Ту-160 входил в состав стратегической ядерной триады СССР и мог наносить удары по континентальной части США. Россия после развала СССР унаследовала меньшую часть парка ТУ-160, которые, тем не менее, составляют важную часть стратегического арсенала страны. Самолеты модернизируются и даже строятся заново, но очень ограниченно и долго.
Ту-160 самый большой советский бомбардировщик и самый большой военный самолет в истории авиации. Внешне самолет очень похож на американский B-1B. В конструкции Ту-160 ощутимо влияние исходного Rockwell B-1A, выполнившего первый полет 23 декабря 1974 года, однако программу В-1А закрыл в 1977 году президент США Картер. Прототип Ту-160, он же «изделие 60», выполнил первый полет 18 декабря 1981 года в Жуковском, командир экипажа Борис Веремей. Через три недели секретный самолет сфотографировал американский спутник-шпион, после чего будущему Ту-160 присвоили на западе шифр «Ram-P», но потом на Западе машину стали именовать «Blackjack». Ту-160 как будто позировал спутнику в одном ряду с двумя Ту-144, благодаря чему американцы смогли правильно определить размеры самолета – намного больше, чем В-1.
При разработке В-1В американцам пришлось пойти на ограничение боевой эффективности В-1А – из многорежимного самолета, фактически, однорежимный, рассчитанный на нанесение ядерного удара с малой высоты на дозвуковой скорости.
В СССР же разработали полноценный стратегический авиационный комплекс. Ту-160 способен действовать на сверхзвуке, как на малый, так и на больший высотах, развивая скорость до М=1,9.
О способности Ту-160 выходить на сверхзвук у земли в начале века как-то подзабыли. Пилоты британских Tornado не так давно очень сильно удивились, когда огромный «Белый лебедь» неожиданно сложил крылья и с легкостью оторвался от «эскорта».
Крыло изменяемой стреловидности оснащено по всему размаху щелевыми предкрылками и двухщелевыми закрылками. Угол стреловидности крыла изменяется вручную. Предусмотрено три положения крыла: взлётно-посадочное -25, крейсерский полет – 35, полет с большой скоростью -65. В фюзеляже нет вырезов для уборки корневой части крыла при его установки в положение большой стреловидности. Проблема решена в высшей степени оригинально за счет отклоняемых поверхности являются как бы частями плоскости крыла, а при увеличении стреловидности они поднимаются в вертикальное положение над крылом.
Четыре члена экипажа размещены на катапультных креслах К-36Д. Вход и выход в кабину осуществляется через нишу носовой части опоры шасси. У летчиков установлены ручки управления, как на истребителях. Самолет оснащен электродистанционной системой управления, но все приборы аналогового типа. В носовой части фюзеляжа установлена многорежимная РЛС ПНА-Д, ниже телевизионная система, используемая для визуального прицеливания. Перед остеклением кабины расположен топливоприемник системы дозаправки в воздухе. Кроме того, Ту-160 стал первым советским боевым самолетом, оборудованным туалетом!
Ракетное вооружение
Вооружение размещается на двух расположенных тандемом фюзеляжных отсеках. В каждом отсеке стоит револьверная катапультная установка МКУ-6-1, на которой возможна подвеска шести крылатых ракет большой дальности Х-55 или 12 ракет Х-15 с дальностью полета 150 км. Дальность полета ракеты Х-55СМ доведена до 3000 км, ракета оснащена ядерной БЧ мощностью 200 кт.
Программа разработки самолета сильно затянулась. Серийное производство завершилось на заводе в Казани в 1992 году. Поначалу Ту-160 эксплуатировались со многими ограничениями, что, впрочем, присуще почти любому новому самолету. Эксплуатацию сопровождали бригады ОКБ им. А.Н. Туполева и казанского завода, параллельно на технике проводились доработки по устранению выявленных дефектов. Самолет совершенствовался по ходу серийного производства, так от самолета к самолету изменялся состав БРЭО, конфигурация воздухозаборников.
С апреля 1987 года 19 Ту-160 получил 184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиаполк, дислоцированный в Прилуках на Украине. После развала СССР полк перешел под юрисдикцию Украины. Переговоры с Россией о продаже или обмене Ту-160 продолжались до 1997 года. НА ход переговоров максимальное давление оказывали США, которое стремились не допустить передачи самолетов. Частично удалось большинство украинских Ту-160 утилизировали согласно договору ОСВ-1, но восемь ракетоносцев зимой 1999-2000 годов перелетели в Россию. Один Ту-160 находится в украинском музее авиации.
На 2011 парк ВВС РФ включал не менее 16 Ту-160, минимум один из них был построен в Казани из задела, сохранившегося со времен СССР. Все Ту-160 дислоцированы на авиабазе Энгельс. В сентябре 2003 года произошла катастрофа Ту-160, все члены экипажа погибли, причина катастрофы точно не установлена. С середины 2003 года российские Ту-160 летают часто далеко. «Белый лебедь» регулярно перехватывают и сопровождают истребители НАТО над Северной Атлантикой и у берегов Аляски. В сентябре 2008 года Ту-160 перелетели в Венесуэлу, выполнив оттуда несколько полетов над Карибским морем, после чего вернулись в Энгельс.
5 июля 2006 года в Энгельс прибыл первый отремонтированный и модернизированный Ту-160, ранее использовавшийся ОРКБ для испытаний. В октябре 2007 года был обнародован план доведения парка Ту-160 к 2025-2030 годам до 30 самолетов. 28 декабря 2007 года первый полет совершил вновь построенный Ту-160.
Подписывайся,ставь палец вверх. Пиши комментарии.