Найти в Дзене
Компания РПК

«Правь, ... Германия, морями!» Первые броненосцы германского кайзера - от «Пройссена» до «Ольденбурга»

Подписывайтесь на наш канал на «Яндекс.Дзен»! Всегда будете в курсе самых свежих публикаций!

Броненосный фрегат "Дойчланд" (типа "Кайзер"). Корабль уже перестроен для крейсерских операций в составе Восточноазиатской эскадры германского флота. На фотографии он стоит на рейде Порт-Артура. У Германской империи к Китаю в то время были большие интересы.
Броненосный фрегат "Дойчланд" (типа "Кайзер"). Корабль уже перестроен для крейсерских операций в составе Восточноазиатской эскадры германского флота. На фотографии он стоит на рейде Порт-Артура. У Германской империи к Китаю в то время были большие интересы.

В начале 1871 года Вильгельм I пребывал в прекрасном расположении духа. Победоносная война с Францией блестяще завершена. Пруссия вместе со своими "северогерманскими" союзниками победили. Сумасбродный французский император Наполеон III сдался в плен, отрекся от престола и скоро уедет в эмиграцию к своим "заклятым друзьям" англичанам (вот позор-то!). А Вильгельм I уже даже не король Пруссии, а германский император. С почетным титулом - "кайзер", который ни много, ни мало, а позаимствован от римского "цезаря". Да и где была провозглашена германская империя! В любимой парадной резиденции короля Людовика XIV - "Зеркальной галереи" в Версальском дворце (ещё один "позор" ненавистным галлам). В итоге Франция в 1871 году не просто проиграла войну и понесла огромные потери, как людские, так и территориальные. Она ещё должна была выплатить Германии огромную контрибуцию - более 1500 тонн (!) чистого золота. Это миллиарды долларов по тем ценам (а по нынешним - почти 100 миллиардов).

Броненосный фрегат "Кайзер". Всего было построено два корабля этого типа. Вместе со своим "систершипом" "Дойчланд" в конце 1890-х годов они были перестроены в бронированные крейсера и отправились на Дальний Восток. Это были единственные броненосцы германского флота той эпохи, отправившиеся в дальний океанский поход. Все остальные служили вблизи родных берегов.
Броненосный фрегат "Кайзер". Всего было построено два корабля этого типа. Вместе со своим "систершипом" "Дойчланд" в конце 1890-х годов они были перестроены в бронированные крейсера и отправились на Дальний Восток. Это были единственные броненосцы германского флота той эпохи, отправившиеся в дальний океанский поход. Все остальные служили вблизи родных берегов.

Ну, а на что потратить такие огромные средства? Правильно, на армию. Вернее, на флот. С армией у Пруссии тогда и так всё было в порядке. Прусские генералы доказали это сначала в войне с Данией. Чуть позже - когда "разобрались" с Австрией. А уже потом за два с небольшим месяца провернули "блицкриг" во Франции.

"Но вот со флотом у нас не всё так радужно" - рассуждал Вильгельм I, насвистывая популярную английскую ура-патриотичную песенку "Rule, Britannia! Rule the waves!". "Стоп, а почему Британия должна править морями?! Нет, это Германия должна! А не замахнуться ли нам на саму "владычицу морей" ? И не построить нам свой собственный флот, не уступающий британскому?"

Броненосные фрегаты "Пройссен" (на первом плане) и "Фридрих дер Гроссе" (вдали). Корабли этого типа были одними из первых, заложенных на немецких верфях. Строительство шло туго, опыта ещё не доставало. Даже со сталью были проблемы. Вскоре после постройки кораблей они начали активно "ржаветь". Все это заставило опять обратиться за "помощью" к англичанам. И следующая серия броненосцев типа "Кайзер" снова стала строиться на британских верфях
Броненосные фрегаты "Пройссен" (на первом плане) и "Фридрих дер Гроссе" (вдали). Корабли этого типа были одними из первых, заложенных на немецких верфях. Строительство шло туго, опыта ещё не доставало. Даже со сталью были проблемы. Вскоре после постройки кораблей они начали активно "ржаветь". Все это заставило опять обратиться за "помощью" к англичанам. И следующая серия броненосцев типа "Кайзер" снова стала строиться на британских верфях

