Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Коммунальная квартира: сотворение Казахстана

После 1917 года в нынешних казахских степях появились две партии: «Алаш» и «Уш Жуз». Их программные установки практически ничем не отличались, однако целевые аудитории были немножко разные: «Алаш» преимущественно опирался на среднюю и крупную буржуазию, что объяснялось тем, что его создатели были выходцами из кадетской партии, а «Уш Жуз» опирался на мелкую буржуазию. А крестьян с пролетариатом там не было, вообще - это кочевники. «Уш Жуз» поддерживался большевиками, которые надеялись укрепиться на этих территориях в будущем. Зато лидерами «Алаш» были куда более серьезные люди — выходцы из знатных казахских родов, учившиеся в хороших русских университетах и чье слово было в степях значительно весомее.

Лидером партии «Алаш» был Алихан Букейханов. Он был выходцем из знатного рода казахских чингизидов, отец его был султаном Каркаралинского уезда Семипалатинской области. По линии матери он состоял в родстве с Абаями: его тетка была замужем за старшим сыном Абая Кунанбаева. Окончил Петербургский лесной институт, где понабрался западных веяний и стал выступать за принятие степями достижений западной культуры. В Петербурге Букейханов также завел серьезные связи. Он примкнул к партии кадетов и вступил в питерскую масонскую ложу, в которой его братьями были будущий «отец русской демократии» Чхеидзе и совсем уж непотопляемый персонаж Мстиславский-Масловский — будущий руководитель ложи ВВНР (Великий Восток Народов России), сыгравший важную роль в Февральской революции, левый эсер, участник Брест-Литовской делегации и официальный биограф Молотова, благополучно переживший все репрессии. Был также знаком с интересным масоном Кугушевым. Кугушев был очень большим человеком: он одновременно был и кадетом, и большевиком, обладал значительными капиталами, был членом Государственного совета (аналогично нынешним сенаторам Совета Федерации) и руководителем самарской ложи ВВНР. Кугушев был женат на сестре топового большевика Цурюпы (будущего наркома продовольствия, наркома торговли и инициатора создания продотрядов), который работал у него управляющим имением. В СССР Кугушев был почетным пенсионером и его ни разу пальцем не посмели тронуть. Во временном правительстве было по крайне мере 4 масонских брата Букейханова - А.Керенский, Н.Некрасов, М.Терещенко и А.Коновалов.

Букейханов считается отцом масонского казахского национализма и самостийности, но почему - об этом позже. Ведь сам Букейханов не имел представления о существовании казахов. Например, в 1910 году он написал статью "Киргизы. Формы национального движения в современных государствах", и многие другие работы о киргизах. И теперь наши казахские братья с завидным упорством дописывают к каждому киргизу в скобках "(казах)". «Я являюсь представителем 4-х миллионного киргизского народа, занимающегося огромную территорию от Урала до Алтая — от линии сибирской железной дороги до Омска» — говорил о себе казах Букейханов. В этом казахи чем-то напоминают арабов, которые стремились записать, например, Навуходоносора, вавилонского царя - в сирийцы. Но они умнее, потому что цитат Навуходоносора не сохранилось. Вообще единственное слово "казах" в этот период попадается только в названии газеты, издававшейся еще одним казахским просветителем Ахмедом Байтурсыновым и только в арабской графике - قازاق. А в арабском чтении это - "казак", звонкая "к". Потому что ни латиницы, ни кириллицы у казахов не было, а были только арабские буквы из медресе, которые их произношения не отражали.

Первая казахская газета
Первая казахская газета

Об автономизации киргизов Букейханов заявил на 2-м Всекиргизском (который сейчас упорно именуют Всеказахским) съезде в декабре 1917 года, где было заявлено создание "Алаш-орды" - правительства Алашской автономии. Алаш - это такой общенародный казахский клич, поэтому выбрали его, а про термин "казах" не вспомнили. Во время Гражданской войны алаш-ордынцы решили попробовать договориться со всеми сторонами конфликта, лавируя между ними. Они одновременно контактировали и с большевиками, и с белыми, посылая переговорщиков и к Ленину, и к Дутову, и к Уфимской директории, стремились быть бохатовекторными. Но в итоге пришлось договариваться с большевиками. Они пообещали автономию и полное прощение, алаш-ордынцы распустили правительство и подчинились, пойдя на переговоры о размерах автономии. В 1920 году в тех самых границах, которых добивался Букейханов, была провозглашена Киргизская автономная республика в составе РСФСР. Столицей ее стал русский город Оренбург. В следующем году из Омской губернии были переданы Акмолинский, Атбасарский, Кокчетавский и Петропавловский уезды, образовавшие новую Акмолинскую губернию. Затем, в том же 1921 году, Киргизской АССР были переданы 15 волостей Омского уезда Омской губернии.

