Найти тему
Дарья Хохлова

Следуя за мечтой

Фотографии Алексея Лузгана
Фотографии Алексея Лузгана

«Эта профессия престижна, прибыльна, да и родители видят меня именно здесь!» Такие заявления нередко можно услышать от будущих студентов. Они не руководствуются тем, что им нравится и хочется, что им интересно. Можно долго разбираться, что влияет на выбор молодёжи – мода, авторитет родителей или друзей, собственное безразличие. Или неумение слушать себя и нежелание искать собственный путь? Героиня моей статьи – регент архиерейского хора Светлана Владимировна Хахалина – по велению души и сердца пришла не только в профессию, но и к Богу.

Семейные ценности

Смелым и уверенным шагом Светлана преодолела учебный путь длиною в шестнадцать лет. Она окончила музыкальную школу №5, Музыкальное училище (Саратовский областной колледж искусств с 1997 года) и поступила в Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова. Слушаешь и поражаешься, насколько ровной и прямой была дорога в мир музыки. Пусть даже за внешней гладкостью скрывались препятствия, но на протяжении этого времени Светлана ни разу не усомнилась в правильности своего выбора и не терзалась мыслью, туда ли повернула.

«Мама, хочешь я тебе спою песенку оранжевую, а потом жёлтенькую или зелёненькую», – вспоминает Светлана, рассказывая, как в детстве она сочиняла «цветные» песенки. Творения маленькой Светы различались не столько по цветам, сколько по эмоциональному посылу. Оранжевая песня – весёлая, голубая или синяя – грустная. Такой вот забавный биографический факт.

По словам Светланы Владимировны, она с самого раннего детства хотела петь, и все мечты о будущей профессии были связаны именно с вокалом. Естественно, тогда она ещё не знала, что делом жизни станет хоровое пение. Одним из проводников в мир музыки для маленькой певицы стала двоюродная сестра, которая к тому времени уже осваивала скрипку и фортепиано в музыкальной школе: «Я часто слышала, как сестра играет. И для меня это было болезненно, потому что мне тоже хотелось так превосходно играть. Я умоляла родителей отдать меня в музыкальную школу», – говорит Светлана.

Связана с музыкой была не только старшая сестра, но и вообще семья Светланы Владимировны. Примечательно, что её родители не были профессиональными музыкантами, но у отца был абсолютный слух, который, по мнению Светланы, передался ей. «Видимо, это по папиной линии, потому что, насколько я помню, у мамы слух был не очень хороший», – рассказывает Светлана. Светлыми воспоминаниями из детства остаются семейные встречи. Вместе собирались бабушки, дедушки, приезжали родственники. И собирались не просто по какому-либо праздничному поводу, а для того, чтобы побыть вместе и …спеть что-нибудь.

«Сейчас в основном родственники встречаются по праздникам, чтобы поесть, поговорить. А раньше ходили в гости, чтобы петь. Так было принято», – улыбается Светлана. И в таком тёплом и родственном кругу пели самые разные песни на несколько голосов, кто-то пел первым голосом, кто-то вторым, а дедушкам принадлежали басовые партии. И, как отмечает, Светлана Владимировна, у всех родственников был отличный слух….

Фото Алексея Лузгана
Фото Алексея Лузгана

«Моё будущее – будущее музыканта»

А история с музыкальной школой получила развитие. Мольбы маленькой Светы не остались неуслышанными, родители поддержали её начинание и отдали девочку на занятия, где в течение семи лет будущий регент архиерейского хора осваивала музыкальные азы. Учёба настолько захватила Светлану, что она уже не представляла свою жизнь без музыки. «Я даже во всех школьных сочинениях писала о пении. И мне было понятно, что моё будущее – будущее музыканта», – вспоминает Светлана Владимировна Хахалина.

Следуя за мечтой, Светлана поступила в Музыкальное училище, на отделение хорового дирижирования. По её мнению, она не обладала настолько сильным голосом, чтобы петь в опере, а петь уж очень хотелось. Но Светлана не отчаивалась, она твёрдо знала, что её призвание – музыка. Выходом из положения стало хоровое пение, которое, как она говорит, доступно всем. Её педагогом стал Ялынычев Александр Андреевич, директор училища, умевший объяснить, увлечь ученика, помочь любому начинающему. Именно у этого замечательного преподавателя, мастера хорового искусства и талантливого организатора за четыре года Светлана Хахалина переняла неоценимый опыт и подготовилась к событию, открывающему дверь в профессию – поступлению в консерваторию им. Собинова.

В стенах старейшего музыкального вуза специальностью Светланы так же стало хоровое дирижирование. А наставником – Датская Юлия Ивановна, заведующая кафедрой и выдающийся педагог. Учёба была интересной и давалась с завидной лёгкостью. Предметы по специальности – дирижирование, сольфеджио, гармония – студентка консерватории сдавала только на «отлично». Но не так безоблачно дела обстояли с предметами вроде истории партии, политэкономии, философии и научного коммунизма. Кое-что пришлось даже пересдавать. К счастью, Светлана шла сюда за званием профессионального, талантливого музыканта. «Представьте, каждый день сольфеджио, чтение с листа, индивидуальные занятия с педагогом, потом пять раз в неделю #хор», – объясняет Светлана. Учебные будни это постоянное приобретение и освоение навыков, шлифование мастерства, ежедневное самосовершенствование, не только потому, что в дальнейшем выпускникам предстоит насыщенная гастрольная деятельность, но и потому что дело всей жизни не терпит средненькой подготовки.

