Коротко: ИП подходит тем, кто будет работать самостоятельно, а ООО — тем, кто собирается заниматься бизнесом вместе с партнерами. Дальше нужно разбираться.
Ответственность
Если условный Василий открывает ИП и что-то идет не так, то при банкротстве Василий будет отвечать перед кредиторами всем своим имуществом — в том числе машиной, которую купил еще до того, как стал ИП. В отдельных случаях могут даже забрать квартиру, если она у него не одна.
Для тех, кто выбирает, что открывать — ИП или ООО — мы подготовили таблицу со сравнением
Если же Василий откроет ООО и разорится, то в большинстве случаев заберут только то, что принадлежит фирме: имущество, деньги на расчетных счетах и мебель из офиса. Личную машину не должны трогать, хотя и есть способ.
Отличается и административная ответственность, то есть штрафы. Обычно в законе предусмотрены разные суммы штрафов для организаций и должностных лиц. ИП по умолчанию штрафуют как должностных лиц. ООО больнее.
Например, если компания принимает деньги у физлиц и у нее нет кассового аппарата, то штраф — от 75 до 100% от суммы расчета мимо кассы, минимум 30 000 Руб . Штраф для ИП — от 25 до 50% от суммы расчета, минимум 10 000 Руб .
Учредители, документы и регистрация
ИП — это индивидуальный предприниматель, который решил заняться бизнесом. Он делает это индивидуально, соучредителей у него быть не может. Чтобы зарегистрироваться как ИП, Василию нужен паспорт, заявление и оплаченная пошлина 800 ₽. Юридический адрес не нужен: ИП регистрируют по месту постоянной прописки в паспорте.
Общество с ограниченной ответственностью организует один или несколько человек — всего до 50 учредителей. У ООО есть уставный капитал, в него вкладываются все учредители. Минимальный размер капитала — 10 000 ₽, доли могут быть неравными.
Как распределяются доли и прибыль в ООО
Василий
Доля
5000 Руб
Прибыль
50%
Елена
Доля
3000 Руб
Прибыль
30%
Петр
Доля
2000 Руб
Прибыль
20%
Если дела компании пойдут в гору, то учредители будут получать прибыль пропорционально своим вложениям.
Если вы хотите внести в уставный капитал имущество, которое стоит от 20 000 Руб — допустим компьютеры, — то независимый оценщик должен оценить их стоимость и составить акт оценки имущества. Это дополнительные расходы, которые ложатся на учредителей.
Заранее, еще до регистрации компании, нужно договориться о названии; юридическом адресе; размере уставного капитала (от 10 000 Руб); ОКВЭДах (видах деятельности, которыми будет заниматься компания) и системе налогообложения.
После этого нужно утвердить устав и назначить генерального директора — можно из числа учредителей, а можно и со стороны. Если в компании нет соучредителей, то единственный учредитель собственным решением назначает генеральным директором себя или нанимает кого-то.
Учтите: все решения нужно фиксировать на бумаге. Если учредитель один, печатаете единоличные решения. Если несколько — протоколы собраний. Первый протокол делайте в момент создания организации. В статье 181.2 гражданского кодекса перечислено, что нужно обязательно указать при составлении протокола.
Все эти протоколы — страховка, которая подтверждает решения компании. Если что-то пойдет не так, то в суде вы будете оперировать именно протоколами.
Дальше нужно оплатить госпошлину 4000 ₽ и подать в ИФНС пакет документов.
Налоговая запустила сервис для регистрации бизнеса. Но с ним что-то не так
Как подать документы
В больших городах документы нужно нести в единый регистрационный центр, или ЕЦР. В Санкт-Петербурге ООО регистрирует МИФНС № 15, в Москве — МИФНС № 46.
Вот что нужно собрать:
- Заявление о регистрации юридического лица (Р11001). Паспортные данные и ИНН всех учредителей.
- Устав юридического лица.
- Протокол о создании юридического лица.
- Договор об учреждении ООО (не нужен, если учредитель один).
- Квитанцию об оплате госпошлины.
- Заявление о переходе на УСН, если собираетесь на ней работать.
Дополнительно может потребоваться документ, подтверждающий юридический адрес, например копия договора аренды, гарантийное письмо от собственника помещения или свидетельство о праве собственности на помещение.
Какие документы выдадут после регистрации
В течение трех рабочих дней после подачи полного пакета документов в ИФНС компанию зарегистрируют, а вы получите пакет документов.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В свидетельстве указаны ИНН и код причины постановки на учет — КПП. ИНН присваивается организации один раз и остается неизменным все время ее существования, при изменении адреса юридического лица КПП будет меняться.
Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц. С 2017 года этот лист является подтверждением регистрации ООО. В нем отражаются все основные данные о компании. В случае внесения изменений, например, если меняется состав участников или юридический адрес, лист нужно будет получить заново.
Устав с отметкой налогового органа о регистрации. Его бережно храните. В устав нужно внести изменения, если меняется юридический адрес, размер уставного капитала или название. Для внесения изменений нужно будет составить протокол общего собрания всех участников, документы нужно отдать и зарегистрировать в ИФНС. Госпошлина за регистрацию новой редакции устава — 800 ₽.
госпошлина за регистрацию новой редакции устава
Налоговая сама уведомляет пенсионный фонд, ФСС и органы статистики о регистрации организации.
Могут ли отказать в регистрации?
Да. В этом случае вы получите бумагу, в которой прописана причина отказа. Часто бывает, что подали неполный пакет документов, прокрались опечатки и так далее.
В этом случае нужно исправить ошибку и подать документы заново. Госпошлину придется оплатить еще раз.
Как выбрать юридический адрес
На самом деле в законодательстве РФ нет понятия «юридический адрес», есть «место нахождения общества». Но для удобства мы и дальше будем оперировать понятием «юридический адрес».
Юридическим считается тот адрес, по которому находится его руководитель, на языке юристов — «постоянно действующий исполнительный орган». Этот адрес определяет налоговую инспекцию, в которой ООО будет состоять на учете. На этот адрес будут приходить бумажные требования из ИФНС, и ПФР, и ФСС. Если компания переезжает, нужно внести изменения в устав и ЕГРЮЛ, госпошлина — 800 Руб . Но бывают случаи, когда ее платить не нужно.
Юридическим адресом может быть и собственное, и арендованное помещение, и даже домашний адрес учредителя, но везде есть нюансы.
Собственное помещение должно быть нежилым. В налоговой могут попросить документ о праве собственности (выписку из ЕГРН — Единого государственного реестра недвижимости — или свидетельство о собственности).
Арендованное помещение. Нужно разрешение собственника на использование адреса для регистрации ООО.
Домашний адрес учредителя или руководителя. Учредитель или руководитель, чей адрес указывают, должен быть собственником квартиры или иметь в ней прописку. Если у квартиры несколько собственников, то от каждого понадобится разрешение на использование помещения.
Квартира не такой интересный вариант, как может показаться на первый взгляд: адрес будет указан в выписке ЕГРЮЛ, которую может получить любой мимо-крокодил. При этом в жилом помещении нельзя разместить аптеку, склад, магазин, кабинет стоматологии и т. д.
Аренда адреса — плохой вариант. Базово вы платите не за помещение, а за адрес, по которому компания числится. Дальше, в зависимости от цены, по адресу будут принимать вашу почту или вы даже сможете находиться там, если налоговая решит навестить компанию с выездной проверкой.
Аренда адреса незаконна и рискованна:
- компании могут отказать в регистрации;
- налоговая и банк могут посчитать компанию обнальщиком;
- если потеряется письмо — виноватых нет.
Помощь бизнесу: проверка контрагентов
Еще можно арендовать помещение в бизнес-инкубаторе. В крупных городах существуют такие центры поддержки предпринимательства. Если организация и вид деятельности соответствуют условиям бизнес-инкубатора (например информационные технологии), то она может арендовать помещение и зарегистрироваться по адресу инкубатора.
