Найти в Дзене

Что делать со студентами-бездельниками (если у вас тоже запрещены розги)?

В последние два года мои педагогические взгляды и взгляды вокруг меня начали меняться. Пожалуй, я понимаю, что получилось в итоге. А случились дела совершенно странные: в моем околопреподавательском окружении стало немодно рефлексировать и анализировать ситуацию, исключая из нее себя. Иначе говоря – ныть. Честно сказать, я любила долгие, тягучие и топкие разговоры, когда за чашечкой кофе или где-нибудь за шкафом мы обсуждали, что наше призвание – счастье. Вот только дети нам достались – сущее наказание. Домашние задания не делают. Шекспира не любят всем своим большим и добрым детским сердцем. Вместо Шекспира любят бездельничать, бегать по коридорам, курить и грязно выражаться. На уроках болтают. Работы с ними – до небес горы. И никто не ценит учительницу мечты. А что теперь? В пандемию мой мир на удивление стал шире, быстрее, жестче и правдивее. Причин, по которым мои гипотетические детки спят на уроках, не поднимают глаз от телефонов, отвлекаются и бесят меня, осталось лишь две

В последние два года мои педагогические взгляды и взгляды вокруг меня начали меняться. Пожалуй, я понимаю, что получилось в итоге.

А случились дела совершенно странные: в моем околопреподавательском окружении стало немодно рефлексировать и анализировать ситуацию, исключая из нее себя. Иначе говоря – ныть.

Честно сказать, я любила долгие, тягучие и топкие разговоры, когда за чашечкой кофе или где-нибудь за шкафом мы обсуждали, что наше призвание – счастье. Вот только дети нам достались – сущее наказание.

Домашние задания не делают. Шекспира не любят всем своим большим и добрым детским сердцем. Вместо Шекспира любят бездельничать, бегать по коридорам, курить и грязно выражаться. На уроках болтают. Работы с ними – до небес горы. И никто не ценит учительницу мечты.

А что теперь?

В пандемию мой мир на удивление стал шире, быстрее, жестче и правдивее.

Причин, по которым мои гипотетические детки спят на уроках, не поднимают глаз от телефонов, отвлекаются и бесят меня, осталось лишь две.

Тут стоит оговориться – модных причин две. А немодные – посреди которых я одна стою в белом пальто – не в счет.

1. Если ученик безразличен и холоден, значит, результат обучения для него – тайна. Он (результат) или слишком далек: через несколько лет ты кем-то станешь. Или мудрен и непонятен, похож скорее на заклинание.

Вот один случайный и реальный пример результата, который бесконечно туманен:

«научиться самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Это непонятно.

Результат «через неделю ты выучишь алфавит и научишься читать» звучит, конечно, не очень серьезно, наивно, зато понятно. Понятный результат мотивирует.

2. Если мой студент потягивается, чешется, ковыряет в носу вместо того, чтобы смотреть на меня восхищенным взором. Если группа больше похожа на разбитый полк, на странствующий цирк, на бар поутру. Я не смогла продать себя дороже. Нет смысла отрицать, что в этом мире есть места, где студенты готовы учиться. Что скрывать, я даже знаю, как эти места (в моей сфере) называются. Почему тогда условная я все еще не в этих условных местах?

Короче говоря, спастись от лентяйских студентов просто:

Для начала нужно ответить на один обидный вопрос: то, чему я учу, вообще актуально?

Если «да» – объяснить студентам, что мы тут делаем. И как они потом смогут это использовать (=заработать на этом, применить на практике и в быту). Если не поняли – упросить формулировку результата. И упрощать до тех пор, пока она не станет адекватной.

Если тема актуальна, результат обозрим и понятен, пришло время работать над содержанием программы.