За последние несколько лет достаточно серьезно изменились представления об образовательной системе. Человечество сталкивается с серьезными трудностями и проблемами в воспитании и обучении. Такие проблемы требуют глубокого анализа, обсуждения и принятия своевременных решений. Происходящие в мире изменения, носящие многомерный характер и нелинейное развитие, требуют новых подходов к обучению и воспитанию, формированию принципиально иных теоретических знаний и практических навыков.
В мировых педагогике и образовании рождается новое понимание смысла воспитания и обучения личности. В отдельных регионах и странах получают выражение особенности педагогической мысли и образования, которые явились следствием воздействия специфических социальных, культурных, идеологических факторов. В педагогике и школе отражены общность и различия цивилизаций: рационализм и индивидуализм Запада, патернализм, холизм, коллективизм России и Востока. Однако к концу ХХ в. были определены некоторые проблемы образования, обозначенные как общие и типичные для большинства стран. Среди таких проблем и явлений можно назвать обновление форм и модернизацию методов обучения, а также проблема воспитания дисциплинированности обучающихся.
Среди важных тенденций мировой педагогики и школы — демократизация школьных систем, гуманистическая направленность воспитания, использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся, модернизация классно-урочной системы. Происходит отказ от авторитарной педагогики, провозглашено индивидуальное внимание к личности. Вырабатываются установки высокой нравственной, гражданской ответственности и самостоятельности.
Ученые отмечают проблему функциональной неграмотности, с которой сталкиваются даже страны, имеющие хорошо развитую систему образования. Под функциональной неграмотностью понимается отсутствие способности молодых людей эффективно функционировать в постоянно меняющемся современном обществе. Акценты современного образования перемещаются от когнитивных к социальным. Ранее образование рассматривалось в качестве сферы развития только мыслительных процессов и расширения базы знаний, но в настоящее время необходима социально-психологическая поддержка и реализация стратегий образования, направленных на развитие социализирующей адаптивности.
Изучать состояние, закономерности и тенденции развития образования в разных странах, выявлять способы взаимообогащения национальных образовательных систем на основе использования зарубежного опыта признана дисциплина, как сравнительная педагогика.
Особенности образования в странах Европы
Основные черты, которые объединяют все школы стран Европы – инклюзивность и нацеленность на обучение ребенка самостоятельности, развитие у него индивидуальности. Образование в Европе развивается и реализуется по демократическому пути.
Во многих странах Европы отсутствуют домашние задания либо же они обычно небольшие по объему, также не везде используются дневники как система контроля. Например, в Канаде, Великобритании, Испании, Германии и Финляндии дневники отсутствуют и редко задается домашнее задание, но в США, Италии и Франции наличие дневника обязательно, а домашнее задание обычно небольшое по объему и представляет собой групповые проекты.
Обычно обучение в школах Европы длится около 12-13 лет. Дети поступают школу в 6-8 лет, исключением в данном случае может являться только Великобритания, где обучение начинается в 4 года.
Чаще всего для оценки знаний используются тесты. Однако страны имеют разную систему оценивания: буквенная в США, Великобритании (иногда также используется бальная система от 0 до 100), процентно-буквенная в Канаде, балльная в Италии, Франции, Германии и Финляндии. В Испании вовсе не выставляются оценки, но устраиваются ежедневные проверочные работы, оценивающиеся по шкале до 10 баллов. В Финляндии же система оценивания не используется с 1 по 3 класс, а имеет только словесную форму выражения со стороны учителя.
В большинстве стран Европы действует пятидневная система обучения, однако в течение дня европейские ученики проводят в школе больше времени, чем учащиеся России: занятия обычно начинаются около 8-9 часов утра и заканчиваются около 14-16 часов дня. Самые долгие учебные дни во Франции и Испании, где ученики остаются на занятиях до 17.00.