ИП юридический адрес не нужен: его регистрируют по месту прописки. Организации нужно представить документы об аренде помещения (или собственности на него), как вариант можно указать домашний адрес учредителя, но нежелательно.
Расчетный счет и печать
ИП может работать без расчетного счета, а ООО нужно открыть его сразу после регистрации. В Тинькофф-бизнесе для резервирования реквизитов понадобится только ИНН компании. Для открытия счета — фото уставных документов, фото паспортов учредителей, фото выписки из ЕГРЮЛ.
Вы можете открыть сразу несколько счетов в разных банках — это не запрещено.
Раньше все компании были обязаны иметь печать, теперь нет. Если вы не пишете про печать в уставе, то она вам не нужна. Если написали, то придется делать круглую печать.
Название
ОГРН
ИНН
Местонахождение
Налоги
Сумма налогов полностью зависит от вида системы налогообложения. Компании выбирают из четырех:
- общая, или основная система налогообложения (ОСНО);
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
В отдельных случаях возникают дополнительные налоги: акцизы, водный налог, транспортный, имущественный, на добычу полезных ископаемых и т. д. Об этом в другой раз.
Выбирать систему налогообложения нужно с оглядкой на бизнес-план: будете работать с физлицами или юрлицами, какая будет структура доходов и расходов компании. Есть еще куча нюансов.
Проконсультируйтесь с бухгалтером: мало ли что в интернете могут написать.
Если упростить, то есть три критерия для выбора системы налогообложения: вид деятельности, количество сотрудников и размер дохода.
Выбор системы налогообложения По виду деятельности
ОСНО — может быть любой вид деятельности.
УСН не могут применять банки, производители подакцизных товаров, страховщики, ломбарды. Полный перечень — в ст. 346.12 НК РФ.
ЕНВД подходит для розничной торговли, общепита, бытовых услуг.
ЕСХН — для бизнеса в сферах производства, продажи и переработки сельскохозяйственной продукции: растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства.
Выбор системы налогообложения По количеству сотрудников
ОСНО — любое количество сотрудников.
УСН — до 100 сотрудников, включая совместителей и сотрудников на ГПД.
ЕНВД — до 100 сотрудников.
ЕСХН — для сельхозорганизаций ограничений нет. Для рыбных хозяйств — до 300 человек.
Выбор системы налогообложения По размеру дохода
ОСНО — любой размер дохода.
УСН — до 150 млн рублей в год. В 2018 году на УСН могут перейти компании, которые с января по сентябрь 2017 года заработали не более 112,5 млн рублей.
Если в процессе работы количество сотрудников или доходы превысят лимиты, то компания обязана перейти на ОСНО и самостоятельно сообщить об этом в налоговую
При ЕНВД налоговая база не зависит от доходов или расходов, но зависит от физических показателей: площади магазина, количества машин или числа работников. ЕСХН — 70% и больше дохода должны быть от сельскохозяйственного производства.
Какие налоги с дохода платят
ОСНО — налог на прибыль 20%, НДС 18, 10 или 0%.
УСН «Доходы» — 6%. УСН «Доходы минус расходы» — от 5 до 15%. Есть зависимость от региона и вида деятельности. Например, в Ленинградской области ставка по УСН «Доходы минус расходы» — 5%, в Санкт-Петербурге — 7%.
ЕНВД — от 7,5 до 15%. Зависит от региона, категории плательщика и вида деятельности.
ЕСХН — 6%. Платить с доходов, из которых вычли расходы.
УСН 6% или УСН 15%?
Чаще всего компании используют упрощенную систему налогообложения — УСН. Для этого режима предусмотрены две базовые ставки: 6% (УСН «Доходы») и 15% (УСН «Доходы минус расходы»). В отдельных регионах они могут быть иными, но минимум для УСН «Доходы минус расходы» — 5%.
На УСН «Доходы» ставка фиксированная. На УСН «Доходы минус расходы» налоговая база может уменьшаться до 1%.
Если делаете сайты сами, выгоднее УСН «Доходы» — оснований для уменьшения ставки нет. Если делаете и продвигаете сайты — то есть платите дизайнерам, программистам, рекламным системам, — то тут нужно уже считать: может оказаться, что выгоднее работать на УСН «Доходы минус расходы».
Если делаете кухни на заказ, то выбирайте «Доходы минус расходы»: вы будете уменьшать налог за счет того, что у вас есть расходы на покупку досок. При этом важно, чтобы вы могли подтвердить свои расходы, а ИФНС приняла их. Обращайтесь к квалифицированному бухгалтеру.
Бухгалтерский и налоговый учет
Есть два вида учета: бухгалтерский и налоговый.
Бухгалтерский учет — это учет всех хозяйственных операций в организации: что купили, что кому продали и т. д. Идея в том, что гендир заглядывает в бухгалтерский учет и видит ответ на вопрос «а где деньги?». ИП освобождены от ведения бухгалтерского учета и сами решают, нужен ли он им.
Для компании выбора нет, ведение бухгалтерского учета в полном объеме обязательно: нужно заполнять регистры бухгалтерского учета. Регистр — это копилка информации о хозяйственной деятельности. В регистре надо фиксировать информацию из кассовых чеков, товарных накладных, актов, счетов-фактур и других первичных документов.
На ОСНО и УСН каждый год надо подавать в налоговую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, она же бухгалтерский баланс, и отчет о финансовых результатах.
Налоговый учет — информация, которая помогает вам и налоговой посчитать, сколько с вас причитается. Тут важны только те операции, что влияют на объем налога, а количество и частота отчетов зависят от системы налогообложения.
Налоговая отчетность зависит от системы налогообложения.
При ОСНО — надо подавать раз в квартал декларацию по налогу на прибыль и по НДС. При УСН — раз в год подавать декларацию по УСН. При ЕНВД — раз в квартал подавать декларацию по ЕНВД. При ЕСХН — раз в год подавать декларацию по ЕСХН.
Если в компании есть сотрудники, то в налоговую надо будет еще сдавать 2-НДФЛ (ежегодно), 6-НДФЛ (ежеквартально) и расчет по страховым взносам (тоже ежеквартально).
Также отчеты нужно будет отправлять в фонды — ФСС (ежеквартально по форме 4-ФСС) и ПФР (СЗВ-М ежемесячно, СЗВ-СТАЖ ежегодно).
Если нет деятельности
Если у ИП нет работы, то он обязан сдавать нулевые отчеты, а от фиксированных взносов за себя его никто не освобождает. Даже если ИП ничего не заработал, то он все равно обязан заплатить 27 990 ₽ за 2017 год.
С 2018 года взносы для ИП считают по-новому
Компания на ОСНО и УСН, если не ведет деятельность, налоги не платит. Сдавать нулевые декларации и бухгалтерскую отчетность надо, платить — нет. Обратите внимание, что ЕНВД оплачивать нужно, даже если деятельности нет. Если не хотите платить — сразу после прекращения деятельности снимайтесь с учета по ЕНВД.
Если по каким-то причинам компания не ведет деятельность, то генеральный директор (когда он единственный сотрудник и участник) может уйти в неоплачиваемый отпуск. Отпуск неоплачиваемый — директору зарплату не платят, следовательно, НДФЛ и взносы тоже не нужно платить.
Когда нет деятельности
ИП
Налоги
УСН, ОСН — не платят, ЕНВД, ПСН — платят
Взносы для ПФР, ФСС, ФФОМС
Платит 27 990 Руб за себя (за 2017 год)
ООО
Налоги
УСН, ОСН — не платят, ЕНВД — платят
Взносы для ПФР, ФСС, ФФОМС
Не платит, если директор в неоплачиваемом отпуске
Заработанные деньги
Все, что заработал ИП, принадлежит ИП. Можно тратить прямо со счета по корпоративной карте, а можно переводить на личную карту физлица. Главное — вовремя платить налоги и взносы.
