Если подсчитать сколько в общей сложности автовладельцы переплатили владельцам бензиновых заправок, выйдет достаточно крупная сумма. А все дело в том, что заправочные станции грешат корректировкой оборудования и недоливом топлива. Но с этим можно и нужно бороться.
По данным Росстата, в обмане клиентов было уличено около 20% АЗС, представленных на сегодняшний день на рынке. Хотя представители общественного контроля заявляют о некорректности подобных данных, они называют статистику в более чем трети недобросовестных из всех АЗС. При этом замечены в недоливе были не только малые предприятия, но и крупные федеральные сети бензиновых заправок.
Методы обмана.
Недобросовестные АЗС используют различные способы обмана. Стоит перечислить основные:
1. Сотрудник АЗС нажимает на клапан пистолета заправочной колонки раньше времени.
На многих АЗС процесс заправки выполняет сотрудник заправки, поэтому такой трюк провернуть достаточно легко, особенно с теми, кто за процессом налива топлива не следит. Таким методом можно недолить до 0.5 литра бензина на одном автомобиле. Ранее этот вариант обмана практиковался сотрудниками заправок повсеместно, в последнее время с установкой видеонаблюдения на АЗС в черте города, проворачивать это стало сложнее, поэтому столкнуться с подобным недоливом можно на заправочных станциях в удаленных районах с небольшим потоком машин.
2. Сотрудник АЗС специально перегибает шланг на заправочном пистолете
Этот вариант похож на предыдущий. В данном случае за счет перегиба шланга, часть горючего остается в нем и сливается после отъезда автомобиля с заправки. В итоге автовладелец также недосчитывается оплаченного бензина в своем баке. Общественники пытаются бороться с недобросовестными сотрудниками АЗС путем контрольных закупок, но законом подобные действия не регламентированы, а штрафы за обман несущественны.
3. Недолив на сдачу.
Очень часто клиенты расплачиваются наличными прямо с заправщиком. При этом оператор может озвучить, что мелких купюр для сдачи на АЗС нет, а после предложить заправить машину на всю сумму. При этом заправить автомобилиста в итоге могут на ту сумму, которая озвучивалась изначально.
4. Залив топлива до отсечки
Современные колонки оснащены специальной системой отсечки, которая останавливает подачу топлива после полного заполнения бака. Это необходимо для исключения возможности перелива и пожарной безопасности.
Когда происходит отсечка заправщик тут же убирает пистолет из бензобака, а между тем в таком случае в шланге может остаться до полулитра топлива, который также можно слить после отъезда автомобиля.
5. Специальные программы и вирусы
Все выше причисленные методы применяются для обмана клиентов уже довольно давно, но с развитием технологий и автоматизации заправочных станций, они постепенно устаревают. Крупные сети АЗС подобными вариантами обмана уже не пользуются.
На смену механическим манипуляциям приходят программные. Сейчас это один из популярных способов обмана. Недолив в данном случае делают контролируемым за счет внедрения специальных вирусов или программ. Итогом таких манипуляций будет полное соответствие данных чека и показателей на колонке при недостатке уровня бензина непосредственно в баке.
Такой момент отследить очень сложно и вычисляется он только в процессе проверок Роспотребнадзора. Но даже в случае внеплановой проверки, работники АЗС могут успеть перенастроить программу в считаные минуты.
Как поступить, если недолив обнаружен?
Бороться с обманом на самом деле можно, но методов борьбы не так уж много. Приборная панель авто ведет подсчет уровня бензина, но точность иногда оставляет желать лучшего, особенно в старых автомобилях. Замерять уровень бензина при помощи залива в собственную канистру на многих АЗС запрещено.
В случае сомнений в недобросовестности заправочной станции, клиент может потребовать контрольного замера. В данном случае руководство заправки должно предоставить в ответ на запрос специальный мерник, оформленный по ГОСТу и имеющий пломбу.
Погрешности в уровне топлива, конечно, допускаются, но производятся они с учетом температуры на улице. Информация об этом обязательно должна находиться на информационном стенде.
Топливо, при помощи которого производится замер, оплачивается запросившим его клиентом. В случае обнаружения недолива, необходимо составить акт об этом, который подписывается в двух экземплярах обеими сторонами. По одному экземпляру акта остается у каждой стороны.
Автовладелец может сообщить о факте недолива несколькими способами. Копии подписанного акта должны направляться в Роспотребнадзор и прокуратуру.
Часто автолюбители сталкиваются с отказом в контрольном замере. В таком случае клиент имеет полное право сделать звонок в полицию или Роспотребнадзор с целью сообщения о возникшем факте.
В случае доказательства факта обмана клиент получает право на компенсацию недополученного топлива либо денежного эквивалента.
Но связываться с этой длительной процедурой желает далеко не каждый. По статистике с каждых 10 литров топлива недоливу подвергается порядка 300 миллилитров, хотя закон разрешает всего 25 миллилитров как погрешность. Но из-за такого объема тратить время на разбирательства и обращения в разные инстанции будут единицы клиентов.
Как обезопасить себя водителям?
Стандартом контрольных закупок является объем топлива в размере 10 литров. Соответственно для снижения возможного недолива следует ограничивать заправку этим объемом. Также важно заправляться на конкретный объем топлива вместо полного бака или денежного эквивалента.