааа!".
Ну, и финальный аккорд - доказательство того, насколько бывает хороша старая фабричная архитектура, если её привести в порядок.
Это дореволюционный комплекс зданий кондитерской фабрики Адольфа Сиу, знакомый большинству москвичей (и вообще россиян) под своим советским названием - "Большевик".
Истории про джентрификацию часто привлекают желчных комментаторов, но я повторюсь - если уж умудрились профукать завод, то уж лучше такое превращение в культурно-банкетно-офисный центр, чем в руины.
Даже в здании кондитерской лавки теперь снова расположена кондитерская лавка (правда еще и магазин керамической плитки, ну да ладно!)
Здания отреставрировали 5 лет назад, разместили в одном из них уже упоминавшийся музей русского импрессионизма, и теперь они здорово радуют глаз.
Вот такая прогулочка получилась. Жаль, так и не добрался до Вереи, ну да все впереди! Пардон за сумбур. Надеюсь, открыли для себя что-то интересное, ну а пока - до новых встреч в "Путешествиях Ленивца"!