Участникам компании не так просто получить заработанное, но есть процедура выплаты дивидендов. Их выплачивают из чистой прибыли компании — то есть с суммы, которая остается после уплаты налогов и сборов.
Распределять дивиденды можно не чаще раза в квартал. С них компания должна удержать и перечислить в налоговую НДФЛ 13%.
Как закрыть
Закрыть ИП просто: нужно оплатить госпошлину 160 Руб (в 2017 году) и подать заявление в налоговую или МФЦ. ИП закроют в течение 5 рабочих дней, если заявление подавали в налоговую, или через 8 рабочих дней в МФЦ. После этого нужно выплатить долги, если они остались, и спать спокойно.
ООО закрывать дольше и сложнее. Как правило, это либо самостоятельная ликвидация, либо банкротство. Обе процедуры занимают время, но в банкротстве участвует еще и арбитражный суд с конкурсным управляющим. В среднем на закрытие ООО уходит от 3 до 5 месяцев.
У участников есть возможность продать долю или поделить компанию.
Важно
Заручитесь поддержкой профессионального бухгалтера. Не решайте сложные вопросы по советам и статьям из интернета. Не рискуйте. Найдите профессионала.
Источник информации: https://journal-tinkoff-ru.turbopages.org/journal.tinkoff.ru/s/ooo/
**************************************************************
ИП и ООО: в чём разница
— Что лучше, ООО или ИП?
Выбрать, что лучше, сможете только вы. Но разница в юридической форме может напрямую повлиять на ваш бизнес. Например, ООО отвечает по долгам и обязанностям перед кредиторами и контрагентами уставным капиталом, а ИП — личным имуществом. Регистрировать ООО может несколько человек-партнёров, а у ИП — единственный собственник.
Если совсем коротко: ООО подойдёт тому, кто планирует расширять бизнес, а ИП — для тех, кто только начинает своё дело. В этой статье мы подробно разбирали, чем ООО отличается от ИП.
— Какие штрафы платит ООО?
В случае налоговых или административных нарушений штраф для ООО будет в разы выше, чем для ИП. Например, нарушение кассовых операций будет стоить ООО до 80 000 Руб, предприниматель в этом случае заплатит 5000 Руб. Кроме взыскания с фирмы применяется и взыскание с руководителя. Это значит, что директор несёт перед ООО еще и финансовую ответственность, и юрлицо может по закону взыскать с него упущенную выгоду.
Как оформить юрлицо
— Я решил зарегистрировать ООО. Какие документы нужны?
В ФНС нужно принести: заявление по форме Р11001, устав (типовую форму можно скачать с сайта ФНС), решение или протокол о создании ООО, квитанцию об оплате госпошлины на 4000 Руб, если вы подаёте документы лично. Ещё можно предоставить документы, подтверждающие юридический адрес, это не обязательно, но без них чаще отказывают.
— А какие документы потребуются, чтобы подтвердить юридический адрес?
Сделайте копию свидетельства о праве собственности и получите от владельца письменное согласие в свободной форме, если он — физическое лицо. Если владелец — юрлицо, запросите гарантийное письмо на подтверждение адреса.
— Сколько кодов ОКВЭД можно выбрать, можно все?
По закону при регистрации юрлица вы можете выбрать сколько угодно кодов ОКВЭД. Но в налоговой рекомендуют, чтобы их было не больше 300. Кстати добавить коды ОКВЭД можно в любое время и после регистрации.
— Мне придётся идти в налоговую?
Нет, только если у ФНС не возникнет к вам вопросов. Если вы регистрируете ООО на УСН, вас отправят в налоговую по юридическому адресу или попросят отправить заявление на УСН по почте. Это необходимо сделать за 30 дней со дня регистрации.
— Я живу в Калининграде, а прописан в Хабаровске. Надо ли мне лететь через всю страну, чтобы зарегистрировать бизнес?
В отличие от ИП, ООО открывается по месту юридического адреса, а не по прописке. А ещё создать юрлицо можно удалённо — для этого воспользуйтесь сервисом электронной подачи документов. Или выпустите себе электронно-цифровую подпись и подайте документы через сайт ФНС.
А ещё открыть ООО можно через Точку совершенно бесплатно. Мы поможем собрать документы, выбрать коды ОКВЭД и передать всё это в налоговую.
Сколько стоит регистрация ООО
Если вы будете оформлять ООО самостоятельно, придётся потратить от 15 000 рублей. В эту сумму входят:
- 4 000 Руб госпошлины за регистрацию юрлица;
- от 10 000 Руб на внесение уставного капитала;
- от 500 Руб на изготовление печати;
- от 1 000 Руб на платёж за закрепление юридического адреса;
- от 1 000 Руб за нотариальную заверку подписей в заявлении на регистрацию;
- от 0 до 2 000 Руб на открытие лицевого счёта.
Открытие юрлица в специальной фирме обойдётся ещё дороже — от 20 000 рублей. С Точкой на регистрации ООО можно сэкономить.
Как работает ООО
— Как внести уставной капитал?
Минимальный размер уставного капитала юрлица — 10 000 рублей. Его можно внести в денежной форме через банк на расчётный счёт ООО или через кассу предприятия, а также можно вносить ценными бумагами и имуществом, только перед этим его должен проверить независимый оценщик.
Каждый учредитель ООО должен полностью оплатить свою долю в уставном капитале. Сами доли распределяются на общем собрании учредителей, а рассчитать их можно с помощью такого калькулятора. Срок оплаты прописан в договоре об учреждении ООО или решении об учреждении общества, если юрлицо учреждается одним лицом. Но он не может превышать 4 месяца с момента государственной регистрации общества.
— Чем в ООО отличается директор от генерального директора?
С юридической точки зрения принципиальных различий нет — так называют главные должности в организации. В ООО гендиректором могут назначить главу совета директоров, а саму должность назвать президент. Перечень прав и обязанностей директоров прописывается в должностной инструкции.
Если у вас много сотрудников и нужно координировать работу подразделений, можно оставить для главы компании должность гендиректора, а управляющих подразделениями сделать директорами. Если в компании немного работников, тогда для руководителя будет достаточно должности директора.
— Когда участник ООО может получать прибыль?
Общество может распределять чистую прибыль между участниками ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Часть прибыли распределяется между участниками общества пропорционально долям уставного капитала. Срок и порядок выплаты распределённой прибыли определяются уставом или решением общего собрания участников. Срок выплаты распределённой прибыли не должен превышать 6 дней со дня принятия решения.
— Можно ли продать долю в ООО?
Если вы решите покинуть организацию, свою часть бизнеса можете оставить компании или передать её другому лицу. Сделку нужно заверить — сходить к нотариусу и подтвердить, что вы действуете законно. В прошлом материале мы составили подробную инструкцию.
Какие налоги надо платить
— Какая система налогообложения выгоднее для ООО?
Выбирайте систему налогообложения, исходя из доходов и расходов, которые будет получать и нести организация. Изучите местные законы: ставки в разных регионах страны могут быть существенно снижены. Для тех, кто ещё не выбрал систему налогообложения для организации, мы сделали материал в Справочной.
Если вы не знаете, какие доходы будете получать, лучше перейти на упрощённую систему. Если вы можете подтвердить расходы на 60% от доходов, то вам будет выгоднее УСН «Доходы минус расходы».
— Какие налоги платит ООО?
Сумма налогов зависит от системы налогообложения. Самая внушительная по налогам — общая система. Тут и НДС, и налог на прибыль, и налог на имущество. Упрощёнка и ЕНВД заменяют эти три налога.