При этом, в школах всегда выделяется промежуток времени на обед, который может длиться от часа (как, например, в Великобритании) до 2,5 часов (знаменитая Испанская сиеста). В Италии и Германии, несмотря на отводящееся время, ученики не обедают в школе, а идут с этой целью домой или берут еду с собой – в школах этих стран часто даже отсутствуют столовые. В Финляндии и Швеции питание предоставляется школьникам бесплатно (как и все необходимые для учебы принадлежности), а во Франции во время обеда уделяется особое внимание манерам учеников, им читают лекции о здоровом питании.
Вторая половина дня в европейских школах обычно посвящена занятиям спортом и творчеством, в том числе и разнообразным элективным курсам и кружкам.
Что касается организации учебного времени, то в данном случае можно выделить две стратегии:
1. учебный год обычно длится с сентября по июнь, каникулы 3 раза в году (США, Канада, Испания);
2. учебный год начинается в сентябре или августе и заканчивается в мае-июне при наличии 5-6 каникул в году (Великобритания, Финляндия, Испания).
Особенной в этом плане является Испания – там учебный год длится до 20 июня, однако последние недели учебы проходят в формате детских лагерей.
Набор и степень изучаемых предметов разнятся в зависимости от страны или от штата, но в основном программы обучения схожи между собой и имеют стандартный набор школьных предметов. Например, в младшей школе в этот список входит английский язык и литература, математика, естествознание, граждановедение, трудовое обучение, цикл эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорт и физическое воспитание. Такая программа обучения дает элементарные навыки и знания, вырабатывает сознательное отношение к учебе.
Старшая средняя школа обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности. Средняя школа многовариантна по реализуемым в ней схемам и типам общеобразовательной подготовки. Программа средней школы включает более 200 различных курсов: они составлены c учетом различных вариантов изучения предметов.
Несмотря на общий демократический вектор развития образования, каждая страна Европы имеет свои особенности в этой сфере. Например, в Италии самый высокий уровень художественного образования – в образовательной программе можно наблюдать акцент на творческих дисциплинах. В США отсутствуют сформированные классы – при подготовке к итоговому тесту все учатся по индивидуальному плану. Подобную систему можно наблюдать и в Финляндии: для каждого ученика составляется индивидуальный план обучения и развития, поэтому даже одноклассники на уроке могут делать упражнения разной сложности. В США, Канаде и некоторых других странах отсутствует общее расписание занятий, а для получения диплома необходимо набрать определенное количество кредитов (баллов) за посещение занятий по каждому направлению, курсу, выбранному учеником. Во многих средних школах действуют программы, предусматривающие соединение работы c учебой.
Схожей в этом плане также является Германия, где программы обучения не синхронизированы, отсутствуют единые учебники и стандарты по предметам, но с начальной школы стабильно начинается изучение английского языка, а уже в четвертом классе появляется такой предмет, как половое воспитание. Интересной особенностью Германии также можно назвать то, что по закону полиция имеет право оштрафовать родителей ученика, прогуливающего занятия.
Во Франции действует другой, но не менее любопытный закон - ученикам школы запрещается пользоваться телефонами, а на больших переменах они обязаны выходить на улицу. Исключения делаются только для учащихся с особыми потребностями и для уроков, на которых учитель поощряет использование мобильных телефонов в учебных целях.
Отдельно стоит упомянуть такой важный аспект жизни школьника, как контроль знаний, выражающийся в получаемых оценках и различных замечаниях со стороны учителя. В Канаде и Финляндии педагоги не имеют права делать ребенку публичные замечания, а оценки учеников конфиденциальны. Например, в Великобритании табель с успеваемостью по итогам семестра отправляют родителям на электронную почту. Конкретно в Финляндии также запрещено сравнивать детей и уже с первого класса ученикам объясняют их права и учат жаловаться при необходимости социальному работнику.