Всё это конечно некий вымысел. Но то, что немцы после окончания победоносной войны с Францией обнародовали программу создания мощного броненосного флота - это так. К слову, ещё в "довоенном" 1867 году был принят план строительства новых 16 броненосцев. И часть программы уже была выполнена. На зарубежных верфях были построены броненосцы для военного флота Северогерманского союза. И даже один их них - броненосец "Ганза" был построен самостоятельно на немецких верфях. В результате в прусском (или северогерманском, не суть) флоте в качестве броненосцев служили сплошь одни "иномарки". Которые были построены на корабельных заводах у французов (вот, ирония судьбы..) и у "друзей" британцев.

Но сейчас задача состояла не только построить флот из новых броненосных кораблей, но и построить их своими силами. На национальных верфях. И создать мощную судостроительную промышленность. Да и не только её. Ещё и сопутствующие отрасли нужно создавать практически с нуля - металлургическую для изготовления корабельной бронированной стали, налаживать производство судовых двигателей и прочих механизмов.

Броненосный корвет "Вюртемберг" (тип "Саксен"). Всего было построено четыре корабля этого типа. И хотя броненосцам типа "Саксен" было предназначено служить для обороны побережья, в мирное время им приходилось немало ходить по морям. Причем, далеко не самым близким. В основном корабли сопровождали "коронованных особ" во время зарубежных вояжей. И мир посмотреть, и себя (свой флот) показать. Для судов, не предназначенных для дальних океанских походов, каждое такое плавание было изрядным испытаниям. Ведь они строились совершенно для других целей. Мощное (и довольно тяжелое и громоздкое) вооружение заставляло жертвовать всем остальным - мореходностью, остойчивостью, запасом хода и т.д.
Броненосный корвет "Вюртемберг" (тип "Саксен"). Всего было построено четыре корабля этого типа. И хотя броненосцам типа "Саксен" было предназначено служить для обороны побережья, в мирное время им приходилось немало ходить по морям. Причем, далеко не самым близким. В основном корабли сопровождали "коронованных особ" во время зарубежных вояжей. И мир посмотреть, и себя (свой флот) показать. Для судов, не предназначенных для дальних океанских походов, каждое такое плавание было изрядным испытаниям. Ведь они строились совершенно для других целей. Мощное (и довольно тяжелое и громоздкое) вооружение заставляло жертвовать всем остальным - мореходностью, остойчивостью, запасом хода и т.д.

И надо признать, немцам это удалось! За какой-то то смешной по историческим меркам временной период (чуть больше десяти лет!) собственная национальная судостроительная промышленности была создана. И не просто создана, а загружена заказами на годы вперёд. Как для нужд собственного флота, так и для зарубежных покупателей.

В истории не так много примеров, когда за такие короткие сроки удавалось создать что-то подобное. На ум быстро приходят только один пример - Россия петровской эпохи. С нами-то всё понятно. Мы в начале правления Петра I активно воевали, как всегда были под "санкциями", и никто нам боевые корабли продавать не собирался. Приходилось, засучив рукава и взяв топоры и пилы, строить военный флот самостоятельно.

Броненосный корвет "Ольденбург". Корабль планировалось строить как продолжение серии кораблей класса "Саксен", то есть пятым по счету. Но моряки, намучившись с теми  "плавучими крепостями", вдруг заартачились и потребовали переделать проект. В результаты, как это часто бывает, получилось только хуже. Корабль стал гораздо короче, причем с более тяжелыми надстройкой и вооружением, что повлияло на остойчивость. "Ольденбург" стал последним в серии первых броненосцев Германской империи. В последующих проектах уже старались не жертвовать мореходными качествами кораблей в угоду их вооружению.
Броненосный корвет "Ольденбург". Корабль планировалось строить как продолжение серии кораблей класса "Саксен", то есть пятым по счету. Но моряки, намучившись с теми "плавучими крепостями", вдруг заартачились и потребовали переделать проект. В результаты, как это часто бывает, получилось только хуже. Корабль стал гораздо короче, причем с более тяжелыми надстройкой и вооружением, что повлияло на остойчивость. "Ольденбург" стал последним в серии первых броненосцев Германской империи. В последующих проектах уже старались не жертвовать мореходными качествами кораблей в угоду их вооружению.

