Красавица-дочка Петра I и Екатерины I, Елизавета поистине была звездой Российской Империи. Ещё до смерти отца девушка считалась первой красавицей Европы, что неустанно подтверждали восторженные взгляды западных дипломатов. Многие мечтали заполучить Елизавету в жёны, она имела возможность стать королевой или принцессой любого монаршего дома Европы. Даже Людовик XV имел шансы жениться на прекрасной цесаревне, об этом хлопотал сам Пётр I, и Елизавета, готовясь к новой жизни, в совершенстве выучила французский язык. Вот только судьба решила иначе, и жизнь ее сложилась несколько по-другому.
Борьба за трон
Некоторое время после смерти отца и матери Елизаветы царствовал Пётр II, но и он вскоре умер. А вот когда на престол взошла Анна Иоанновна, началась опасная игра.
Бесспорно, Елизавета имела больше прав на трон, но, несмотря на это, высшие сановники сделали правительницей племянницу Петра I. В это нелегкое время Елизавете приходилось прилагать огромные усилия, чтобы не разгневать новую императрицу. Далее корона перешла внучатому племяннику Анны Иоанновны - младенцу Ивану. Регентом при нем должна была стать Анна Леопольдовна, его мать.
Однако, у Елизаветы была поддержка, и с помощью дворцового переворота дочь Петра Великого взяла-таки власть в свои руки. Став императрицей, Елизавета с головой бросилась в любимые развлечения. Она постоянно меняла бесчисленные наряды, обожала маскарады и балы. Современникам Елизаветы казалось, что более она ничем не занималась, но это было не так. Тем не менее, ее любовь к увеселению вошла в историю. Она очень ревностно относилась к своей красоте. Когда в столицу привозились новые заморские ткани, государыня первая рассматривала товар, выкупая полностью рулон понравившейся ткани, чтобы у других дам не было возможности сшить платье из той же материи.
Гардероб Елизаветы состоял из тысячи самых роскошных платьев, и придворные дамы старались не отставать. Но, к сожалению, надевать моднейшие платья и делать новые прически им было запрещено. Царица, дорожившая своей красотой, была к тому же и ужасно завистлива, потому могла сильно обидеть женщину, чей наряд ей казался лучше ее собственного. Однажды одна дама появилась на балу в платье, похожем на платье императрицы, за что была избита по щекам и упала в обморок, не вынеся позора.
Елизавета Петровна могла часами сидеть и планировать мероприятия, составляя списки приглашённых. Она ввела в моду подачу горячих супов и жаркого среди ночного веселья, так как ранее было принято подавать лишь прохладительные напитки да сладости. С тех пор гости императрицы могли набраться сил и танцевать до утра, не чувствуя усталости.
Елизавета контролировала абсолютно все, что касалось организации балов. Обычно гости приходили к шести вечера, тогда и начиналось веселье. Танцы, музыка, ослепительно красивые дамы в роскошных платьях, смех, карты, вино. Когда дело доходило до трапезы, Елизавета удалялась с избранными ею гостями, это происходило часов в десять вечера. Сначала за стол усаживалась императрица с приближенными ей лицами, затем в комнату приглашались остальные, им приходилось есть стоя. Немного подкрепившись, все возвращались, и веселье продолжалось. Каждое торжество оканчивалось фейерверками. В обычные дни в резиденции Елизаветы размещалось около тысячи человек, а в особые - до пяти тысяч приглашённых.
Государыня питала особую любовь к пирам, она даже назначила главному повару оклад в целых восемьсот рублей, что было баснословной суммой по тем временам. На пирах было около восьмидесяти самых разных блюд, многие из которых назывались странно и необычно, например «лосиные губы», «щёки селёдок», «бычьи глаза в соусе поутру проснувшись». Стол всегда был украшен, словно произведение искусства. Каждому сервизу обязательно полагался особенный набор для напитков. Роскошные цветочно-фруктовые композиции украшали белую скатерть из льна, большие серебряные вазы соседствовали с пирамидами из кондитерских изделий. Посреди стола возвышались фонтаны из вин, шампанского и цветной воды. Стол был блистательно украшен всегда, не важно, обедала ли Елизавета в узком кругу, или же с большим количеством гостей, а приборов на столе стандартно было от семнадцати до тридцати.
По словам приближенных, царица очень любила французскую кухню, но и к русским блюдам была неравнодушна. Считалось, что к жирным русским блюдам Елизавету приучил ее фаворит Алексей Разумовский. Хороший аппетит и возможность есть вкусно и много привели к полноте императрицы. Но в те времена это не считалось чем-то плохим, гораздо важнее был красивый цвет лица. А вот яблоки Елизавета терпеть не могла, и чувствовала за версту, что кто-то съел недавно этот сочный фрукт. Поэтому приближенным тоже было запрещено употреблять яблоки. На нарушивших запрет государыня гневалась.
Кроме ярких балов и вкусных пиров Елизавета Петровна любила псовую охоту.
Женщина она была боевая и сильная, поэтому кроме зайцев и уток могла завалить и медведя, и лося. Нередко подавались на стол блюда из охотничьих трофеев царицы, хотя рассказывали, что нежному паштету из зайчатины и разным деликатесам вроде бекасов в соусе правительница предпочитала самый обыкновенный кусок жареного мяса.
Тем не менее…
Не только танцами и модой занималась Елизавета. При ней Российская Империя гармонично развивалась и процветала. Императрица отменила смертную казнь, заменила избиение кнутом на отставки и понижения в чине, подписала указ об учреждении Московского университета (МГУ) и Академии художеств. За время ее правления произошёл расцвет культуры и науки, армия одержала ряд блистательных побед, также развивалась торговля.
Веселой ли была императрица?
Несомненно, Елизавета действительно любила повеселиться, вкусно покушать, и обожала моду, однако, есть одно «но». Памятуя о том, как она свергла с престола Анну Леопольдовну, проникнув в ее спальню под покровом ночи, Елизавета стала бояться ночей. Этим объясняются частые ночные балы и балы в военное время.