-2

Однако надо все же понимать разницу между автономией и автономистами. Автономии большевики любили, а автономистов нет. Мы уже писали о Султан-Галиеве, которого расстреляли за сепаратизм. Большевики были согласны на самоопределение наций, но исключительно по своим правилам, с переходом к классовому сознанию, поэтому лидеров Алаш-орды тоже постреляли, чтобы не путались под ногами. В 1928 против них было состряпано Алашское дело, где их обвиняли национал-уклонизме и работе на иностранные государства. А все потому, что алашевцы не поняли ленинских идей. Они думали, что добрый дедушка пришел к ним с подарками - с независимостью. А если есть независимость, то можно поиграть в бохатовекторность. Часть алашевцев бежала в Китай и оттуда стала грозить большевикам, что если с ними не считаться - они откочуют киргизов с советской территории. Советское государство это не Российская империя, оно таких игр не понимало в те времена и переговоры предпочитало вести маузерами.

Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Мырзагазы Есполов, Халел Габбасов, Газымбек Биримжанов, киргизские просветители, поэты, писатели и публицисты - были арестованы и позже расстреляны. И теперь казахи не забывают этот вопиющий акт агрессии по отношению к их национальной культуре, эти люди стали национальными героями. Букейханова, бывшего консультантом в аппарате Наркомата земледелия КазАССР, арестовывали несколько раз, но у него находились влиятельные заступники. Однажды старый большевик Шелгунов, узнав, что Букейханова арестовали, просто пришел к Сталину и наорал на него: «Войдя в кабинет Сталина, старый большевик с порога набросился на него: „Коба, ты хоть знаешь, кого арестовал? Он же убежденный марксист! Это ведь он нас учил марксизму. Немедленно прикажи освободить его!“» «Коба» устыдился и освободил. Чтобы вы понимали, Шелгунов был настолько старый большевик, что, когда юный Ленин еще только начал лысеть, Шелгунов уже был практически отцом социал-демократии. Но в 1937 уже и большевистские деды не уберегли киргизского масона, Букейханова расстреляли.

А в самом Союзе по поводу казахов тем временем расцветала шиза. Выразить ее можно одной картинкой, яркой и выразительной:

-3

В 1925 году Киргизская АССР была переделана в Казакскую АССР, а киргизов преобразовали в "казаков" с нагайками. Все эти пертурбации происходили, как писали в постановлениях и декретах - следуя воле трудового народа. Но не удается найти вообще никаких следов того, что этот народ когда-нибудь спрашивали. Не спрашивали его потому, что спрашивать было некого. Нация - это ведь не просто слово, это институты. А все институты были представлены национальной интеллигенцией - казахскими сепаратистами из Алаш-орды, не с босотой же из "Уж Жуза" разговаривать. Байтурсынов был против перехода казахского языка на кириллицу или латиницу, за то, чтобы оставить арабское письмо, которое сам модернизировал. Хорошо. Но что с этим делать государству? Большевистский аппарат арабским письмом и казахским языком не владел, приходилось по-старинке - изъясняться на русском. В Союзе шла компания по ликвидации безграмотности, то есть учили люмпен-пролетариат писать по-русски. Кстати, именно тогда создавались единые правила русского языка, потому что не было времени впитывать постепенно, нужна была общая база, которую можно быстро забить в голову учащегося. И вот посреди этой компании - кто оплатит еще и изучение чиновниками казахско-арабской письменности? Ленин что-ли?