Если у ООО есть недвижимость или земля, могут появиться имущественный и земельный налоги. Помните, что за сотрудников нужно платить страховые взносы и перечислять НДФЛ из зарплаты работников. Есть ещё специальные налоги и сборы. Например, водный налог, торговый сбор, налог на игорный бизнес и другие.
Источник информации: https://allo.tochka.com/card/voprosy-ooo
*******************************************************************
Выбор системы налогообложения
Как выбрать систему налогообложения для ООО?
ООО может выбрать одну из этих систем налогообложения: ОСНО, УСН, ЕСХН. Выбор зависит от вида деятельности и особенностей бизнеса.
Общая система налогообложения (ОСНО). Это самый сложный режим, на котором надо платить много налогов и вести сложную отчетность. На ОСНО два основных налога с доходов: налог на прибыль и НДС — налог на добавленную стоимость.
Подходит, если:
- собираетесь работать с компаниями и ИП, для которых важно применять вычет по НДС, чтобы экономить на налогах;
- будут доходы выше 200 млн рублей в год и больше 130 сотрудников;
- собираетесь заниматься бизнесом, для которого нельзя применять спецрежимы, например открываете спиртзавод или ломбард.
ОСНО применяется для ООО по умолчанию, если во время регистрации не подать заявление на другой режим. Если вы захотите поменять систему налогообложения после регистрации — на это есть 30 дней. Если пропустить этот срок, перейти с ОСНО на УСН или ЕСХН можно будет только в следующем году.
Упрощенная система налогообложения (УСН). На УСН можно работать, если зарабатываете до 200 млн в год и у вас не больше 130 сотрудников. Нужно платить один налог с доходов и страховые взносы. Можно выбрать объект налогообложения: доходы или разницу между доходами и расходами.
На УСН «Доходы» ООО платит налог от доходов, никакие расходы не учитываются. Ставка зависит от суммы годового дохода и численности сотрудников:
- до 150 млн рублей и до 100 сотрудников — 6%;
- 150—200 млн рублей, 100—130 сотрудников — 8%.
На УСН «Доходы минус расходы» ООО платит налог от разницы между доходами и расходами. Учесть можно только расходы на бизнес, которые вы можете подтвердить документами. Подходит тем, у кого расходы бизнеса составляют больше 60% доходов. Ставка также зависит от годового дохода и числа сотрудников:
- до 150 млн рублей и до 100 сотрудников — 15%;
- 150—200 млн рублей, 100—130 сотрудников — 20%.
По упрощенной системе налогообложения для отдельных видов деятельности регионы могут устанавливать ставки ниже стандартных 6% и 15%. Узнать ставку можно на сайте налоговой своего региона.
Перейти на УСН можно одновременно с регистрацией ООО, в течение 30 дней после или с нового года. Как сменить систему налогообложения
ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. Подходит для компаний, которые сами производят сельхозпродукцию в области растениеводства и животноводства, и рыбных хозяйств. ЕСХН заменяет налог на прибыль, но не отменяет НДС.
Налог по ЕСХН начисляется на доходы за вычетом расходов, ставка — 6%. Учитываются только расходы на бизнес, которые вы можете подтвердить документами. Регион может уменьшить ставку вплоть до 0%. Узнать ставку можно на сайте налоговой своего региона.
Еще организации на ЕСХН должны платить НДС, но есть условия для освобождения от уплаты. Например, если за 3 предыдущих месяца доход не превысил 2 млн рублей. Так что, если у вас небольшая ферма или сельхозпроизводство, вам можно работать без НДС. Все условия для освобождения от НДС
Что платит государству ООО на ОСНО?
На общей системе налогообложения компания платит НДС, налог на прибыль, налог на имущество и другие налоги в зависимости от деятельности.
НДС — налог на добавленную стоимость. При продаже и перепродаже товаров и услуг компания обязана заложить в цену НДС. Его нужно платить каждый месяц.
Ставки НДС:
- основная — 20%;
- льготная — при продаже еды, товаров для детей, журналов и книг, медицинских товаров — 10%. Полный перечень товаров с льготной ставкой
- для товаров на экспорт, некоторых сопутствующих экспорту работ и услуг — 0%.
Налог на прибыль. В упрощенном виде прибыль — это разница между доходами и расходами компании. Из нее отчисляют 20% налога.
Налог на имущество. Налогом облагают недвижимость, которая принадлежит компании: офис, склад, гараж.
Если имущество входит в региональный перечень недвижимости, налог начисляют на кадастровую стоимость, если нет — на балансовую. Весь список объектов и их кадастровая стоимость есть в ЕГРН. Налоговая ставка зависит от региона и не превышает 2,2% от балансовой стоимости или 2% от кадастровой.
Торговый сбор. Его платят компании в Москве, которые занимаются розничной торговлей, например в формате магазина, павильона, палатки, автофургона, стола-прилавка. Торговый сбор не платят автозаправки без торгового зала и компании в других городах России.
Сумма зависит от вида торговли и района: чем ближе к центру города, тем дороже. Ставки в Москве в 2021 году для компаний без торгового зала варьируются от 21 000 до 81 000 Руб в квартал. При наличии торгового зала сумму считают по квадратным метрам, и она может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону.
Взносы и налоги за сотрудников. Если есть сотрудники, компания платит за них НДФЛ и взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Другие налоги. Некоторым компаниям нужно платить дополнительные налоги: транспортный налог, земельный — за землю в собственности или бессрочном пользовании, водный налог и другие. Если, к примеру, транспорта и земли нет, то соответствующие налоги вас не касаются. Все налоги для ООО
Что платит государству ООО на УСН?
Упрощенная система налогообложения — система, на которой компания платит один налог с доходов и страховые взносы за сотрудников.
Основной налог при УСН. Заменяет НДС и налог на прибыль. Для расчета есть два варианта: 6% с доходов или 15% с разницы между доходами и расходами. Если доходы за год составят 150—200 млн рублей, то ставка на УСН «Доходы» поднимется до 8%, а на УСН «Доходы минус расходы» — до 20%.
Налог на имущество для объектов в специальном перечне. У каждого региона перечень свой. Обычно это касается офисных и торговых центров и помещений в них. Если недвижимости нет в перечне или он не утвержден на начало года, налог платить не нужно. Чтобы найти перечень, напишите в поисковике: «Перечень объектов недвижимого имущества» вашего города. Поиск недвижимости в перечне на сайте мэра Москвы
Взносы и налоги за сотрудников. Если есть сотрудники, компания платит за них НДФЛ и взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование. Компании на УСН «Доходы» могут уменьшить налог на взносы за сотрудников, но не больше чем на 50%. Взносы можно вычесть из налога по УСН за квартал, если заплатить их до того, как квартал закончится. А на УСН «Доходы минус расходы» можно включить страховые взносы в расходы и так уменьшить доход, с которого начисляется налог.
Прочие налоги. Кроме основных налогов есть еще дополнительные:
- Транспортный налог — если есть автомобили или другие транспортные средства, зарегистрированные на компанию в ГИБДД или технадзоре. Компания может быть как собственником транспортного средства, так и лизингополучателем.
- Земельный налог — при наличии земли в собственности или в долгосрочном пользовании.
- Торговый сбор — если компания занимается розничной торговлей в Москве. Этот сбор не платят только автозаправки без торгового зала.
Какие ООО могут применять ЕСХН?
ООО может применять единый сельскохозяйственный налог, если доход от сельскохозяйственной деятельности приносит не менее 70% от всех доходов и на предприятии работает не больше 300 человек.
Также этот налоговый режим могут применять рыбные хозяйства и компании, оказывающие услуги в области растениеводства и животноводства: к ним относятся, например, подготовка полей, опрыскивание, обрезка фруктовых деревьев и винограда, перегон и выпас скота.