Но у немцев тогда была своя национальная суперидея: ни много ни мало создать собственную судостроительную промышленность, причем мирового уровня, построить современные боевые корабли, стать в этой области одними из первых, если не первыми. И бросить вызов самой Великобритании. Тем более, что Германия сильно опоздала к разделу мира. Колоний у неё было крайне мало. Ну какая-то там Юго-Западная Африка (ныне Намибия) плюс Танзания. Да ещё пара островов в Тихом океане. Ясно, что придется новые колонии у кого-то отбирать. А как это сделать без современного флота? Вопрос риторический.

Как всегда, сложные проекты идут с большим треском. Программу постройки броненосцев как-то приняли. Но, как говорится, "дьявол кроется в деталях". А таких деталей масса. Например, какой флот строить? Для каких целей? На каких принципах? С какими задачами?

Неудачному проекту броненосного корвета "Ольденбург" сразу прилипло обидное прозвище - "утюг" ("Bügeleisen"). Да простят меня любители корабельных форм, он и в самом деле его немного напоминает. Особенно если сравнивать его с фотографиями утюгов того времени. И соответственно корабль ходил по морям также бодро, как и его железный "тёзка".  Тем не менее, "Ольденбург" умудрился дослужить до конца 1890-х годов и даже засветился в боевых операциях (военно-морское присутствие во время "Критского кризиса" 1898 года). Чертеж корабля из журнала "Морская коллекция", выпуск №6 за 2022 г.
Неудачному проекту броненосного корвета "Ольденбург" сразу прилипло обидное прозвище - "утюг" ("Bügeleisen"). Да простят меня любители корабельных форм, он и в самом деле его немного напоминает. Особенно если сравнивать его с фотографиями утюгов того времени. И соответственно корабль ходил по морям также бодро, как и его железный "тёзка". Тем не менее, "Ольденбург" умудрился дослужить до конца 1890-х годов и даже засветился в боевых операциях (военно-морское присутствие во время "Критского кризиса" 1898 года). Чертеж корабля из журнала "Морская коллекция", выпуск №6 за 2022 г.

В руководстве германского адмиралтейства в те времена засели прусские пехотные генералы, получившие свои лакомые должности в счёт заслуг за победу над Францией. Особенно своим рвением отличался генерал от инфантерии (то есть пехотный генерал) Альбрехт фон Штош. Он стал начальником Имперского Адмиралтейства и курировал все программы военно-морского строительства. Историки до сих пор спорят в оценках его деятельности. С одной стороны, он был категорически против создания броненосного флота для решения дальних океанских задач. Он считал, что броненосцы должны быть предназначены прежде всего и только для обороны побережья. Некоторые исследователи считают, что это была ошибка. Так как разработка и создание броненосцев только береговой обороны затормозили дальнейшее развитие германского флота. С другой стороны Штош настаивал, чтобы все крупные военные корабли для Германского флотах строились только на немецких верфях. Это ему зачитывается бесспорно в плюс. Фактически он ратовал за скорейшее развитие собственной судостроительной промышленности. И денег на это старался не жалеть.

В итоге, программа развития броненосного флота была скорректирована. От океанских судов отказались и было принято решение строить десять броненосцев прежде всего для решения задач обороны побережья.

Рисунки боковых проекций представителей трех типов первых броненосных кораблей Германской империи. Здесь не достаёт только "Ольденбурга", но он был спроектирован на основе корветов класса "Саксен" и визуально отличался только сильно укороченным корпусом и дополнительными надстройками. Главное отличие кораблей типа "Саксен" - впервые в германском флота было принято смелое решение для тех лет - полностью убран парусный такелаж. На предыдущих сериях броненосцев без парусов ещё не обходились.  Иллюстрации из журнала "Морская коллекция", выпуск №6 за 2022 г.
Рисунки боковых проекций представителей трех типов первых броненосных кораблей Германской империи. Здесь не достаёт только "Ольденбурга", но он был спроектирован на основе корветов класса "Саксен" и визуально отличался только сильно укороченным корпусом и дополнительными надстройками. Главное отличие кораблей типа "Саксен" - впервые в германском флота было принято смелое решение для тех лет - полностью убран парусный такелаж. На предыдущих сериях броненосцев без парусов ещё не обходились. Иллюстрации из журнала "Морская коллекция", выпуск №6 за 2022 г.