Казахи стали роптать, что национальное самоопределение оказалось фикцией. А большевики, посреди индустриализации, обнаружили, что у них 5 миллионов человек изъясняются на каком-то непонятном наречии и не могут на заводе работать, потому что инструкцию прочитать не могут и в училище поступить. Это ведь в фантазиях легко было представить, что всю необходимую литературу мы легко переведем на все языки союза по мановению руки, а в реальности это трудоемкий, длительный процесс. И платный, кстати, даже при социализме. 13 марта 1938 г. принимается Постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Игры с национальным самоопределением, развитием культур и литератур в преддверии мировой войны приходилось срочно заканчивать. 13 апреля 1938 правительство Казахстана приняло постановление N 353 «О реорганизации национальных школ», которая заключалась, по сути, в ликвидации всей построенной в годы советской власти системы образования на национальных языках, прежде всего, школьного образования. А в 1940 казахам была представлена кириллическая письменность, которая позволила им не учить два алфавита параллельно, а советскому государству - по сути, не строить параллельную систему высшего и среднего образования на еще одном языке. Ведь если казах хотел получить действительно хорошее высшее образование - ему надо было ехать в Москву, а в московских университетах - по-казахски не понимают. Кстати, не так давно они хотели переходить на латиницу. Подавалось это все в том смысле, что это независимость от колониального прошлого. Но на самом деле, они просто решили, что вместо Москвы будут ездить в Лондон. Логично, но не то чтобы очень перспективно.

Уже под конец этой череды странных и не всегда обдуманных решений на свет родились "казахи". 5 февраля 1936 постановлением ЦИК КазАССР "для более правильного произношения на русском языке слова «Qazaq» и в соответствии с казакским произношением этого слова в производных от него последнюю букву «к» в русском произношении и письменном обозначении слова «казак» заменить буквой «х», в соответствии с этим писать не «казак», а «казах», не «Казакстан», а «Казахстан» и т. п.". То есть местный выговор большие любители национального самоопределения заметили только через 20 лет, это успех. Из чего можно сделать логичное заключение, что на самом деле большевикам вообще не было дела до национального языка и культуры самоопределяющихся народов. Куда важнее были земля и границы, и новосозданная республика активно требовала себе Ташкент, вообще никак, по сути, не обосновывая свои на него права. Это вопрос закрыли в 1924, когда Сталин показал казакам кукиш и утвердил позже прикрытое переименованием республики территориальное деление. Но деление территорий Средней Азии не закончилось, у Казакской АССР отобрали сначала Оренбург, а потом выделили Каракалпакскую область. Также можно сказать, что казахи стали жертвами своей развитой обрусевшей национальной элиты. Если таджики и узбеки получили свои отдельные республики еще середине 20-х годов, то казахам при живом Букейханове давать независимость было просто опасно. В итоге только в 1936 Казахская ССР была выделена в республику из состава РСФСР.

Сейчас лидеры Алаш-орды почитаются казахскими националистами, которые по-прежнему придерживаются светского взгляда на будущее независимого Казахстана, несмотря на периодические выходки разных мамбетов. Это понятно и логично. Однако есть нюанс. Букейханов в свои времена боролся исключительно за землю, за границы своих кочевий. А вот экономической программы у Алаш-орды не было, вообще. Эти люди много писали о том, что казахи должны жить отдельно, но никогда не думали - а конкретно как. Поэтому они и сдали свою автономию большевикам, так же как ранее жузы присягнули Российской империи, в надежде, что все будет по-старому, а о будущем подумают за них. Ведь это не они создали на своей территории урановые рудники и космодром Байконур, кочевникам это не нужно. Так и сейчас - Казахстан не пытается думать о будущем, он играет в бохатовекторность между соседними и заморскими крупными державами. Выбирает между внешними рынками - российским, китайским, западной глобальной системой. Но встраиваться и выбирать можно только когда вокруг все что-то строят - Шелковый Путь или трубопроводы в Индию. В противном случае выбирать просто не из чего, а приходится проситься в уже имеющиеся объединения. Если же действительно предоставить Казахстан самому себе, то там все будут говорить исключительно на казахском, как и хотели казахские просветители. Но обсуждать они будут исключительно барымту.

Вся серия:

Советский союз как коммунальная квартира

Коммунальная квартира: протоказахи на пути к независимости

Коммунальная квартира: сотворение Казахстана

Коммунальная квартира: мы делили Фергану, много нас - она одна

Коммунальная квартира: прибалтийские воры

Коммунальная квартира: Вавилонская башня

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚 Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/