Что платит государству ООО на ЕСХН?
ЕСХН заменяет налог на прибыль и налог на имущество. Ставка 6% начисляется на сумму доходов, уменьшенную на величину расходов.
НДС — налог на добавленную стоимость. При продаже и перепродаже товаров и услуг компания обязана заложить в цену НДС. Его нужно платить каждый месяц.
Ставки НДС:
- основная — 20%;
- льготная — при продаже еды, товаров для детей, журналов и книг, медицинских товаров — 10%. Полный перечень товаров с льготной ставкой
- для товаров на экспорт, некоторых сопутствующих экспорту работ и услуг — 0%.
Но для некоторых компаний на ЕСХН есть льготы по НДС. Например, если выручка за предыдущие 3 месяца меньше 2 млн рублей, НДС можно не платить. Все условия для освобождения от НДС
Взносы и налоги за сотрудников. Если есть сотрудники, компания платит за них НДФЛ и взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Когда ООО платит налоги?
Сроки уплаты налогов зависят от системы налогообложения.
На ОСН у каждого налога свой срок платежа.
НДС платят за каждый месяц до 25 числа.
Налог на прибыль — авансовые ежемесячные платежи не позднее 28 числа каждого месяца.
За каждый квартал — не позднее 28 числа следующего за кварталом месяца. Например, за 1 квартал — до 28 апреля. За прошедший год — не позднее 28 марта следующего года.
На УСН налог платят ежеквартально, не позднее 25 числа следующего за кварталом месяца. Например, за 2 квартал 2021 года — до 26 июля, так как 25 июля — выходной. Налог по итогам года — не позднее 31 марта следующего года.
На ЕСХН налог платят за полугодие, не позднее 25 числа следующего за полугодием месяца. В 2021 году — не позднее 26 июля, так как 25 июля выходной. Налог по итогам года нужно оплатить не позднее 31 марта следующего года.
Как снизить налоги?
На общей системе налогообложения можно уменьшить НДС на сумму НДС из счетов-фактур поставщиков.
Например, компания заказала массив дуба за 100 000 Руб. Поставщик на эту сумму начисляет 20% НДС — 20 000 Руб. Стоимость массива дуба для компании — 120 000 Руб.
Из этого массива компания сделала шкаф и установила цену в 500 000 Руб. Компания начисляет на эту цену 20% НДС — 100 000 Руб. Цена шкафа для покупателя становится 600 000 Руб.
Эти 100 000 Руб компания должна заплатить государству, но когда она покупала дуб, то уже заплатила 20 000 Руб НДС. На эту сумму можно уменьшить налог — компания должна заплатить государству 80 000 Руб.
На упрощенной системе налогообложения и ЕСХН регионы могут устанавливать налоговую ставку ниже стандартных 6% и 15%. Проверить ставку на сайте налоговой своего региона
Как сменить систему налогообложения?
Перейти с ОСН на УСН и обратно можно в течение 30 дней после регистрации ООО или со следующего года. То есть не получится открыть ООО в феврале на ОСНО, а в августе перейти на УСН: налоговый режим изменится только в январе следующего года.
Для этого нужно до 31 декабря уведомить налоговую о переходе на другую систему. Форма уведомления о переходе на УСН
Как перейти на упрощенку?
Для перехода на УСН налоговая дает ООО 30 дней после регистрации. Если вы не успели, перейти можно будет только в следующем календарном году. А до конца текущего года надо будет платить налоги по ОСНО.
Уведомление о переходе на УСН со следующего года нужно подать в налоговую до 31 декабря. При переходе нужно выбрать объект налогообложения — доходы или доходы минус расходы. От этого будет зависеть налоговая ставка:
- на УСН «Доходы» — 6%;
- на УСН «Доходы минус расходы» — 15%.
Если доходы за год составляют 150—200 млн рублей или численность сотрудников — 100—130 человек, то ставка будет выше:
- на УСН «Доходы» — 8%;
- на УСН «Доходы минус расходы» — 20%.
Может ли ООО работать на патенте?
По закону ООО не могут применять патентную систему налогообложения.
Как узнать налоговую задолженность?
Узнать о налоговой задолженности ООО можно на сайте налоговой. Для этого нужно с главной страницы личного кабинета юрлица перейти на вкладку «Сведения о расчетах с бюджетом» и в выпадающем списке выбрать «Обязательства по налогам и взносам».
Налоговую задолженность можно уточнить на сайте налоговой
Для чего нужен Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства? Как в него попасть?
Единый реестр — это размещенная в открытом доступе база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства.
Организации попадают в реестр автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ и налоговой. Данные в реестре можно дополнить по собственному желанию: например, указать дополнительный телефон, список продукции или услуг — это может помочь найти вас крупным заказчикам. Проверить данные в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
Критерии размера бизнеса:
- малый бизнес — доход до 800 млн рублей, до 100 сотрудников;
- средний бизнес — доход до 2 млрд рублей, до 250 сотрудников;
- крупный бизнес — доход от 2 млрд рублей, больше 250 сотрудников.
Реестр создали для того, чтобы:
- помочь государству подтверждать статус малого и среднего предприятия для программ поддержки;
- сформировать базу для участия в закупках и кредитно-гарантийной поддержки;
- раскрыть информацию о видах деятельности организации.
Источник информации: https://www.tinkoff.ru/business/registration/help/register-llc/tax-system/
****************************************************************
Подготовиться к подаче заявки
Открыть ООО можно одному или вместе с партнерами. Люди, которые открывают компанию, называются учредителями, максимум их может быть 50 человек.
Учредители принимают решения по ООО на официальных собраниях. Первое такое собрание проводят до регистрации.
Вот какие вопросы на нем надо обсудить:
- Придумать название компании.
- Определить уставный капитал и долю каждого учредителя.
- Оценить имущество, если часть уставного капитала вносят не деньгами.
- Выбрать и назначить генерального директора.
- Выбрать юридический адрес.
- Подобрать коды ОКВЭД и систему налогообложения.
- Составить договор об учреждении общества.
- Разработать устав.
По итогам надо составить протокол собрания учредителей и заверить его нотариально. После регистрации ООО учредители станут называться участниками. Запомните это, чтобы потом не было путаницы.
Я работаю официально, но хочу еще открыть ООО
ПОДГОТОВКА Придумать название ООО
Вы можете назвать свою компанию как угодно, даже если такое название уже у кого-то есть. Но есть несколько правил.
Проверить название в Роспатенте
Нельзя использовать:
- Запатентованные названия. Если кто-то запатентовал товарный знак, то использовать его нельзя, иначе можно получить судебный иск от компании-правообладателя.
- Официальные названия государств, наименования госорганов, общественных и международных организаций.
- Сокращение «рос» — считается производным от слова «Россия» и заставляет людей думать, что компания государственная.
По каким критериям выбирать название для бизнеса?
Разрешение на название со словами «Россия», «Москва» можно получить в Минюсте России. При этом у компании должны быть филиалы в разных регионах страны и доля рынка больше 35%. Для нового ООО этот вариант не подходит.
Основное название должно быть на русском языке и с полным указанием формы собственности — общество с ограниченной ответственностью. Дополнительные — сокращенное наименование и вариант написания на иностранном языке.
Подходящие и неподходящие названия для ООО
Такие варианты лучше не использовать:
- Общество с ограниченной ответственностью Green Star;
- ООО Green Star.
А такие подойдут:
- Общество с ограниченной ответственностью «Грин Стар»;
- ООО «Грин Стар»;
- Ltd Green Star.
ПОДГОТОВКА Внести уставный капитал
Уставный капитал — это вклад учредителей в ООО. Это могут быть деньги, имущество, мебель, ценные бумаги.