Впрочем, с мнением Штоша всё было понятно (а это было не только его мнение, а мысли всего прусского генералитета) . В годы войны с Данией, да и с Францией, более мощные флоты противников легко блокировали германское побережье и создавали серьезные проблемы для снабжения войск. Именно для решения этих задач и планировались построить новые корабли.

Так и строили первые броненосцы кайзеровского флота - мощные, хорошо вооруженные, но с абсолютно неудовлетворительными мореходными качествами. Способные "ходить" только по относительно спокойному Балтийскому морю и вблизи берегов.

Первой в серию пошли броненосные фрегаты типа `Пройссен` (`Preussen`). Или "Пруссия" по-русски. Серия началась с 1871 года и закончилась в 1876 году. Всего было построено три корабля - "Прейссен", "Фридрих дер Гроссе" и "Гроссер Курфюрст".

На картине изображен броненосный корвет "Ольденбург". Скорее всего, художник решил немного "потрафить" кораблю. С такими волнами он бы не справился и пережидал бы непогоду где-нибудь в бухте. Сильное волнение "Ольденбургу" было не "зубам". Даже в небольшой шторм он не мог идти против ветра. Вот так бывает, когда кураторство разработки проектов боевых кораблей поручают пехотным генералам. Ведь главное, чтобы корабль был хорошо вооружен. А всё остальное - и не особо важно.
На картине изображен броненосный корвет "Ольденбург". Скорее всего, художник решил немного "потрафить" кораблю. С такими волнами он бы не справился и пережидал бы непогоду где-нибудь в бухте. Сильное волнение "Ольденбургу" было не "зубам". Даже в небольшой шторм он не мог идти против ветра. Вот так бывает, когда кураторство разработки проектов боевых кораблей поручают пехотным генералам. Ведь главное, чтобы корабль был хорошо вооружен. А всё остальное - и не особо важно.

"Гроссеру Курфюсту" не повезло. В 1878 году от столкнулся с броненосцем "Кёниг Вильгельм" и затонул. Оставшиеся два корабля служили до 1890-х годов и закончили свою службу в качестве портовых и угольных судов.

Корабль "Пройссен" строился по мотивам первого броненосца немецкой постройки "Ганза". С учетом доработок и по новому проекту. Все корабли серии "Пройссен" были построены на верфях знаменитой компании Вулкан в Штеттине (сейчас - польский Щецин). Дело шло очень туго. Сроки постоянно сдвигались. Поэтому следующую серию - фрегаты типа `Кайзер` (`Kaiser`) решили снова заказать у англичан. Генерал Штош был в ярости, гневно топал ногами и кричал, что никогда на это не согласится. Но парламент ("рейхстаг") был неумолим. Сроки есть сроки. И время не ждёт. В результате Штош сдался. Но этот заказ стал последним, когда крупные немецкие военные корабли строились за рубежом. Больше такого никогда не было. С тех пор обходились только своими силами.

На рисунке ещё один представитель типа "Саксен" - броненосный корвет `Баден`. Все корабли этого типа мало отличались друг от друга: довольно низкий борт, что делало проблематичным походы по морю при сильном волнении и полное отсутствие парусов. Для тяжелых броненосцев они становились уже бессмысленными
На рисунке ещё один представитель типа "Саксен" - броненосный корвет `Баден`. Все корабли этого типа мало отличались друг от друга: довольно низкий борт, что делало проблематичным походы по морю при сильном волнении и полное отсутствие парусов. Для тяжелых броненосцев они становились уже бессмысленными

Англичане справились очень быстро и два корабля этой серии уже в 1874 году были на флоте. Тогда как "Пройссен" был принят на вооружение только в 1876 году. Так что, формально, "Кайзер" был первым, хотя и заложен позже.