Благодаря упорному труду Светлане ещё в годы студенчества выпал шанс окунуться в настоящий мир музыки, к которому она так тяготела. В консерватории образовался Театр Хоровой музыки под управлением Людмилы Алексеевны Лицовой, куда Светлана Хахалина с радостью пришла. И уже на пятом курсе она стала полноправным участником и работником Театра. Новая увлекательная и захватывающая работа ознаменовалась множеством выступлений, концертов, поездок, участием в фестивалях и конкурсах. Светлана Владимировна вдохновлённо рассказывает, как проводились творческие хоровые мастерские – именитые, выдающиеся и заслуженные профессора ведущих консерваторий России приезжали в Саратов и давали мастер классы, готовили программу, которую участники музыкальных «слётов» презентовали на итоговом выступлении.

Концерт Архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса). Фото Алексея Лузгана
Концерт Архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса). Фото Алексея Лузгана

Жемчужина духовной музыки

Кстати о выступлениях. Для Светланы, студентки второго курса, знаковым событием стал концерт духовной музыки, проходивший в Большом зале консерватории. Это был 1988 год – год празднования тысячелетия Крещения Руси. Исторический поворот стал отправной точкой высвобождения духовной музыки из-под идеологического гнёта и вульгарно-социологического подхода к искусству.

Шла активная подготовка к значимому выступлению, тщательно отбирался и прорабатывался репертуар, проходили утомительные и вместе с тем окрыляющие репетиции. «К концерту мы выучили произведения Чеснокова и Гречанинова, то есть таких известных композиторов, которых мы знали только со стороны светской музыки. И даже не предполагали, что это авторы духовной музыки, с которой мы до этого времени никогда не соприкасались», –рассказывает Светлана Владимировна.

В день выступления Большой зал был переполнен жаждущими услышать малую частичку того уникального и неповторимого культурного и духовного наследия, которое советская власть с успехом скрывала на протяжении семидесяти лет.

«То, что мы исполняли, оказало невероятное влияние и на нас, и на слушателей. Для меня стало потрясением, что духовная музыка настолько глубока и так может взять за душу. Тогда я начала интересоваться именно духовными произведениями», - восторженно вспоминает Светлана.

Реабилитация #церковных песнопений позволила и Театру хоровой музыки, в котором после окончания консерватории работала Светлана Владимировна, представлять публике редкие духовные творения. С обновлённым репертуаром хор Людмилы Лицовой объездил крупнейшие Европейские государства: Польшу, Францию, Германию.

«В Польше мы выступали в костёлах. Пели кстати не только духовную, православную музыку. Внушительный список составляли католические песнопения, отрывки из мессы, произведения таких классиков как Гендель и Бах», – говорит Светлана.

Но по её мнению, самыми яркими и запомнившимися стали гастроли 1992-го года во Франции, где хор полностью исполнял Всенощное бдение С.В. Рахманинова. «Видимо, во Франции было очень много русским эмигрантов. Они заказали нам это произведение, а мы выучили и привезли жемчужину духовной музыки», – вспоминает Светлана Владимировна. Для исполнения одного из красивейших сочинений Рахманинова собрали «звёздный состав», – пригласили лучших певцов из оперных театров, а дирижёром избрали выдающегося саратовчанина, профессора Московской консерватории Бориса Григорьевича Тевлина. Публика тоже была как на подбор. По словам Светланы Владимировны, билеты были довольно дорогими, и позволить себе концерт могли только состоятельные люди: «Слушатели были в таких роскошных нарядах, дамы в шляпах, бриллиантах», – делится впечатлениями Светлана, – а когда мы начали петь, я заметила, что у многих людей текут слёзы. Настолько проникновенна была музыка! Её сила не только во внешней красоте, а в молитве, в смысле текстов».

В 1994 году Светлана Владимировна Хахалина впервые переступила порог Саратовского Свято-Троицкого собора. Здесь успешная молодая участница Театра хоровой музыки появилась, чтобы попробовать себя в роли #певчей.

Фото Алексея Лузгана
Фото Алексея Лузгана

«Впервые я пришла в #храм из интереса или даже из любопытства – просто хотелось попеть в церковном хоре», – улыбаясь, говорит Светлана Владимировна. Можно ли было тогда подумать, что всего через два месяца она возглавит хор храма на целых семнадцать лет, а после станет регентом архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса), и в жизни наконец-то появится возможность осмысленно и глубоко погрузиться в мир духовной музыки, к которой Светлана так стремилась. Казалось бы, что она обрела то, о чём мечтала легко, играючи. С Божьей помощью. Почему? Вероятно, потому что помощь получает каждый, кто слышит своё сердце и, преодолевая препятствия, неотступно следует #призванию.

2013 г.