Из других особенностей в Финляндии можно выделить и то, при возникновении конфликтов между учащимися, учителя никогда не вмешиваются, потому как считается, что дети таким образом сами научатся справляться с реальными жизненными ситуациями и будут в состоянии постоять за себя. Также отсутствует привычная форма обращения к учителю – к нему обращаются только по имени, без отчества.
В европейских странах далеко не везде существуют привычные родительские собрания. В Канаде, например, 4 раза в год педагоги устраивают родителям индивидуальные собеседования. Аналогичная система действует и в Великобритании, где ожидается, что родители будут регулярно посещать школу, чтобы обсудить с учителем успехи ребенка. В крупных школах даже есть специальные консультанты по поддержке родителей, отвечающие за то, чтобы они были постоянно в курсе того, что происходит с детьми, и получали необходимые консультации у преподавателей.
Отдельно стоит упомянуть про особенности ведения образовательного процесса в Великобритании, так как она в некоторых аспектах кардинально отличается от системы образования других европейских стран. Прежде всего, именно в Великобритании самыми распространенными являются школы-пансионы, где ни ученики, ни их родители не имеют права оспаривать условия обучения и проживания. Также, если, например, в Финляндии мальчиков и девочек не разделяют даже на уроках технологии, то в данном случае существует разделение на отдельные школы как для мальчиков, так и для девочек. Если, например, в США ученики ходят в свободной форме, то в Великобритании школьная форма регламентирована. Кроме того, используются одинаковые тетради и обложки для учебников, потому как считается, что отсутствие индивидуальности помогает детям сосредоточиться на учебе. Также в Великобритании большое внимание уделяется благотворительности, постоянно организуются различные мероприятия, где учеников часто обязывают заниматься социальной работой.
Особенности образования в странах Азии
Основные отличительные особенности организации образовательного процесса в странах Азии – это коллективизм и строгая дисциплина. Коллективизм выступает одним из главных факторов личностного становления и идентификации своего социального статуса в общественной системе отношений, особенно в Японии. Образование также уникально тем, что помимо традиционных знаний, детям стараются привить моральные устои и помогают раскрыть творческий потенциал.
В ведущих азиатских странах с самого детства развивают дисциплинированность. Уже в детском саду ребенка приучают к соблюдению строгого режима: все его время четко структурировано, он всегда должен быть занят чем-то полезным, поэтому ему не выделяется свободного времени, наличие которого может привести к формированию каких-либо негативных черт личности (например, лень, снижение самоконтроля и т.д.).
Дети начинают учиться в школе с 6 лет, но стоит учитывать тот факт, что они также имеют сильную образовательную нагрузку в детских садах и подготовительных дошкольных учреждениях. Школьное образование по продолжительности лет аналогично европейскому.
В отличие от школ Европы, в азиатских учебных учреждениях детей распределяют по классам, где количество учеников может варьироваться от 30 до 80 человек. Во многих странах введена школьная форма. Дети в основном учатся шесть дней в неделю (Япония, Южная Корея, Индия), но в Сингапуре, например, действует пятидневная система, а в Южной Корее суббота – короткий день.
Учебный год в Китае, Израиле, Индии, Сингапуре начинается в сентябре и длится примерно до июня, при наличии 2-5 каникул. В Японии учебный год связан с началом нового цикла в природе, поэтому он начинается в апреле и заканчивается в марте при наличии 3 каникул. Южная Корея тоже имеет свое отличие в этом плане: учебный год длится с марта по февраль, а каникулы 2 раза в году.
Учебный день в таких странах, как Китай, Япония, Индия, Израиль, Южная Корея начинается в 8-9 часов утра, однако конкретно в Китае, например, предполагается, что к этому времени школьник уже посвятил минимум час самостоятельным занятиям. Исключением является Сингапур, где занятия начинаются около 7 утра. В Китае дети ежедневно делают зарядку в течение дня, а утром посещают общую линейку, на которой сообщают основные новости и поднимают флаг. Также после третьего урока все дети делают упражнения для расслабления глаз.