В 1890-х годах эти два корабля ("Кайзер" и его "систершип" "Дойчланд") были перестроены в броненосные крейсера и отправились на Дальний Восток в составе Восточноазиатской эскадры. Там они отметились своим участием в решение китайских дел. У Германской империи на Китай и китайские порты в конце XIX века был очень большой аппетит...

Следующей серией были четыре броненосных корветов типа `Саксен` (`Sachsen`) - "Бавария", "Вюртемберг", "Баден" и сам "Саксен". Корабли были предназначены для береговой обороны и были спроектированы для этих целей. Строились также на верфях компании "Вулкан" в Штеттине.

"Ольденбург" в яркой праздничной "раскраске". Корабль выглядит внушительно. На за грозным видом скрываются неважные мореходные качества. Что серьезное снижает его ценность как боевой единицы военно-морского флота
"Ольденбург" в яркой праздничной "раскраске". Корабль выглядит внушительно. На за грозным видом скрываются неважные мореходные качества. Что серьезное снижает его ценность как боевой единицы военно-морского флота

И последним кораблем из серий первых броненосцев Германской империи стал корвет `Ольденбург` (`Oldenburg`)

Поначалу этот корабль собирались строить по аналогии с проектом "Саксен". Но моряки были категорически против такого решения. Их абсолютно не устраивали мореходные качества "Саксен" и они требовали перепроектировать весь проект с целью улучшения характеристик.

Но, хотели как лучше..., а получилось... Даже не "как всегда" по известному выражению, а намного хуже. Форма корпуса и состав надстроек не сильно отличались от прототипа, но корабль стал заметно короче. Плюс оружие было существенно усилено - стало восемь 260-мм орудий . Что ухудшило остойчивость. Корабль даже внешне смотрелся несуразно, а на воде вообще вёл себя не всегда адекватно. "Ольденбург" сразу получил от моряков обидную кличку - "утюг". Что, в принципе, соответствовало его внешнему виду и поведению на море. Если в штиль он ещё как-то более менее "шёл", то в шторм он вел себя зачастую "норовисто" и напрочь отказывался идти против волн. Плюс и казематная схема артиллерии в то время была уже анахронизмом. Все переходили на башенные артиллерийские системы. Тем не менее, "Ольденбург" служил до 1890-х годов, а позже уже стал транспортным и портовым судном.

Броненосный фрегат "Кайзер" во время визита в Стамбул в 1889 году. Встречать "большого немецкого друга" кинулись похоже все обитатели города. Скоро Германия станет союзником Турции, а командовать турецкими кораблями будут немецкие офицеры.
Броненосный фрегат "Кайзер" во время визита в Стамбул в 1889 году. Встречать "большого немецкого друга" кинулись похоже все обитатели города. Скоро Германия станет союзником Турции, а командовать турецкими кораблями будут немецкие офицеры.

Все первые броненосцы служили в основном на Балтике и если совершали какие-то дальние походы, то близи. И в основном, не боевых, а церемониальных задач - дружеские визиты, участие в разных юбилеях, то есть с целью "демонстрации флага". И совсем недалеко - Великобритания, Россия, Средиземное море. О каких-либо дальних океанских походах даже не заикались.

Из интересных, почти боевых событий, где участвовали эти броненосцы, была военно-морская блокада Крита в 1898 году, когда греки объявили об аннексии острова. Европейские державы вдруг пожелали помочь туркам. И грекам под "нажимом" пришлось отказаться от своих планов.

Броненосец "Ольденбург" своим брутальным "тевтонским" видом очень веселил моряков военных кораблей других стран. Они называли его "дитя войны". Видимо намекая на то, что немцы строили корабль в спешке, не особо прорабатывая проект.

