Революция и гражданская война, наверное, всегда будут актуальными темами для нашего общества и кинематографа. Предлагаю вспомнить несколько советских фильмов про красных и белых. Это не самые известные картины и, возможно, что-то вы увидите в первый раз, а посмотреть, по-моему, стоит.
"Владивосток, год 1918", 1982 г.
Власть в руках большевиков всего несколько месяцев. Порт Владивостока заполнен иностранными военными судами, якобы блюдущими интересы своих граждан, имеющих собственность в Приморье. Представители военных миссий Японии, США, Англии, Франции чувствовали бы себя как дома, если бы не председатель исполкома Владивостокского Совдепа Константин Суханов.
Двадцатичетырехлетний большевик, умный, образованный, простой в обращении, молодой муж и отец, вынужден постоянно держаться начеку, поскольку является постоянным объектом покушений и вынужден отражать политические провокации иностранных гостей.
Есть еще финансовая буржуазия, объединенная в Биржевой комитет, запретивший розничную торговлю, чтобы вызвать недостаток продовольствия и недовольство властью. Есть и местный король криминала - Гайсен, предлагающий Суханову разделить власть и создать свое государство в Приморье.
Константину с товарищами удается разбить заговор биржевиков, вернуть захваченные японцами деньги из национализированного банка, но враги устраивают убийство японских граждан и вводят десант под предлогом защиты иностранцев. Они ждут прибытия чехословацкого корпуса, чтобы завершить оккупацию.
Фильм посвящен мало освещенной в кино теме гражданской войны на Дальней Востоке. Такие как Константин Александрович Суханов боролись за свободную жизнь для простых людей и жертвовали для этого даже жизнью.
Нужно ли было оставаться в здании Совета депутатов, когда была еще возможность скрыться? Суханов и его товарищи считали, что бегство повредит авторитету Советской власти, а их арест обличит незаконность действий интервентов. Как показывает история, захватчики не стесняются неудобных фактов, предпочитая истолковывать их в свою пользу.
Последнюю речь Суханова на похоронах красноармейцев, куда он был привезен из тюрьмы, невозможно слушать спокойно. Его слова о иностранных поборниках свобод, празднующих день своей независимости и подавляющих военной силой чужую, актуальны и сейчас. Очень впечатляющая песня, как бы продолжающая речь героя, звучит в финале.
Конечно, в картине лирики мало, больше истории и политики, но, я полагаю, что эти события не следует забывать, особенно таких принципиальных и самоотверженных людей, как Константин Суханов.
Очень сильный актерский состав: Василий Бочкарев (Суханов), Марина Левтова (Шура, его жена), Михаил Жигалов (Мельников), Ольга Науменко (Логинова), Андрей Ростоцкий (Сибирцев), Андрей Мартынов (Никифоров), Александр Лазарев-старший (Джолиок), Леонид Марков (Крайнов), Алекандр Вокач (Циммерман), Игорь Дмитриев (Гирса), Болот Бейшеналиев (Исато).
"За час до рассвета" 1973 г. 2 серии.
По железнодорожному полотну, разрезающему снежную равнину, летит бронепоезд "Князь Мстислав Удалой". Бывший белый, теперь - красный, но еще соответствующе не переименованный. За окнами его - поздняя осень 1920 года, похожая на суровую зиму, и гражданская война.
Бронепоезд отбит под станцией Пески. Там же в бою захвачен белый генерал Седых. Команда направляется в Царицын (будущий Волгоград) для ремонта, ибо машина им досталась в довольно разболтанном и неукомплектованном состоянии и, заодно, конвоирует военнопленного.
Командир, Андрей Державин, уговаривает ехать к родственникам жену, которая, кажется, в положении. Комиссар-армянин бдит за бодростью и сознательностью подчиненных и заботится о найденном щенке. Красноармеец-сибиряк Степа Суслов репетирует доклад Ленину (который, ему, естественно, никто не поручал). Остальные критикуют и подсказывают.
Кочегар Садык Курнабаев поет и мечтает, как много жен у него будет, когда разобьют курбаши и отменят калым. Машинист Гусев гордится часами "Паве Буре", врученными в царское время, и именным маузером от Советов. Дочь его, Лена, мечтает о любви как у Татьяны Лариной и уже нашла подходящий объект - красноармейца-стихотворца Яшу Кацмана.
Даже пленный генерал пытается договориться с красными об обмене. Все строят планы, кроме жестоко кашляющего от туберкулеза "Джигита". Но все мечты могут легко оборваться, потому что белые захватили следующую станцию, разобрали пути и надеются отбить бронепоезд.
