Найти тему
Кино и книги

"Красные и белые": 3 забытых интересных советских фильма о гражданской войне

Оглавление

Революция и гражданская война, наверное, всегда будут актуальными темами для нашего общества и кинематографа. Предлагаю вспомнить несколько советских фильмов про красных и белых. Это не самые известные картины и, возможно, что-то вы увидите в первый раз, а посмотреть, по-моему, стоит.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Владивосток, год 1918", 1982 г.

Власть в руках большевиков всего несколько месяцев. Порт Владивостока заполнен иностранными военными судами, якобы блюдущими интересы своих граждан, имеющих собственность в Приморье. Представители военных миссий Японии, США, Англии, Франции чувствовали бы себя как дома, если бы не председатель исполкома Владивостокского Совдепа Константин Суханов.

Двадцатичетырехлетний большевик, умный, образованный, простой в обращении, молодой муж и отец, вынужден постоянно держаться начеку, поскольку является постоянным объектом покушений и вынужден отражать политические провокации иностранных гостей.

Кадр из фильма "Владивосток, год 1918". Японский представитель пытается вручить Суханову ноту, но в этот раз он отобьется.
Кадр из фильма "Владивосток, год 1918". Японский представитель пытается вручить Суханову ноту, но в этот раз он отобьется.

Есть еще финансовая буржуазия, объединенная в Биржевой комитет, запретивший розничную торговлю, чтобы вызвать недостаток продовольствия и недовольство властью. Есть и местный король криминала - Гайсен, предлагающий Суханову разделить власть и создать свое государство в Приморье.

Константину с товарищами удается разбить заговор биржевиков, вернуть захваченные японцами деньги из национализированного банка, но враги устраивают убийство японских граждан и вводят десант под предлогом защиты иностранцев. Они ждут прибытия чехословацкого корпуса, чтобы завершить оккупацию.

Фильм посвящен мало освещенной в кино теме гражданской войны на Дальней Востоке. Такие как Константин Александрович Суханов боролись за свободную жизнь для простых людей и жертвовали для этого даже жизнью.

Кадр из фильма "Владивосток, год 1918". И у героев есть любовь, семья, дети, простая человеческая жизнь, которую так больно терять.
Кадр из фильма "Владивосток, год 1918". И у героев есть любовь, семья, дети, простая человеческая жизнь, которую так больно терять.

Нужно ли было оставаться в здании Совета депутатов, когда была еще возможность скрыться? Суханов и его товарищи считали, что бегство повредит авторитету Советской власти, а их арест обличит незаконность действий интервентов. Как показывает история, захватчики не стесняются неудобных фактов, предпочитая истолковывать их в свою пользу.

Последнюю речь Суханова на похоронах красноармейцев, куда он был привезен из тюрьмы, невозможно слушать спокойно. Его слова о иностранных поборниках свобод, празднующих день своей независимости и подавляющих военной силой чужую, актуальны и сейчас. Очень впечатляющая песня, как бы продолжающая речь героя, звучит в финале.

Конечно, в картине лирики мало, больше истории и политики, но, я полагаю, что эти события не следует забывать, особенно таких принципиальных и самоотверженных людей, как Константин Суханов.

Очень сильный актерский состав: Василий Бочкарев (Суханов), Марина Левтова (Шура, его жена), Михаил Жигалов (Мельников), Ольга Науменко (Логинова), Андрей Ростоцкий (Сибирцев), Андрей Мартынов (Никифоров), Александр Лазарев-старший (Джолиок), Леонид Марков (Крайнов), Алекандр Вокач (Циммерман), Игорь Дмитриев (Гирса), Болот Бейшеналиев (Исато).

"За час до рассвета" 1973 г. 2 серии.

По железнодорожному полотну, разрезающему снежную равнину, летит бронепоезд "Князь Мстислав Удалой". Бывший белый, теперь - красный, но еще соответствующе не переименованный. За окнами его - поздняя осень 1920 года, похожая на суровую зиму, и гражданская война.

Бронепоезд отбит под станцией Пески. Там же в бою захвачен белый генерал Седых. Команда направляется в Царицын (будущий Волгоград) для ремонта, ибо машина им досталась в довольно разболтанном и неукомплектованном состоянии и, заодно, конвоирует военнопленного.

Командир, Андрей Державин, уговаривает ехать к родственникам жену, которая, кажется, в положении. Комиссар-армянин бдит за бодростью и сознательностью подчиненных и заботится о найденном щенке. Красноармеец-сибиряк Степа Суслов репетирует доклад Ленину (который, ему, естественно, никто не поручал). Остальные критикуют и подсказывают.

Кадр из фильма "За час до рассвета". Команда бронепоезда.
Кадр из фильма "За час до рассвета". Команда бронепоезда.

Кочегар Садык Курнабаев поет и мечтает, как много жен у него будет, когда разобьют курбаши и отменят калым. Машинист Гусев гордится часами "Паве Буре", врученными в царское время, и именным маузером от Советов. Дочь его, Лена, мечтает о любви как у Татьяны Лариной и уже нашла подходящий объект - красноармейца-стихотворца Яшу Кацмана.

Кадр из фильма "За час до рассвета". Лена Гусева и Яша Кацман.
Кадр из фильма "За час до рассвета". Лена Гусева и Яша Кацман.

Даже пленный генерал пытается договориться с красными об обмене. Все строят планы, кроме жестоко кашляющего от туберкулеза "Джигита". Но все мечты могут легко оборваться, потому что белые захватили следующую станцию, разобрали пути и надеются отбить бронепоезд.