Учредители могут договориться, что какое-то имущество не подходит для уставного капитала, и прописать это в уставе. Например, облигации и недвижимость можно, а мебель или офисную технику — нет. Долю каждого учредителя указывают в учредительном договоре.
Минимальный размер уставного капитала — 10 000 Руб. Эту сумму нужно внести деньгами, остальное можно имуществом.
У уставного капитала 10 000 Руб плохая репутация. Обычно с минимальной суммой начинают работать фирмы-однодневки, которые не ведут деятельность, а только перегоняют деньги. Поэтому у налоговой могут быть вопросы даже к добросовестной компании с таким уставным капиталом. Лучше внести в уставный капитал больше.
Имущество, которое вносят в уставный капитал, оценивают в рублях. Это делает независимый оценщик: проводит экспертизу и составляет отчет об оценке имущества. Например, Петров внес долю трактором Беларусь, его стоимость 1,8 млн рублей. Сумму записывают в учредительный договор.
Каждый учредитель вносит свою долю в уставный капитал в течение четырех месяцев с момента регистрации ООО или быстрее, если это прописано в уставе. Если не внесет в нужный срок, то перестанет быть участником ООО и потеряет свою долю в бизнесе.
Как учредителям финансово помочь своему ООО
Учредители отвечают по обязательствам общества своими долями в уставном капитале, а личным имуществом не рискуют. Правда, есть нюансы. Если компанию признают банкротом, на учредителей может быть наложена субсидиарная ответственность — тогда им придется выплачивать долги компании личными деньгами. Об этом тоже лучше проконсультироваться у юриста.
На первом собрании общим голосованием учредители выбирают гендиректора. Потом он сам себе подписывает трудовой договор.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
ПОДГОТОВКА Выбрать юридический адрес
Юридический адрес ООО — это почтовый адрес помещения, где будет работать офис компании. Это может быть:
- квартира учредителя или гендиректора;
- нежилое помещение в собственности или аренде.
Если планируете регистрировать юрадрес в квартире, придется получить согласие всех членов семьи и нотариально его заверить. Налоговая попросит это согласие при регистрации.
Юридический адрес записывают в ЕГРЮЛ. Налоговая и другие ведомства будут отправлять туда официальные письма, например уведомления о проверках. И эти письма считаются автоматически полученными.
Налоговая не может отказать в регистрации по месту жительства учредителя. Это повод пойти в суд.
Как выбрать юридический адрес для компании
Документы, которые нужны для налоговой:
- Выписка из ЕГРН о праве собственности на помещение, если оно ваше. На самом деле по закону налоговая не должна требовать этот документ. Но в реальности лучше держать его при себе и показать, а не доказывать правоту через суд.
- Гарантийное письмо от владельца помещения о том, что ООО получит в аренду или собственность помещение по этому адресу с момента регистрации ООО.
Утвержденной формы гарантийного письма нет, его пишут в произвольной форме, например по такому алгоритму:
- Пишем наименование ИФНС или МИФНС, в которую подают документы на регистрацию ООО.
- Указываем реквизиты компании, данные ИП или физлица, который сдает помещение в аренду.
- Пишем адрес помещения, в котором будет работать офис ООО.
- Поясняем, на каком основании человек или компания может сдавать помещение в аренду.
- Обязательно добавляем фразу о том, что собственник помещения обязуется оформить аренду помещения для ООО с момента регистрации.
Гарантийное письмо нотариально заверять не нужно.
Образец гарантийного письма собственника-компании
Налоговая может отказать в регистрации ООО, если:
- Этого адреса не существует.
- Помещение по этому адресу разрушено или находится в аварийном состоянии.
- Здание еще строится.
- Это массовый адрес, на котором зарегистрированы другие компании, и известно, что представители компаний по этому адресу не работают.
- Владелец недвижимости запретил регистрировать юридические адреса по этому адресу.
- Это адрес органов госвласти, воинских частей и других гособъектов.
- Не указаны конкретные данные — корпус, подъезд, этаж, номер комнаты или офиса.
ПОДГОТОВКА Указать коды ОКВЭД
ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. У каждого вида деятельности свой набор цифр. С помощью этих кодов можно коротко описать, чем занимается компания. Их надо указывать при регистрации ООО. Например, 91.02 — деятельность музеев, 14.11 — производство одежды из кожи.
В первую очередь коды ОКВЭД нужны для налоговой и Росстата. Налоговая следит, чтобы фактическая деятельность компании совпадала с деятельностью по ОКВЭД.
Все коды разделены на группы. Первые 2 цифры указывают на вид деятельности, подкоды уточняют сферу, методы и способы работы. В заявлении налоговой надо указывать коды, в которых минимум 4 цифры.
Например, компания открывает кемпинг. Это гостиничные услуги. В классификаторе ОКВЭД гостиничные услуги — это класс 55. Но нам нужен более точный код. К кемпингу относится код 55.30 — «Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах». Его нужно указать при регистрации.
Коды и их расшифровка в классификации
Налоговая следит, чтобы деятельность компании совпадала с указанными кодами. Если окажется, что компания выбрала одни коды, а работает в другой сфере, будут неприятности.
Обычно компании указывают 5—6 кодов, а юристы рекомендуют не указывать больше 20. Потому что для налоговой много кодов из разных сфер — признак фирмы-однодневки.
Компании, которые занимаются обналом, часто указывают много разных кодов, чтобы было проще перегонять деньги. Такое поведение может заинтересовать налоговую, и в регистрации откажут.
Еще код ОКВЭД влияет на льготы — государство может выделять помощь по определенным кодам в случае форс-мажоров. Например, во время пандемии госпомощь выделили только тем предпринимателям, которые работали в наиболее пострадавших сферах — пассажирские перевозки, туристический или гостиничный бизнес и др.
ПОДГОТОВКА Выбрать систему налогообложения
При регистрации ООО учредителям надо выбрать систему налогообложения, на которой будет работать компания. Если этого не сделать, налоговая по умолчанию назначит общую систему. А это несколько видов налогов и сложная отчетность, в которой без бухгалтера не разобраться.
Чтобы работать по упрощенной системе или ЕСХН, нужно к заявлению на регистрацию ООО приложить уведомление о переходе на УСН или ЕСХН со дня создания. Для каждого режима своя форма уведомления.
Для того чтобы работать на упрощенных режимах, ООО должно соответствовать определенным критериям, которые описаны в налоговом кодексе. Например, компания не может работать на УСН, если физлицам принадлежит менее половины уставного капитала.
Полное сравнение налоговых режимов
Систему налогообложения можно изменить позже, но есть ограничения. Перейти на УСН или ЕСХН можно только с начала календарного года — заявление о переходе на другую систему налогообложения надо подать в налоговую до 31 декабря, иначе систему не изменят.
Компания обязана сама следить за тем, чтобы система налогообложения соответствовала налоговым критериям. Если налоговая увидит, что ООО не отвечает требованиям, она обяжет перейти на другой режим налогообложения и выпишет штраф.
ПОДГОТОВКА Составить учредительный договор
Договор об учреждении общества составляют, когда компанию открывают несколько человек. Для налоговой он не нужен — только для учредителей. Если учредитель один, договор не делают.
Вот что должно быть в договоре.
Сведения об учредителях. Это ФИО, данные паспорта, адрес проживания. Если партнер — юрлицо, то указывают название компании, реквизиты и ФИО генерального директора.
Название ООО. Этот пункт необязателен по закону, но чтобы информация в договоре была конкретнее, лучше указать полное и сокращенное название компании.
Юридический адрес. Почтовый адрес помещения, где будет находиться офис компании.
Размер уставного капитала. В валюте нельзя — только в рублях.