Картина, поставленная по пьесе Иосифа Прута "Бронепоезд "Князь "Мстислав Удалой", скорее телефильм, военные эпизоды сведены к появлению в кадре всадников, атаке пехоты и метанию гранат со стороны бронепоезда. Основное действие сосредоточено на камерных сценах и диалогах. Несколько театрально звучат разговоры на тему смерти. В жизни, полагаю, в боевой обстановке бывает не до этого.
Актерский состав - как на подбор. Персонажи живые, яркие. Музыкальное оформление приближено к жизни: романс, который поет командир ( куда ж бывшему царскому офицеру без гитары?), куплеты Степана и издевательские частушки, которыми бойцы бронепоезда раздражают белых парламентеров.
На моей памяти, это второй советский фильм о гражданской войне, после "Долга", где среди красных есть настоящий предатель. Сыгранный Валентином Брылеевым конвоир, закладывающий командира бронепоезда комиссару, а всех своих сослуживцев - белым и смешон, и страшен.
Имеется, правда, большой ляп, заметный всем, кто помнит историю. К осени 1920 года и Деникин, и Колчак, упоминающиеся в репликах, уже сошли с исторической сцены: первый эмигрировал, второй - расстрелян. В пьесе события происходили раньше, но армянские мастера кино хотели подтянуть их к юбилейной дате провозглашения Армении советской республикой (2 декабря 1920 г.).
В ролях что ни актер, то гордость советского экрана: Армен Джигарханян (комиссар Армен Андраникян), Александр Лазарев-старший (командир бронепоезда Державин), Светлана Немоляева (его жена Ольга), Алексей Эйбоженко (Степан Суслов), Владимир Кенигсон (генерал Седых), Лев Вайнштейн (Яша Кацман), Георгий Тонунц ("Джигит") и другие.
"Каждый десятый" 1984 г.
Вдоль строя пленных красноармейцев идет есаул, выбирая каждого десятого для повешения. Так проводится в колчаковских войсках воспитательная работа по привлечению заблуждающихся в воинские ряды.
Под раздачу уже попали молодой украинец, пожилой мужик, пытавшийся вымолить пощаду на коленях. Взгляд есаула упирается в мальчишку в солдатской шинели. "Давайте я за него, совсем ведь молоденький еще" - вызывается стоящий рядом, по виду интеллигент.
Предложение принято. Мальчишку отправляют в конец строя. На счете "восемь" есаул упирается в знакомое лицо: этот попадается уже второй раз. Дезертира отправляют к отобранным вне очереди. Несчастный мальчишка попадает в десятые снова. Никто не предвидел, что на самом деле им повезло.
Сначала вмешался гуманный офицер и казнь отложили на завтра, потом конвоир оказался братом дезертира по прозвищу "Мизинчик". В общем, состоялся удачный побег.
Порадовавшись свободе, стали думать, как быть. Дед-крестьянин предложил изображать слепых, собирающих милостыню, и так дойти до своих, но "Мизинчик" заявил, что решения принимает командир, а он как раз - взводный и считает, что следует спасать остальных и точка.
Они опоздали, но главные дела были еще впереди. Кстати, мальчишка оказался девушкой.
Фильм жесткий, приближенный к реальности. Пафоса и романтизма никакого, просто выживание. Грустные будни войны. Причем на каждом шагу - нравственные проблемы.
Красноармейцы бегут из плена и едва не убивают освободившего их конвоира. Местный хозяин приглашает их в хату, угощает. "Мизинчик", только что похоронивший повешенного брата, грозит сжечь хату, если не дадут оружие. Оружие, действительно, есть и отряду уцелевших оно нужно, чтобы выбраться, но нужно и хозяину - защищать семью.
Дальше - больше. Приходится жить по принципу "цель оправдывает средства", стараясь не заходить слишком далеко, что влечет неприятные последствия и раздор. Помогает только умение посмеяться над собой.
Каждый герой картины - индивидуальность со своими манерами, речью, характером. Белые тоже неоднородны, хотя им достались, в основном, эпизоды. Трудно кого-нибудь выделить, все играют естественно, натурально. Самые известные из актеров Лев Борисов (дед Кикин) и Владимир Еремин (Святополк Андреев).
Весь фильм нас сопровождает голос самого светлого и положительного персонажа - Саши (Раисы Зайцевой). До тех пор пока она жива, потому что гибнут на войне, чаще всего, лучшие.
В остальных ролях: Игорь Иванов (Елизар Коромыслов "Мизинчик"), Владимир Осипчук (Степан), Александр Яценковский (поручик), Николай Кузьмин (есаул), Николай Волков (III) (капитан парохода) и другие.
Мой обзор закончен. Приятного просмотра! Если вам нравятся советские фильмы о гражданской войне, предлагаю ознакомиться и с предыдущей подборкой: "Красный разведчик в стане белых": 3 забытых советских фильма о чекистах гражданской войны".