Картина, поставленная по пьесе Иосифа Прута "Бронепоезд "Князь "Мстислав Удалой", скорее телефильм, военные эпизоды сведены к появлению в кадре всадников, атаке пехоты и метанию гранат со стороны бронепоезда. Основное действие сосредоточено на камерных сценах и диалогах. Несколько театрально звучат разговоры на тему смерти. В жизни, полагаю, в боевой обстановке бывает не до этого.

Актерский состав - как на подбор. Персонажи живые, яркие. Музыкальное оформление приближено к жизни: романс, который поет командир ( куда ж бывшему царскому офицеру без гитары?), куплеты Степана и издевательские частушки, которыми бойцы бронепоезда раздражают белых парламентеров.

Кадр из фильма "За час до рассвета". Передышка во время боя.
Кадр из фильма "За час до рассвета". Передышка во время боя.

На моей памяти, это второй советский фильм о гражданской войне, после "Долга", где среди красных есть настоящий предатель. Сыгранный Валентином Брылеевым конвоир, закладывающий командира бронепоезда комиссару, а всех своих сослуживцев - белым и смешон, и страшен.

Имеется, правда, большой ляп, заметный всем, кто помнит историю. К осени 1920 года и Деникин, и Колчак, упоминающиеся в репликах, уже сошли с исторической сцены: первый эмигрировал, второй - расстрелян. В пьесе события происходили раньше, но армянские мастера кино хотели подтянуть их к юбилейной дате провозглашения Армении советской республикой (2 декабря 1920 г.).

В ролях что ни актер, то гордость советского экрана: Армен Джигарханян (комиссар Армен Андраникян), Александр Лазарев-старший (командир бронепоезда Державин), Светлана Немоляева (его жена Ольга), Алексей Эйбоженко (Степан Суслов), Владимир Кенигсон (генерал Седых), Лев Вайнштейн (Яша Кацман), Георгий Тонунц ("Джигит") и другие.

"Каждый десятый" 1984 г.

Вдоль строя пленных красноармейцев идет есаул, выбирая каждого десятого для повешения. Так проводится в колчаковских войсках воспитательная работа по привлечению заблуждающихся в воинские ряды.

Кадр из фильма "Каждый десятый". Есаул перед строем военнопленных.
Кадр из фильма "Каждый десятый". Есаул перед строем военнопленных.

Под раздачу уже попали молодой украинец, пожилой мужик, пытавшийся вымолить пощаду на коленях. Взгляд есаула упирается в мальчишку в солдатской шинели. "Давайте я за него, совсем ведь молоденький еще" - вызывается стоящий рядом, по виду интеллигент.

Предложение принято. Мальчишку отправляют в конец строя. На счете "восемь" есаул упирается в знакомое лицо: этот попадается уже второй раз. Дезертира отправляют к отобранным вне очереди. Несчастный мальчишка попадает в десятые снова. Никто не предвидел, что на самом деле им повезло.

Сначала вмешался гуманный офицер и казнь отложили на завтра, потом конвоир оказался братом дезертира по прозвищу "Мизинчик". В общем, состоялся удачный побег.

Порадовавшись свободе, стали думать, как быть. Дед-крестьянин предложил изображать слепых, собирающих милостыню, и так дойти до своих, но "Мизинчик" заявил, что решения принимает командир, а он как раз - взводный и считает, что следует спасать остальных и точка.

Кадр из фильма "Каждый десятый". Самый старший из беглецов - дед Алеха, мечтающий, что у богатых все отберут, а бедным отдадут и его при этом не обидят.
Кадр из фильма "Каждый десятый". Самый старший из беглецов - дед Алеха, мечтающий, что у богатых все отберут, а бедным отдадут и его при этом не обидят.

Они опоздали, но главные дела были еще впереди. Кстати, мальчишка оказался девушкой.

Фильм жесткий, приближенный к реальности. Пафоса и романтизма никакого, просто выживание. Грустные будни войны. Причем на каждом шагу - нравственные проблемы.

Красноармейцы бегут из плена и едва не убивают освободившего их конвоира. Местный хозяин приглашает их в хату, угощает. "Мизинчик", только что похоронивший повешенного брата, грозит сжечь хату, если не дадут оружие. Оружие, действительно, есть и отряду уцелевших оно нужно, чтобы выбраться, но нужно и хозяину - защищать семью.

Дальше - больше. Приходится жить по принципу "цель оправдывает средства", стараясь не заходить слишком далеко, что влечет неприятные последствия и раздор. Помогает только умение посмеяться над собой.

Каждый герой картины - индивидуальность со своими манерами, речью, характером. Белые тоже неоднородны, хотя им достались, в основном, эпизоды. Трудно кого-нибудь выделить, все играют естественно, натурально. Самые известные из актеров Лев Борисов (дед Кикин) и Владимир Еремин (Святополк Андреев).

Весь фильм нас сопровождает голос самого светлого и положительного персонажа - Саши (Раисы Зайцевой). До тех пор пока она жива, потому что гибнут на войне, чаще всего, лучшие.

В остальных ролях: Игорь Иванов (Елизар Коромыслов "Мизинчик"), Владимир Осипчук (Степан), Александр Яценковский (поручик), Николай Кузьмин (есаул), Николай Волков (III) (капитан парохода) и другие.

Мой обзор закончен. Приятного просмотра! Если вам нравятся советские фильмы о гражданской войне, предлагаю ознакомиться и с предыдущей подборкой: "Красный разведчик в стане белых": 3 забытых советских фильма о чекистах гражданской войны".

-9