Доли каждого учредителя, сроки их оплаты и номинальная стоимость. Номинальная стоимость доли — это сумма, которую участник внес в уставный капитал, ее указывают в рублях. Размер доли записывают в процентах или в виде дроби от общего размера уставного капитала.
Работа ООО. Учредители заранее решают, как отправлять сообщения о собраниях, как выдвигать новых кандидатов на должности, когда будут проводиться общие собрания.
Решение спорных вопросов. Учредители заранее договариваются, как будут решать разногласия. Например, нужно собирать внеочередное собрание и добиваться решения минимум 75% участников.
Другая важная информация. Можно прописать, какой штраф будет, если учредитель не внесет свою долю уставного капитала, или как будут распределяться расходы во время создания ООО.
Подписать договор должны все учредители лично или их представители с нотариально заверенными доверенностями. Нотариально заверять договор не нужно.
1/3
Не забудьте указать сведения об учредителях: полностью ФИО, данные паспорта, адрес проживания, название ООО — полное и сокращенное, размер уставного капитала, доли каждого учредителя и сроки их оплаты, информацию о том, как будет работать ООО, обязанности и ответственность учредителей
ПОДГОТОВКА Подготовить устав
Устав — единственный учредительный документ ООО. Это свод правил, по которым будет работать ООО. Проблемы или спорные вопросы в ООО решаются на основании устава.
Например, участник продал свою долю другому человеку. Но по уставу делать так он не имел права — в уставе написано, что передачу или продажу доли другим людям можно провести только с согласия остальных участников. Суд признает такую сделку недействительной.
Чтобы подготовить устав, есть два варианта:
- Взять готовый шаблон типового устава.
- Составить свой.
Минэкономразвития подготовило 36 вариантов типового устава. В шаблоне указывают название ООО и данные участников, остальное остается без изменений.
Устав можно изменить в любой момент или перейти с типового на индивидуальный. Все изменения регистрируют в налоговой.
В уставе обязательно должна быть такая информация:
- Полное и сокращенное наименование компании — все варианты, которые будут зарегистрированы.
- Юридический адрес, который будет записан в ЕГРЮЛ.
- Сведения об уставном капитале — размер и доли участников.
- Сведения об общем собрании учредителей: как будут проходить общие собрания, какой круг вопросов будут решать на годовом собрании учредителей. Если учредитель один, то ему не нужны собрания — в уставе отмечают, что по всем вопросам участник принимает решения единолично и оформляет их письменно.
- Каким способом будут принимать решения. Напишите, нужен ли нотариус на каждом собрании, чтобы заверять решения.
- Кто будет принимать и исполнять решения. Решите, генеральный директор единолично принимает все решения или нужен совет директоров.
- Права и обязанности участников ООО. Подробный список того, что имеют право делать участники ООО, а что нет. Например, они могут участвовать в управлении делами общества, получать информацию о финансовых операциях, продать свою долю.
- Правила выхода участника из ООО: как будет проходить выход участника из ООО, как распорядиться его долей.
- О хранении документов. По закону ООО обязано хранить документы о сделках. В уставе обозначают, какие документы доступны определенным участникам. Например, компания заключила сделку на государственный оборонный заказ. Это конфиденциальная информация — к ней могут получить доступ только некоторые участники.
- Другая важная информация. В этом разделе пишут дополнительно то, что надо учесть в работе. Например, какое имущество нельзя вносить в уставный капитал или по какому принципу будут распределять прибыль между участниками.
ПОДГОТОВКА Составить протокол собрания учредителей
Все вопросы участники решают на общих собраниях. Они могут быть:
- Плановыми, то есть с установленной датой, их отмечают в уставе. Их нужно проводить минимум раз в год.
- Внеплановыми, когда нужно решить срочный вопрос или обсудить важную задачу. Их можно собирать, когда есть повод.
Первое собрание проводят до регистрации. Участники оговаривают дату и место проведения. Присутствовать должны все — если кого-то не будет, то принятые решения на собрании могут признать недействительными.
Участники выбирают председателя и секретаря собрания простым голосованием. Они будут следить за повесткой дня, подсчитывать голоса и оформлять протокол общего собрания.
В протоколе первого собрания пишут:
- Дату, время и место проведения.
- Кто участвовал в собрании.
- Кто подсчитывал голоса на голосовании.
- Результаты голосования учредителей ООО и принятые решения по учреждению общества.
- Кто голосовал за, а кто против.
- Фирменное наименование ООО со всеми вариациями написания.
- Юридический адрес общества.
- Размер уставного капитала общества и доли учредителей.
- Утверждение устава ООО или указание на то, что общество в работе использует типовой устав.
- Назначение органов управления: кто будет руководить обществом и в течение какого срока.
Если есть другие вопросы, которые обсуждали на собрании, их тоже нужно включить в протокол. Например, партнеры решали, как будут выдавать доверенности от имени ООО, или выбирали аудитора.
На первое собрание придется пригласить нотариуса — он заверит подписи участников в протоколе. Чтобы не приглашать нотариуса на каждое собрание, в уставе участники прописывают, как будут удостоверять подлинность подписей без нотариуса. Если в уставе это укажут, нотариуса звать больше не нужно. Если протокол не будет заверен нотариально, ООО не зарегистрируют.
1/3
Образец протокола общего собрания учредителей
Когда в ООО один учредитель, то вместо протокола он сам подписывает решение единственного учредителя ООО в присутствии нотариуса. Чтобы больше не приглашать нотариуса, он должен прописать в уставе, что документы по ООО визирует сам.
Шаблон этого решения может выглядеть так:
- Номер решения — 1.
- Указаны дата и город.
- Полностью прописаны ФИО учредителя, данные паспорта, адрес проживания.
- Прописаны пункты о создании ООО, его наименовании, юрадресе, уставном капитале и оплате доли, утверждении устава и назначении на должность генерального директора. Указаны полные данные человека, который будет генеральным директором.
- Стоит подпись учредителя.
Образец решения единственного учредителя ООО
Зарегистрировать ООО
Организационные вопросы решили, документы собрали — идем регистрировать ООО в налоговой.
Порядок действий такой:
- Уплатить госпошлину.
- Заполнить заявление на регистрацию.
- Подать документы в налоговую.
РЕГИСТРАЦИЯ Уплатить госпошлину за регистрацию ООО
Когда все документы готовы и утверждены, надо уплатить госпошлину за регистрацию ООО — 4000 ₽.
На госпошлине можно сэкономить, если подать все документы на регистрацию через сайт налоговой, портал госуслуг или нотариуса. Госпошлину не надо оплачивать второй раз, если налоговая вернула документы на доработку. А вот если вернет второй раз — госпошлину придется заплатить снова.
РЕГИСТРАЦИЯ Заполнить заявление на регистрацию ООО
Заявление на регистрацию ООО можно заполнить заранее или прямо в налоговой.
Форма заявления на регистрацию ОООPDF, 860 КБ
Заявление заполняют в одном экземпляре. Каждый разворот должен быть на отдельном листе — распечатывать на двух сторонах нельзя. Страницы, которые не подходят под сферу работы общества, не заполняют и не включают в заявление. Сшивать, нумеровать или скреплять листы заявления не нужно.
Заявление заполняют по правилам. Налоговая откажет в регистрации ООО, если:
- В заявлении будут ошибки или помарки.
- Собраны не все документы.
- Нет нотариальной доверенности для представителя учредителя.
- Не оплачена госпошлина.
- Документы подписаны не учредителями.
- В названии ООО есть производные от слов «Россия», «Москва», «РФ» и т. п.
- Неверно определены доли учредителей в уставном капитале.
- Юридический адрес не соответствует требованиям.
- Неверно указаны данные об учредителях.
Почему налоговая может отказать в регистрации ООО
Требования к оформлению заявления
Заявление заполняют только ручкой с пастой черного цвета и заглавными буквами.
