Сегодня в рубрике #мистическое мы расскажем о загадочных полотнах Третьяковки🖼
Государственная Третьяковская галерея — главный музей национального искусства России. Был основан в 1856 г. промышленником и меценатом Павлом Третьяковым и сегодня коллекция насчитывает более 190 тысяч экспонатов российской живописи, скульптуры и ювелирных изделий. С некоторыми картинами, находящимися в галерее, связаны загадочные истории.
Одним из самых таинственных шедевров не только Третьяковки, но и всей русской живописи, является «Незнакомка» кисти Ивана Крамского.
Кто эта молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту, до сих пор остаётся загадкой. Художник не оставил упоминаний о личности героини ни в письмах, ни в дневниках. Существовавшие поверья гласили о том, что девушки, изображённые на картинах, высасывают жизненную энергию из хозяев. Возможно из-за этого суеверия, изначально Павел Третьяков отказался приобрести картину для своей галереи. Она переходила из рук в руки, путешествуя по частным собраниям и быстро обросла дурной славой. От первого человека, который ее купил, сбежала жена, второй пережил банкротство, у третьего случился пожар. «Проклятую» картину перепродали за границу, но в 1925 году «Незнакомка» вернулась на родину и все-таки пополнила коллекцию Третьяковской галереи. С тех пор как портрет занял подобающее место, никаких бед больше не случалось.
С легендарной картиной Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» связано сразу несколько трагических историй. Когда полотно выставили в Третьяковке, на многих посетителей оно произвело ошеломляющее и гнетущее впечатление — кровь на холсте казалась настоящей, а сцена убийства чересчур реалистичной. Картина начала приносить беды тем, кто участвовал в ее написании. Художник Григорий Мясоедов, позировавший для образа Ивана Грозного, в гневе чуть не убил своего сына. Писатель Всеволод Гаршин, с которого Репин писал царевича, спустя несколько лет после завершения картины, покончил с собой.
А 16 января 1913 г. случилось первое нападение на картину: молодой иконописец Абрам Балашов нанес три удара ножом, разрезав полотно в центральной части, там где изображены лица. Варвар был отправлен в лечебницу для душевнобольных, где и скончался. А полотно забрало ещё одну жизнь: хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов, считавший себя виновным в том, что не уберег картину, бросился под поезд. После этого картина с большим трудом была отреставрирована Игорем Грабарем и самим Репиным. В 2018 году произошло еще одно нападение: неработающий житель Воронежа разбил защитное стекло металлическим столбиком ограждения и порвал холст в трех местах. С вандалом, правда, ничего мистического не произошло — он просто отбывает наказание.
Также существует легенда, что незамужним девушкам нельзя смотреть на «Портрет Марии Лопухиной» Владимира Боровиковского. На портрете в традициях сентиментализма изображена юная графиня и дочь известного генерала и масона Ивана Толстого. Вскоре после написания картины она умерла от чахотки. В светском обществе того времени шептались о том, что ее отец с помощью мистических заклинаний поместил дух дочери в портрет, а молодые девушки, глядя на него, могут погибнуть такой же смертью. Действительно, было около 10 таких случаев. Однако, когда картина оказалась в Третьяковской галерее, смерти прекратились.
Есть и примеры благотворного влияния полотен из коллекции музея: образ Владимирской Божией Матери не единожды помог защитить столицу от врага. Пейзажная живопись Левитана и Николая Рериха способна оказывать положительный эффект на эмоциональное и даже физическое состояние людей, созерцающих такие картины. Гармоничные цветовые сочетания позитивно влияют на психику, стабилизируя, и тем самым оздоравливая организм.
А какие ещё загадочные истории картин вам известны?
Читайте также:
Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.⠀
#armos #москва #история #третьяковка #живопись