Броненосный фрегат "Дойчланд" (SMS Deutschland) тип "Кайзер". На рисунке корабль изображен после перестройки под бронированный крейсер в конце 1890-х года. Вот такие были первые броненосцы Германского имперского флота - неказистые на вид и неуклюжие, с плохой мореходностью, малым запасом хода. Зато грозные и отлично вооруженные. Для каких целях создавались, такими они и были созданы. И не их вина, что использовали их далеко не всегда по прямому назначению - корабли береговой обороны.
Броненосный фрегат "Дойчланд" (SMS Deutschland) тип "Кайзер". На рисунке корабль изображен после перестройки под бронированный крейсер в конце 1890-х года. Вот такие были первые броненосцы Германского имперского флота - неказистые на вид и неуклюжие, с плохой мореходностью, малым запасом хода. Зато грозные и отлично вооруженные. Для каких целях создавались, такими они и были созданы. И не их вина, что использовали их далеко не всегда по прямому назначению - корабли береговой обороны.

Да, это так. Первые броненосцы Германской империи ещё были "сырыми" и не доведенными. Но на них страна училась строить свой современный флот. Но, самое главное! На этих броненосцах молодая Германская империя построила свою судостроительную промышленность. Полностью отказалась от закупок иностранных кораблей и судовых механизмов. И даже начала активно продавать их зарубежным заказчикам. На этих кораблях готовились будущие экипажи германских Кайзерлихмарине, учились управлять сложными корабельными механизмами, артиллерийскими система. И ждали поставок более современных боевых кораблей: броненосцев, крейсеров, эсминцев.

За короткий исторический период (всего десять лет!) немцам удалось получить бесценный опыт, который позволил им в короткие сроки стать второй военно-морской державой мира. В начале XX века они уступали только Великобритании. Да и то только по надводному флоту. По подводному они были бесспорными мировыми лидерами.

Даже Российский флот не брезговал размещать свои заказы на немецких верфях. Многие русские военные корабли имели немецкие корни. Если не полностью, то частично - судовое двигатели и механизмы. И к слову, почти все подводные лодки императорского флота России были немецкими. И это не единственный пример.

Проекты этих тихоходных, несуразных, с ужасными мореходными качествами, но бесспорно отлично вооруженных германских броненосцев 1870-х годов послужили отличной базой для создания и развития германского судостроения. И не менее ценной школьной партой для немецких флотских экипажей германского военно-морского флота.

И когда в начале 1871 года первый германский кайзер Вильгельм I и его доверенное лицо в адмиралтействе генерал от инфантерии Штош планировали создание мощного имперского флота, в уме у них возможно и звучала старая английская песенка. Но слова уже были немного другими - "Правь, Германия, морями!". Получилось это или нет - историки спорят до сих пор. Но факт остается фактом - они попытались. И как говорят их извечные соперники-французы - "Qui Veut - Peut" ("Ки Вё - Пё" - "Кто Хочет - Тот Сможет") ...

Новый выпуск серии Морская коллекция - "Броненосцы Германской империи. От "Пройссена" до "Ольденбурга". Выпуск №6 за 2022 год (№272). Автор - Вячеслав Филипов. Много фотографий, цветных рисунков, схем и отличных чертежей
Новый выпуск серии Морская коллекция - "Броненосцы Германской империи. От "Пройссена" до "Ольденбурга". Выпуск №6 за 2022 год (№272). Автор - Вячеслав Филипов. Много фотографий, цветных рисунков, схем и отличных чертежей

Серия "Морская коллекция" недавно выпустила свой очередной номер с рассказом по теме первых германских бронированных кораблей: "Броненосцы Германской империи. От `Пройссена` до `Ольденбурга" (Морская коллекция, выпуск №6 за 2022 год (№272). Автор - Вячеслав Филипов). Это издание продолжает более ранний выпуск по схожей теме "Броненосцы Северогерманского союза" (Морская коллекция Выпуск №3 за 2022 г. (№269. Автор - Вячеслав Филипов). Если захотите узнать больше о ранних бронированных кораблях Пруссии и Германской империи - приобретите эти выпуски и почитайте. Будет интересно. Рекомендуем!

Приобрести этот журнал (и все остальные издания серии "Морская коллекция") можно в интернет-магазине «Компания РПК»

Подписывайтесь на наш канал на «Яндекс.Дзен»! Всегда будете в курсе самых последних книжных и журнальных новинок!