РЕГИСТРАЦИЯ Подать документы в налоговую
Последний шаг перед регистрацией — собрать пакет документов и отнести в налоговую лично или отправить почтой, через нотариуса, МФЦ или онлайн.
Личная регистрация. В налоговую приходит человек, который заполнил заявление. С собой нужно взять оригиналы паспорта и учредительных документов. Во время самоизоляции личная регистрация недоступна.
Зарегистрировать ООО через портал госуслуг
Подготовить документы и зарегистрировать ООО на сайте налоговой
Онлайн-регистрация. Если отправлять документы по интернету, к заявлению надо будет приложить сканы документов, а само заявление и подписи учредителей должны быть заверены квалифицированной электронной подписью.
Налоговая рассматривает заявление три рабочих дня: регистрирует ООО или отказывает. Если пришел отказ, выясните причину.
Вот самые частые причины:
- неправильно написано название ООО;
- указан адрес массовой регистрации компании или недостоверный адрес;
- указаны несуществующие коды ОКВЭД;
- неправильно составлен устав ООО;
- неправильно составлен протокол собрания учредителей или он не заверен нотариально.
Проверьте документы — правильно ли указаны данные о компании и учредителях. Налоговая, бывает, тоже ошибается.
Если налоговая зарегистрирует ООО, она должна выдать вам:
- Лист записи в ЕГРЮЛ по форме № З50007.
- Устав с отметкой налоговой о регистрации.
- Свидетельство о присвоении ИНН.
Эти документы налоговая отправит на вашу электронную почту. Если нужны бумажные оригиналы, нужно подать запрос в налоговую.
Как облегчить себе регистрацию и избежать ошибок
Есть сервисы, которые помогают с регистрацией ООО. Например, можно снизить количество ошибок, убрать лишние листы, которые заполнять не нужно, а также разобраться в том, что и за чем делать, если воспользоваться специальной официальной программой, которую сделала налоговая. Другие сервисы не только заполняют заявление, но и платят госпошлину и отправляют сами все в налоговую, например как сервис Тинькофф-банка.
Запустить работу компании
ООО зарегистрировали, теперь надо подписать трудовой договор с гендиректором и открыть расчетный счет.
НАЧАЛО РАБОТЫ Оформить генерального директора
Генеральный директор — это наемный работник, его оформляют так же, как и всех остальных сотрудников. Если учредители выбрали гендиректора на первом собрании, то он может сам подписать свой трудовой договор и сделать приказ.
Подписать договор. Гендиректора оформляют по стандартному трудовому договору, но есть тонкости, которые зависят от формулировок в уставе:
- Если гендиректора избирают на определенный срок, с ним заключают срочный трудовой договор. Когда его срок подходит к концу, учредителям придется снова собираться и решать, переизбирать гендиректора или нет.
- Если гендиректора избрали на неопределенный срок, с ним заключают бессрочный трудовой договор — он действует до момента, пока сам директор или учредители ООО не решат его расторгнуть. По закону предупреждать об увольнении по собственному желанию надо не менее чем за 2 недели до ухода.
Трудовой договор составляют по правилам, если будут ошибки, то при проверке трудинспекция может выписать штраф до 100 000 ₽.
Правила оформления трудового договора
Издать приказ. После того как оформили и подписали трудовой договор с гендиректором, надо издать приказ о его назначении. Это первый приказ в новом ООО.
Приказ можно распечатать на фирменном бланке компании или на обычном листе с указанием реквизитов компании, подписью гендиректора и печатью ООО, если она есть.
Текст приказа составляют в произвольной форме, в нем указывают, на основании какого документа человека назначают генеральным директором и с какого числа.
Образец приказа о назначении гендиректора ООО. Нужно обязательно указать название компании — полное или сокращенное; город, в котором находится ООО; дату издания приказа; должность и ФИО директора; поставить подпись и печать, если она есть
НАЧАЛО РАБОТЫ Открыть расчетный счет
По закону ООО может не открывать расчетный счет. Но работать без него будет сложно — есть ограничения по расчетам наличными. Например, могут возникнуть проблемы с зачетом налоговых платежей в ИФНС или с оплатой поставщикам.
Указание ЦБ РФ о наличных расчетах
Счет открывают сразу после регистрации ООО в налоговой. Для открытия счета надо подать заявку в банк и предоставить документы. В некоторые банки надо будет лично прийти для открытия счета, а из некоторых к вам приедет представитель.
Что нужно для открытия расчетного счета:
- Лист записи в ЕГРЮЛ о регистрации юрлица.
- Свидетельство о постановке на учет в налоговой с ИНН.
- Устав ООО. Иногда могут попросить учредительный договор и протокол собрания участников.
- Документы генерального директора ООО.
- Документы людей, которые будут указаны в банковской карточке.
- Документы, которые подтверждают право тех, кто указан в банковской карточке, распоряжаться деньгами компании — приказ, решение общего собрания или доверенность.
Не все банки требуют такой пакет документов. Например, для открытия расчетного счета в Тинькофф-банке достаточно паспорта гендиректора, приказа о его назначении и устава ООО.
Нужно ли заверять документы нотариально, надо узнать в выбранном банке — требования разные.
Банк проверяет документы и открывает расчетный счет. Он может отказать в открытии счета, если одновременно есть несколько признаков:
- Уставный капитал минимальный или чуть больше минимума.
- Юридический адрес массовый — на нем зарегистрированы другие компании.
- Учредитель, генеральный директор и бухгалтер — один человек.
- Банки уже отказывали физлицу в открытии счета или вклада.
- У генерального директора или учредителя есть заблокированные счета или имущество.
На проверку документов у банка есть 30 дней, но по факту банки открывают расчетный счет всего за 1—5 дней. Если банк затягивает с решением или отказал в открытии счета, вы можете обратиться в суд.
НАЧАЛО РАБОТЫ Нанять бухгалтера
ООО обязано вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность. Документов много: авансовые отчеты, зарплатные ведомости, кассовые ордера. Любая операция должна быть учтена и зафиксирована в отчетах.
Отвечает за бухучет генеральный директор компании. Если налоговая найдет нарушения в ведении бухучета, выпишет штраф.
Упрощенный бухучет может вести сам генеральный директор — без найма бухгалтера. Но есть отрасли, где нанять главного бухгалтера требует закон. Например, это обязательно для банков и микрофинансовых организаций.
Но даже в этом случае гендиректор может вести бухучет компании сам. Для этого достаточно в приказе о назначении гендиректора указать, что он принимает на себя обязанности главного бухгалтера.
Если генеральный директор не может вести бухгалтерский учет, то нужно нанять бухгалтера: в штат или удаленно. Часто бухгалтерия на аутсорсе выгоднее человека в штате: нет налогов на зарплату работника, не надо выделять место в офисе, тратить деньги на оборудование и программное обеспечение.
Есть компании и сервисы, которые предлагают полностью взять на себя бухучет и отчетность. Например, в Тинькофф-банке есть услуга «Бухгалтер на аутсорсе». Специалист наведет порядок в документах, рассчитает налоги, подготовит и отправит отчетность, пообщается с налоговой, если будут вопросы.
Как открыть ООО
- Собрать учредителей и обсудить главное: придумать название компании, выбрать коды ОКВЭД, определить уставный капитал, выбрать юридический адрес и назначить гендиректора.
- Подготовить документы: устав ООО, учредительный договор, протокол общего собрания.
- Зарегистрировать компанию: заполнить заявление на открытие ООО, уплатить госпошлину и отправить документы в налоговую.
- Начать работу: после регистрации открыть расчетный счет, подписать трудовой договор с директором и нанять бухгалтера.
Источник информации: https://journal-tinkoff-ru.turbopages.org/journal.tinkoff.ru/s/guide/openltd/