Традиционно в середине учебного дня существует перерыв на обед, который в среднем длится около часа. Завершается учебный день обычно около 15-18 часов дня (в Израиле дети заканчивают учиться раньше всех – в 13-14 часов). Однако стоит отметить, что если в европейских школах вторая половина дня обычно посвящена творческим занятиям или спорту, то в азиатских школах такой принцип не действует. После школьных занятий почти все дети занимаются дополнительно, в Южной Кореи это называется «хаквон». Вечера, выходные или каникулы ученики азиатских школ используют в качестве дополнительной возможности подтянуть свои знания по предметам.
Во многих школах Азии имеются дневники, которые используются в формате ежедневников, где ученики фиксируют расписание не только уроков, но и всего дня, начиная с утреннего подъема.
Обычно в школах принята бальная система оценивания, за исключением Китая и Японии, где оценки выставляются буквами по европейскому образцу. Стоит отметить некоторые особенности Индии: ученикам начальных классов педагог оставляет только письменные замечания в тетради, а оценки в течение всех лет обучения выставляются только за сдачу экзаменов. В Японии оценки учеников, как и во многих школах Европы, конфиденциальны, однако в Китае оценки всех детей висят на видном для всех месте. В Южной Корее вовсе не оглашаются оценки: ученик может лишь узнать свое место в общем ученическом рейтинге.
В Японии и Израиле отсутствует домашнее задание в начальной школе, а в Южной Корее оно отсутствует вообще. В более старших классах в Японии, Сингапуре и Индии домашнее задание задают стабильно и в достаточно объемном размере.
Список основных школьных предметов во многом схож с европейским: учащиеся осваивают языки, математику, физику, химию, занимаются физической культурой и др. Особый упор в школах Китая и Южной Кореи делается на математику и языки, также большое значение имеет практика. В школьной программе присутствуют и особые предметы, направленные на формирование личности и становление ее мировоззрения, например, моральное воспитание или идейная нравственность.
Как и в Европейских странах, несмотря на общий вектор развития образования, школы азиатских стран все же имеют свои уникальные черты. Например, в Индии в конце каждого учебного года местные газеты публикуют фотографии лучших учеников выпускных классов, а в Израиле, как и в Великобритании, существуют как отдельные женские, так и мужские школы.
Отдельно стоит сказать о Японии, имеющей свою уникальную систему образования, совмещающую в себе самобытность страны, культурные традиции и разнообразные инновации. Основной целью образования является воспитание гражданина с навыками строгого самоконтроля и самоанализа; гражданина, обладающего сдержанностью, воспитанностью и терпеливостью – ключевыми качествами японского национального характера.
Также японцы получают эстетическое и экологическое образование, которое проявляется в умении любоваться окружающей природой и трепетно к ней относиться, что тоже признается чертами национального характера. В конце каждого учебного дня ученики делают уборку в школе и на прилегающей к ней территории.
Стоит отметить, что учителя в Японии обладают высоким статусом в обществе. Соответственно предъявляются высокие требования к их знаниям, культуре поведения, нравственному уровню и ответственности, а работу в школе получают только самые достойные выпускники педагогических образовательных учреждений.
Заключение
Системы образования в странах Европы и Азии имеют разную направленность, но по-своему добиваются успешных показателей в сфере образования. Если на Западе акцент делается на социальной адаптации детей, их индивидуальном развитии и занятиях спортом и творчеством, то на Востоке детей уже с детского сада учат точным наукам и приучают к строгому распорядку дня, однако не забывая при этом об эстетической и творческой составляющей.
В европейских школах в первую очередь актуальна тема демократизации школьного образования. Школы Азии, напротив, отличаются своей требовательностью к ученикам.
Вместе с тем, в системе современного образования любой страны все больше становятся актуальными не столько когнитивные, сколько социальные навыки – этим обусловлена важность направленности образования на развитие социализирующей адаптивности и в целом значимость демократического пути развития образования.